Цель урока: познакомить с понятием “высказывание”, учить говорить на математическом языке.
Задачи урока:
– учить распознавать высказывания, доказывать свою точку зрения, используя алгоритм;
– развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, развивать речь детей;
– воспитывать самостоятельность, упорство в достижении цели.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Орг. момент (2-3 мин.)
– Сегодня у нас не совсем обычный урок.
– Тихонько пожелайте удачи друг другу.
– Садитесь.
(Появляется весёлая картинка с солнышком.)
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Будет он нас согревать
И в учёбе помогать.
– Ребята, а что вы уже умеете делать? (Ответы детей)
– Что уже знаете?
– Мы продолжим изучать математику. Сегодня нам снова помогает учиться “Смайлик”.
– Скажите, а что значит “уметь учиться”? (Понимать, что ты чего-то не знаешь и постараться узнать и открыть новые знания.)
– Именно тогда вы будете учиться, когда сами постараетесь открыть для себя новые знания, а не будете ждать, что вам всё расскажет учитель.
– Откройте тетради, запишите число, классная работа.
– Смайлик ждал, когда вы подготовите свои тетради к работе, и сейчас он начнёт своё восхождение по “Лесенке знаний”.
II. Актуализация знаний (5 -7 мин.)
– Какая первая ступенька на пути Смайлика?
– Первая ступенька: повторяем.
– Для чего нам нужно преодолеть первую ступеньку? (Для того, чтобы мы могли самостоятельно сегодня работать и самостоятельно открывать новое.)
– Откройте тетради на печатной основе, стр. 61, № 212. Выполните по заданию. (Выполняют.)
– Проверим, что у вас получилось. Если вы выполнили задание правильно, возле выражения в тетради поставьте плюсик карандашом. (Проверяют, используя сигнальные карточки “+” и “?”.)
– Молодцы! Вы хорошо справились с заданием и легко определили, верно или не верно.
– Что мы сейчас повторили? Зачем?
– Что мы можем сделать дальше вместе со Смайликом? (Мы можем подняться на следующую ступеньку нашей лестницы.)
III. Постановка проблемы (2-3 мин.)
– На какой ступеньке лестницы мы находимся? (Ищем проблему)
– Предлагаю вам выполнить такое же задание для следующего выражения: 25-5.
(Во время выполнения задания учитель смотрит, как работают дети и тихонько приглашает 3 человека записать на доске, как они выполнили задание 25 – 5 )
– Смотрите, сколько вариантов у нас получилось. Задание было определить, верна или неверна запись. Выполнили ли это задание?
– Объясните, почему вы так думаете?
– Смотрите, вы выполнили № 212 в тетради быстро и правильно, а тут появились разногласия. (Если дети отвечают правильно, тогда говорю:
– А в другом классе дети выполнили это задание так:
25 – 5 =20
25 – 5
25 – 5 В
– Почему получились разные ответы?
– В конце урока решим, кто был прав.)
– Чему будем сегодня учиться? (Дети высказывают свои предположения, записываю их на доске.)
– Откройте учебники на стр. 105. Прочитайте тему урока. Какие слова Вам хорошо известны? (Верно и неверно, предложение)
– Сравните Ваши формулировки темы урока с темой учебника. С каким вариантом вы согласны больше?
– Почему мы говорим о предложении на уроке математики?
– Переходим вместе со Смайликом на третью ступень “Решаем проблему”.
IV. “Открытие” нового знания (15 мин.)
– Найдите в учебнике № 447.
– Рассмотрите ситуацию.
– Как вы думаете, что произошло на уроке?
– Какое задание дал учитель?
– С кем – Волком или Зайцем – вы согласны?
– Почему ты решил, что верно? неверно?
– Прочитайте внимательно задание.
– Оказывается, Лисёнок высказался по поводу записи числа 25.
– А если бы Лисёнок просто написал число 25, могли бы Волк и Заяц поднять карточки со словами “Верно” или “Неверно”?
– О задании, которое выполнял Лисёнок, можно сказать, верно оно или неверно. А почему наше задание мы не могли выполнить? (Рассматривают записи по карточке в начале урока на доске.)
– О чём идёт речь? Что же такое высказывание? (Запись ответов детей на доске. Высказывание – это когда кто-то что-то сказал.)
– Откуда мы можем узнать, что значит это слово? (Из словаря, справочника, учебника)
На доске:
– Точно ответить на этот вопрос поможет учебник.
– Выделите признаки высказывания. Нам надо найти три признака, которые есть только у высказывания.
На доске:
(Дети называют, учитель на доску помещает карточки с названиями)
На доске:
– Хорошо. Например, 5. (Учитель пишет число на доске) Определите, верно или неверно это высказывание.
– Например, ёлка. (Учитель пишет слово на доске) Определите, верно или неверно это высказывание.
– А почему вы не можете ответить?
– Ёлка, пять. Это что? (Слова.) А высказывание – это что? (Предложение.)
На доске – ещё карточка:
– Мы узнали особенности высказывания. Какие? (Высказывание – это предложение, про которое можно сказать, верно оно или неверно)
– Вернёмся к заданию в начале урока.
– Почему в № 212 в тетради вы могли сказать, верно или неверно?
– Предложения это или нет? (Да) Докажите.
– Можно про каждое из них сказать, верно оно или нет?(Да) Докажите.
– 25-5 – это предложение? (Предложение) Докажите.
– Почему не можем сказать ответ, верно оно или нет? (Не знаем значения числового выражения)
– Давайте вернёмся к теме нашего урока и уточним её.
– …, читай тему урока.
– Смотрите, даже в теме урока признаки, которые мы выделили, представлены.
– Мы открыли новые знания, уточнили тему урока, а теперь давайте потренируемся определять, являются ли высказываниями предложения или нет.
– А все ли признаки высказывания мы с Вами нашли? (Нет.)
– Значит, нас ещё ждёт открытие третьего признака.
– Учебник, с. 106, № 449 (Выполняют фронтально.)(Сигнальные карточки “+”, “?”.)
– Прочитайте задание.
– Как определить, высказывание это или нет? (Обращаются к алгоритму, выведенному на доске.) (Это должно быть предложение, про него можно сказать, верно оно или нет.)
– Читай и доказывай.
(Дети читают по предложению и доказывают, опираясь на алгоритм, высказывание это или нет.)
– (Предложение “Который час?”) Почему не можем сказать, верно оно или нет? Предложение, но какое?
– Сделайте вывод, всякое ли предложение может считаться высказыванием?
– Каким должно быть предложение, чтобы мы могли сказать, верно оно или нет? (Повествовательным)
На доске:
(Продолжают работу, опираясь на алгоритм)
– Чему учились?
– Что узнали нового?
Физминутка (физические упражнения под музыку)
– Вместе со Смайликом переходим на следующую ступень “Запоминаем”.
5. Комментированное решение типовых задач (5 мин.)
1. – Поработайте в парах. № 448. Прочитайте задание.
– Я хочу его вам усложнить: докажите, что это высказывание. Всё время обращайтесь к правилу.
(Работа в парах)
– Проверим.
(Выборочно, 3 высказывания)
– Объединитесь 2 пары в группы по 4 человека и проверьте друг друга. (Проверка в четвёрках.)
– Какие были спорные места?
– А я засомневалась: “Сегодня идёт дождь.” – высказывание ли это?
(Аналогично “15 в 3 раза больше 5”.)
2. – № 450. Две первые группы думают над первым заданием, две следующие – над вторым, две следующие – над третьим и одна группа – над четвёртым заданием. (На стол к четвёркам кладут цифру – номер их вопроса.)
(Дети работают.)
– Давайте посмотрим, что у вас получилось. Одна команда отвечает, а остальные – работают сигнальными карточками. ( Проверка. Дети работают с сигнальными карточками “+” и “?”. Если кто-то не согласен с ответом, нужно объяснить, почему.)
– Чему учились?
– Соответствовали ли наши задания теме урока?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (5 мин.)
№ 214, тетрадь
– Работайте самостоятельно.
(Дети выполняют задание. Проверка – на доске.)
– Проверьте, верно ли вы выполнили задание. Если правильно, то рядом с предложением поставьте знак “+”, если нет – знак “?”.
– Чему учились?
– Надо ли нам ещё поработать над этой темой или можно двигаться дальше?
– Соответствовали ли наши задания теме урока?
– Что вы нового узнали сегодня о высказывании?
– Переходим вместе со Смайликом на следующую ступень “Применяем”.
7. Формирование системы знаний (5 мин.)
– Молодцы, вы хорошо поработали, поэтому я предлагаю вам интересное задание. (Если не очень хорошо справились самостоятельно с заданием, то: – Не все смогли правильно выполнить задание самостоятельно, значит, что нам нужно будет сделать, чтобы научиться делать это хорошо? (Потренироваться.))
– А сейчас потренируемся в том, что вы уже умеете делать. Возьмите листочки с заданием на своём столе. Прочтите, какие задания Вам предлагаются. Как вы думаете, эти задания относятся к теме нашего урока? Почему? (Фронтально обсуждают.)
– Выберите для выполнения любое задание, которое Вам больше нравится.
Расставьте там, где необходимо, скобки так, чтобы равенства были верными:
32 : 4 х 2 = 4
6 х 9 – 8 : 2 = 3
(Решение: 32 : (4 х 2) = 4
6 х (9 – 8) : 2 = 3)
– Какие числа можно поставить вместо звёздочек, чтобы равенства и неравенства были верными?
5 х * < 15; 7 х (* – 4) = 0; * х 0 = 0; * – 12 < 3.
(Ответ: 1. Верно при * = 0;1;2 2. Верно при * = 4 3. Верно при * = любое число. 4. Верно при * = 12; 13; 14)
– Жили-были мышки,
Мышки-шалунишки.
На страницу сели,
В примерах цифры съели.
Как пример восстановить, нужно вмиг сообразить.
– Восстанови пример, вставив цифры вместо звёздочек.
8. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)
– Наш урок подходит к концу и Смайлик подошёл к последней ступеньке на лестнице знаний. Как она называется? (Делаем выводы.)
– Назовите тему урока.
– Какая формулировка темы урока была сегодня более точной?
– Какие задания выполняли, чтобы понять тему?
– Что получалось, а что – нет?
– Чему мы сегодня должны были научиться?
– Был ли урок интересен?
– Вы были сегодня активны и внимательны. Мне было интересно и комфортно на уроке.
– А как вы ощущали себя на уроке? Возьмите лист с вариантами утверждений на столе и нужное отметьте галочкой.
(Индивидуальные карточки:
9. Домашнее задание
– Придумайте по пять верных и неверных высказываний, и 5 не высказываний, а кто хочет, может подумать над № 451 стр. 107 учебника.
10. Организационное окончание урока.
– Путешествие Смайлика на этом уроке подошло к концу.
– Урок окончен. Спасибо. До свидания.