Цели: знакомить учащихся с историческим событием «65-летием освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков» воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважение к прошлому; помочь подрастающему поколению стать достойными наследниками тех высоких гражданских традиций, которые создавались в пламени боев за Родину; воспитывать чувство сопричастности к истории родного края, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству
Оборудование: презентация, цветная бумага, клей, салфетки разного цвета.
Ход урока
1-й этап. Орг. Момент.
2-й этап.
Учитель: Поздравляю Вас с началом учебного года, сегодня мы поговорим о том, что многие тысячи людей отдали свои жизни, для того, чтобы вы сегодня смогли сесть за парты. Весть о Победе разнеслась по нашей стране весной 45 года, в то время зацвели кусты сирени, наших русских солдат-победителей встречали с большими букетами сирени в руках. С тех пор сирень является символом победы нашей страны над фашистскими захватчиками.
Сегодня и года уже седы
С тех пор, как минула война,
Но поздравляет с Днем Победы
Дедов и правнуков страна.
Спасибо, милые, родные
Нас защищавшие тогда
И отстоявшие Россию
Ценою ратного труда.
Мы поздравляем вас с любовью,
И правнуки запомнят день,
Омытый вашей чистой кровью,
Когда вовсю цвела сирень (Слайд 1)
Ученик:
Чествуем погибших и живых,
Тех, кто пал, Отчизну защищая,
Имена навек запомним их,
Жизнь они свою за нас отдали.
С каждым годом все короче ряд
Очевидцев тех боев кровавых,
Пусть же взрывы больше не гремят,
Не тревожат застарелой раны.
Ваш геройский подвиг не забыть,
Пусть года бегут неумолимо,
Но сирени бархатная кисть
В вашу честь цветет неопалима! (Слайд 2)
Ученик:
Деревья раскрыли листочки,
Сирень распустила цветы,
И запах пьянящий, волшебный
Нам голову снова вскружил.
Мы сядем под кустик сирени,
За стол, что на даче стоит,
И в Памятный День – День Победы
Немного мы будем грустить.
Весной сорок пятого года
Сирень также буйно цвела.
Сиреневый куст освежает
Нам память, что в сердце жива.
И пусть каждый год расцветает
Сирени бушующий куст –
Он символ Победы Великой
И нежной влюблённости вкус. (Слайд 3)
Учитель: Более шестидесяти лет над нашей страной синее-синее небо. И солнце доброе, радостное, не застланное дымом. И ветер, свободный от сладковато-горького запаха пороха. Выросло несколько поколений людей, знающих о большой, Великой Отечественной войне только понаслышке. Но перед памятью человеческой, перед памятью сердца время бессильно.
Сколько на земле нашей людей обожженных войной. Матерей, чьи глаза выцвели от слез. Отцов, отдавших сыновей. Женщин, которые остались с малыми детьми на руках. Ветеранов, чьи раны болят и ноют к непогоде.
Все меньше остается их. Но мы, поколение 21-го века, обязаны помнить, не забывать того, что было, чтобы не допустить еще одного огромного военного лиха. (Слайд 4)
Учитель: 22 июня 41 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не отказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
(Тихо звучит мелодия «Вставай страна огромная»). (Слайд 5)
Ученик 1:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
и ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики, мальчики
Постарайтесь вернуться назад (Слайд 6)
Учитель: К июлю 1942 года, когда война пришла на землю Кубани, каждый пятый житель края ушел на фронт. Места фронтовиков на производстве заняли женщины, старики, подростки. Благодаря им промышленные предприятия стали работать на нужды обороны. Для подростков старше 12 лет в колхозах впервые установили минимум трудодней. На деньги, заработанные в поле лабинскими школьниками, был построен танк. Дети шефствовали над ранеными в госпиталях, собирали лекарственные травы.
(Слайд 7)
Учитель: Оккупанты, пытавшиеся сначала представить себя в роли «освободителей» казачества и кавказских народов, замучили и убили 61 тысячу кубанцев, около 32 тысяч юношей и девушек угнали на каторжные работы в Германию. Здесь зверствовала команда СС-10А. впервые были применены душегубки. Дорогой ценой досталась нашему народу победа над фашизмом. Более 500 тысяч жизней наших земляков были положены на алтарь победы. (Слайд 8)
Звучит песня «Последний бой» (Слайд 9)
3-й этап. Рассказ о героическом подвиге наших земляков братьев Игнатовых.
В суровые дни, когда враг оккупировал наш край, старый большевик-подпольщик Петр Карпович Игнатов организовал партизанский отряд и ушел с ним в горы. С отрядом отправились его жена Елена Ивановна и два сына – Евгений и Гений. (Слайд 10)
Игнатов Геннадий Петрович (20.03.1925 – 10.10.1942 Герой Советского союза) – разведчик партизанского отряда "Бати" в районе Краснодара.
Родился 20 марта 1925 года в городе Армавире Краснодарского края в семье служащего. Русский. Окончил 8 классов школы № 98 города Краснодара.
В годы Великой Отечественной войны комсомолец Геня Игнатов сражался с оккупантами на Кубани, будучи разведчиком партизанского отряда, которым командовал его отец – Пётр Карпович Игнатов ("Батя").
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года за образцовое выполнение заданий в тылу врага и проявленные стойкость, мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Игнатову Геннадию Петровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина.
(Слайд 11) Игнатов Евгений Петрович (20. 8. 1915 – 10. 10. 1942 Герой Советского Союза) – командир разведчиков и группы минёров партизанского отряда "Бати" в районе Краснодара. Родился 20 августа 1915 года в городе Невьянске ныне Свердловской области в семье служащего. Жил в городе Краснодаре. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил Краснодарский политехнический институт. Работал инженером-конструктором.
В годы Великой Отечественной войны сражался с оккупантами на Кубани, будучи командиром разведчиков и группы минёров партизанского отряда, которым командовал его отец – Пётр Карпович Игнатов ("Батя").
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года за образцовое выполнение заданий в тылу врага и проявленные стойкость, мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Игнатову Евгению Петровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
Этот отряд, впоследствии названный именем братьев Игнатовых, по своему составу был несколько необычным, не похожим на другие. В него входили руководители высших учебных заведений ипромышленных предприятий Краснодара, партийные, советские и научные работники, инженеры, экономисты, квалифицированные рабочие. В основном это был отряд минеров-диверсантов. Игнатовский отряд в шутку называли «партизанским комбинатом». Он имел минные, кузнечно-механические, столярные, сапожные, портновские мастерские, которые обслуживали и соседние партизанские отряды. Через его госпиталь прошло много раненых кубанских партизан и советских бойцов.
Игнатовцы имели хорошую связь не только с соседними отрядами, но и с краснодарским подпольем. Они подрывали мосты, вражеские склады, пускали под откос поезда. Много подвигов числилось за этим отрядом. Немало их совершили и юные патриоты Евгений и Геня.
Последний подвиг стоил им жизни, но принес бессмертие!
Это было более полувека назад – десятого октября сорок второго года, на двадцать втором километре железной дороги "Краснодар – Новороссийск". Отряд получил задание – взорвать вражеский эшелон. Эту операцию Петр Карпович поручил сыновьям и сам отправился с ними на боевое задание. Подкравшись незаметно к железнодорожному полотну, братья приступили к работе. Отец остался в отдалении – он наблюдал за дорогой. Партизаны точно знали, когда будет проходить поезд, – по всем расчетам они должны были успеть.Однако произошло непредвиденное. Неожиданно из-за поворота показался поезд. Он мчался на всех парах. В чем дело? Ошиблись разведчики? Или эшелон изменил график? А рядом, по грунтовой дороге, ползли немецкие броневики. Об этом отец дал знать сыновьям. Они и сами видели все, но ни на секунду не прерывали работы. И он понял: сыновья решили любой ценой выполнить боевое задание.
Поезд и броневики приближались. Они уже совсем рядом. Дрожат рельсы, слышится напряженное пыхтение паровоза. Братья успели заложить мину большой мощности. Вот они бросились прочь с насыпи. В это время раздался чудовищный взрыв. Подорванный паровоз, а за ним и вагоны начали валиться под откос. Братья-партизаны – инженер по специальности Евгений и старшеклассник комсомолец Геня не вернулись с задания. Они погибли смертью храбрых.
Партизаны отряда, узнав о гибели братьев Игнатовых, собрались на митинг. Народные мстители дали клятву быть такими же бесстрашными, как Евгений и Геня, жестоко отомстить врагам за их смерть. На митинге выступила и мать героев, Елена Ивановна. Она сказала:
– Я отдала Родине самое дорогое, что было у меня, – троих сыновей. Два моих сына погибли во время выполнения особого задания, а старший сын Валентин – на фронте, в рядах Советской Армии. Но моя жизнь тоже принадлежит только Родине, и, если нужно, я отдам ее за наше святое дело.
Прошли годы. Давно отгрохотали над нашей страной военные грозы. Из руин и пепла возродилась родная Кубань.
На двадцать втором километре шоссе от Краснодара стоит скромный памятник с двумя фотографиями и рельефной звездой. На обелиске слова: "Здесь 10.10.42 г. пали смертью храбрых братья Игнатовы Евгений и Гений", а в Краснодаре на братском кладбище, среди зелени деревьев и цветов, возвышаются два обелиска из черного гранита. (Слайд 12) На постаментах – бронзовые бюсты Героев Советского Союза братьев Игнатовых. Сюда приходят школьники, чтобы возложить цветы на могилы героев. Здесь часто бывали Петр Карпович и Елена Ивановна. Их именами названы улицы, их имена носят корабли и поезда, школы и библиотеки.
Поэт О. Милославский написал взволнованную ''Балладу о братьях Игнатовых":
Для счастья грядущих родных поколений
Уснули навеки Евгений и Геня,
Мелькнула, как блеск боевого клинка,
Их жизнь, ослепительна и коротка.
Но юная кровь их не пролита даром,
Прошла она мстящим и грозным пожаром
И путь проложила для красных лавин
За Вислу, за Одер – на вражий Берлин!..
Учитель: В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла.
(звучит приглушенно «День победы»)
Учитель: Люди победившие войну. Все меньше остается в живых тех, кто сражался за Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.
Чтец 1: Удивительные люди – ветераны Великой Отечественной войны! Они проявляли удивительное мужество, двойную стойкость, вынесли на своих плечах войну и сейчас живут рядом с нами, отчаянно борясь с миром серой рутины, лжи и несправедливости, готовые снова на любые испытания, если это понадобится Родине.
Чтец 2: Мы должны гордиться, что такие люди есть в нашей стране, в нашем городе, на нашей планете. Это счастье, что мы имеем возможность услышать хриплый голос седого ветерана рассказывающего нам о войне, собственными глазами увидеть стройную колону живых героев, открывающую Парад Победы. Вот только солдат Победы с каждым годом остается все меньше и меньше. (Слайд 12)
Чтец 1: Благородное человечество будет помнить о стойкости, мужестве, о подвиге солдат. Они не только отстояли свободу и независимость своего Отечества, но и спасли от фашизма другие народы.
Вы думаете павшие молчат?
Конечно, да, – вы скажите «Неверно!»
Они кричат, пока еще стучат
Сердца живых и осязают нервы
Они кричат: «Когда покой? Когда?»
Приходят в город ветры полевые
И со звездою говорит звезда,
И памятники дышат, как живые
Невидимыми, чуткими руками,
Они хотят, чтоб памятником им была Земля
С пятью материками.
(Звучит мелодия песни «Журавли»)
Ученик 1:
В девятый день ликующего мая
Когда легла на землю тишина
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война.
Без малого 4 года
Гремела грозная война
И снова русская природа
Живого трепета полна.
Ученик 1: (Слайд 13)
Мы здесь с тобой не по тому, что дата,
Как злой осколок, память жжет в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.
Ученик 2:
Он защищал тебя на поле боя.
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
Ученик 3:
Война закончилась,
Но песней опаленной
над каждым домом
до сих пор она кружит,
Ученик 4:
И не забудем мы,
что 20 миллионов
Ушли в бессмертие,
чтоб с нами жить.
Учитель: 27 млн. наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия.
Чтец 1: Но мы должны о них помнить!
Чтец 2: И мы помним о них!
И память эта идет по всей Земле...
… Она идет,
Переступая рвы,
Не требуя ни визы, ни прописки.
В глазах – то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Её шаги неслышны и легки,
Как ветерки
На травах полусонных.
На голове меняются платки-
Знамена стран, войною потрясенных.
Под музыку. По очереди. (Слайд 14)
Учитель: В этом году исполнилось 65 лет со дня освобождения Краснодара от фашистских оккупантов. Для всех наших земляков это день памяти и скорби.
- Память павших на фронтах Великой Отечественной войны, оставшихся навечно молодыми…
- Память замученных в гестаповских застенках и концлагерях…
- Память заживо сожженных…
- Память всех погибших почтим МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ!
Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом человеке воспоминания о войне.
Сегодня мы изготовим с вами открытки для ветеранов и участников войны, мы подарим им символ победы – ветки сирени, сделанные своими руками. (Слайд 15)
Организация рабочего места. Создание пар
– Скажите еще раз, сколько кистей с цветами нужно сделать? (Пять)
– Работу мы будем выполнять, объединившись в пары. У нас получится пять пар. Каждая пара будет выполнять аппликацию одной кисти сирени.
– Скажите, кто с кем хотел бы работать в паре? (Дети рассаживаются парами)
– Скажите, почему у вас лежат салфетки разного цвета, и какого цвета они у каждого?
План выполнения работы:
- Взять кусочек салфетки.
- Смять его.
- Скатать в шарик.
- Наклеить на шаблон.
- После заполнения всего шаблона шариками приклеиваем его (шаблон) на ветку.
Заключение. Итог работы
– Посмотрите, какой красивый букет у нас получился.
– Понравилась вам работа?
– Почему у нас получился такой красивый букет? (Старались, работали вместе)
– Хорошо работается вместе?
– Как вы думаете, а понравится ли ваша работа ветеранам? Какое настроение у них будет, когда они увидят эту работу?
– Сорванные цветы долго жить не будут, они увянут. А, нарисованные художником, или изготовленные такими умельцами как вы, будут жить долго и доставлять радость ветеранам в любое время года, они будут знать, что их подвиг не забыт.
(Выставка работ учащихся)