«Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества»
И.И. Брехман
Валеология – наука о здоровье. Здоровье людей относится к числу глобальных проблем и здоровье не как отсутствие болезни, а как физическая, социальная, психологическая гармония человека, как доброжелательное спокойное отношение с людьми, с природой, с самим собой.
Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда проходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка. Поэтому валеологическая работа с детьми с туберкулезной интоксикацией очень актуальна.
Туберкулез – инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое несколькими разновидностями туберкулезной микробактерии.
Причины увеличения числа детей с ранним проявлением туберкулезной интоксикации следующие:
- Сложное социально-экономическое положение многих семей.
- Невысокий социально-культурный уровень.
- Неблагоприятные жилищно-бытовые условия.
- Увеличение лиц с социально дезадаптированным поведением.
- Экология нашего региона.
От проявления туберкулезной инфекции детей можно разделить на основные группы:
Здоровые, имеющие семейный контакт (не бациллярный) и проживающие с бациллярными больными.
2007/2008 – 18,1% (2ч).
2008/2009 – 18,1% (2ч).
2009/2010 - 30,8% (4ч).
Инфицированные.
2007/2008 – 63,8% (9ч).
2008/2009 – 54,7% (6ч).
2009/2010 – 53,8% (7ч).
Диагностическая группа (частоболеющие с неустановленным периодом инфицированности, дети с неясными заболеваниями легких и т.д.)
2007/2008 – 18,1% (2ч).
2008/2009 – 27,2% (3ч).
2009/2010 – 15,4% (2ч).
Группу посещают дети со второй и с третьей группой здоровья.
2008/2009 – II г.з. – 9ч., III г.з. – 2ч.
2009/2010 – II г.з. – 10ч., III г.з. – 3ч.
Распространенность хронических заболеваний в группе:
- Костно-мышечной системы (плоские, плосковальзусные стопы, пупочные и паховые грыжи, сколиоз);
- Заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, заболевания носоглотки, хронические тонзиллиты, аденоиды);
- Аллергические заболевания (бронхиальная астма, анатомический дерматит, нейродермиты);
- Специфические заболевания БК (-), МБТ (+) т.е. первичный туберкулезный комплекс;
- Самую многочисленную группу составляют дети, имеющие функциональные отклонения со стороны ряда органов и систем, а также дети, длительно и часто болеющие.
Большинство детей в группе имеют 3-4 отклонения и только несколько 1-2 отклонения.
Лечебно-профилактическая работа включает
Лечебная
- Общий режим
- Сон
- Занятия
- Прогулки
- Витаминизация
Профилактическая
- Правильный ортопедический режим
- Мебель
- Фототерапия
- Аэропрофилактика
- Гидромассажные ванны
- ЛФК
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
Физкультурная | Оздоровительная |
Физкультурные занятия (в зале, на улице) | Воздушный режим помещений |
Утренняя гимнастика | Одежда детей на улице и в помещении |
Физкультурные досуги | Воздушные ванны в режиме дня |
Спортивные праздники | Полоскание полости рта после приема пищи |
Бодрящая гимнастика после дневного сна | Водные процедуры |
Корригирующая гимнастика
|
Полоскание полости рта
|
Физкультминутки на занятиях | |
Двигательный режим | |
Спортивные упражнения | |
Подвижные игры |
Циклограмма лечебно-оздоровительных мероприятий в санаторной группе
Мероприятия | Состав | Дозировка | Компонент |
Напиток «Здоровье» | Отвар шиповника | 50-70 гр. В обед илив полдник | Всем детям |
Фиточай «Лечебный» | Травы: календула, подорожник, чабрец, корень девясила | 70 гр. Один раз в день | Частые ОРЗ,пневмония, бронхит |
Фиточай «Лесная ягода» | Травы: мята, мелиса, малина, смородина, земляника | 50 гр. Один раз в день | Всем детям |
Зеленые салаты | Овощи | 50-100 гр. | Всем детям |
Волшебная приправа | Лук, чеснок | Салат или первое блюдо | Всем детям |
Белковая пища | Рыба, мясо, кура, яйцо | 70 гр. Три раза в день | Всем детям |
Фруктовый рай | Фрукты | Два раза в день | Всем детям |
Витамино-профилактика | «Аскорбиновая кислота», «Ревит»,«Компливит» | 1-2 драже После еды | Всем детямОсень/весна |
Свежевыжатые соки | Яблочный, апельсиновый, грушевый, и т. д. Морковный (летом, осенью), когда свежий урожай | 2 раза в неделю | Всем детям |
Лечебный сеанс «Родничок» | Полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры | 2 раза в день | Всем детям |
Лечебный сеанс | Травы: эвкалиптшалфей, календула, ромашка. Полоскание горла | 70 гр.1 раз в день | Всем детям |
Волшебная капля | Экстракт элеутерококка | 1 капля на годжизни. Один раз в день За 30 минут, до еды | ЧДБ Осень/весна |
Лечебное Смазывание носа | «Оксолиновая мазь» | 2 раза в день Перед прогулкой | Всем детям |
Гидромассажные ванны | Многофункциональный ножной массажор | Один раз в день 20 минут | Всем детям |
Химиопрофилактика | Принятие таблетоки витаминов по назначению врача | Один раз в день Курс назначает фтизиатр | По показаниям |
Физио процедура «Свежесть» | Проветривание помещения | По режиму | Вся группа в течение года |
Ионизация воздуха | Ультразвуковой Аэрозольный Очиститель воздуха | 1-2 раза в день | Всем детям |
В календарное планирование ввели раздел «Шаги к здоровью», включающий разнообразные комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после дневного сна, дыхательные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для коррекции осанки и т.д.
С целью осуществления индивидуального подхода к детям ведем «Паспорт здоровья», который помогает изучить особенности физического развития каждого ребенка и планировать дальнейшую профилактическую и оздоровительную работы.
При любом умственном труде основная разгрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью.
Продолжительность непрерывного внимания у детей 6 лет ограничивается в среднем 12-15 минут. Существуют еще индивидуальные различия детей. Ребенок не может долго сохранять заданную позу (младшие – 1,5-2 минуты, старшие дети – 3-4 минуты).
По разделам программы показали следующие результаты
Начало уч. года | Конец уч. года | |
Высокий уровень | 2009/2010 -39,4% | 2009/2010 – 58,5% |
Средний уровень | 2009/2010 – 33,9% | 2009/2010 – 27,1% |
Низкий уровень | 2009/2010 – 26,7% | 2009/2010 - 14,4% |
В результате работы по разделам программы прослеживается динамика в развитии детей.
Каникулярные дни и недели Здоровья, которые являются одной из эффективных форм активного отдыха детей. Они способствуют.
- Снятию утомления детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях, восстановлению физических и психических сил ребенка;
- Укреплению здоровья и закаливанию детей;
- Повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций;
- Созданию условий для самостоятельной деятельности детей.
Каждый год принимаем участие в соревнованиях, в рамках Хибинского спортивного фестиваля:
- 2007г. «Здравствуй Солнце» /Спортивный праздник/;
- 2008г. «Волшебные игры в Снежном королевстве»/Спортивный праздник/;
- 2009г. «Проводы Зимы» /Спортивный праздник/; совместно с д./садом №21,
- 2010г. – Малые Зимние олимпийские игры (совместная деятельность родителей и детей).
Каникулярные дни и недели Здоровья, которые являются одной из эффективных форм активного отдыха детей.
Взаимодействие с родителями.
Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог. В начале, и в конце учебного года, проводим патронаж на дому. В проблемные (неблагополучные) семьи патронаж ведем чаще с социальным педагогом. Работу с семьями группы риска планируем в плане учебно-воспитательной работы:
- Для коррекции физического и психического здоровья ребенка большое значение имеет выполнение схемы индивидуальных лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий при непосредственном участии семьи.
- Для прослеживания динамики развития ребенка, определение статуса его физического здоровья ведем паспорт здоровья, который позволяет родителям получить полную информацию.
Важнейшим условием сотрудничества, является организация совместной деятельности, в котором родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Поэтому мы используем традиционные и нетрадиционные, коллективные, индивидуальные формы деятельности. Для облегчения работы с семьей проводятся индивидуальные и групповые консультации; выступления на родительских собраниях; информация в родительских уголках и библиотечках семейного чтения; тренинговые занятия с психологом. На родительские собрания приглашаем детских врачей, старшую медицинскую сестру, психолога, представителей библиотек, ДДЮТ и т.д.
На протяжении многих лет с детской поликлиникой, выполняем рекомендации врачей, фтизиатра, встречаемся с представителями «Красного креста», принимаем участие в областной акции «Белая ромашка», посвященной «Всемирному дню борьбы с туберкулезом».
Взаимодействие работников детского сада, противотуберкулезного диспансера, детской поликлиники, родителей дает ощутимые результаты.
Заболеваемость в группе
- 2007/2008 Уч.год. - 0,24%
- 2008/2009 Уч.год - 0,19%
- 2009/20010 Уч.год – 0,18%
Ожидаемые результаты работы:
- Полученные ребенком знания и представления о себе позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья в семье.
- Приобретенные навыки помогут осознанно выбирать ЗОЖ в семейном воспитании.
- Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев (дома, в дороге, в транспорте и т.д.).
- Совместная работа детской поликлиники, детского сада, родителей поможет снижению уровня заболеваемости в группе.