Валеологическая работа с детьми с туберкулезной интоксикацией

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)


«Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества»
И.И. Брехман

Валеология – наука о здоровье. Здоровье людей относится к числу глобальных проблем и здоровье не как отсутствие болезни, а как физическая, социальная, психологическая гармония человека, как доброжелательное спокойное отношение с людьми, с природой, с самим собой.

Дошкольный возраст – важный и ответственный период, когда проходит перестройка функционирования многих систем организма ребенка. Поэтому валеологическая работа с детьми с туберкулезной интоксикацией очень актуальна.

Туберкулез – инфекционное заболевание человека и животных, вызываемое несколькими разновидностями туберкулезной микробактерии.

Причины увеличения числа детей с ранним проявлением туберкулезной интоксикации следующие:

  • Сложное социально-экономическое положение многих семей.
  • Невысокий социально-культурный уровень.
  • Неблагоприятные жилищно-бытовые условия.
  • Увеличение лиц с социально дезадаптированным поведением.
  • Экология нашего региона.

От проявления туберкулезной инфекции детей можно разделить на основные группы:

Здоровые, имеющие семейный контакт (не бациллярный) и проживающие с бациллярными больными.

2007/2008 – 18,1% (2ч).
2008/2009 – 18,1% (2ч).
2009/2010 - 30,8% (4ч).

             Инфицированные.

2007/2008 – 63,8% (9ч).
2008/2009 – 54,7% (6ч).
2009/2010 – 53,8% (7ч).

Диагностическая группа (частоболеющие с неустановленным периодом инфицированности, дети с неясными заболеваниями легких и т.д.)

2007/2008 – 18,1% (2ч).
2008/2009 – 27,2% (3ч).
2009/2010 – 15,4% (2ч).

Группу посещают дети со второй и с третьей группой здоровья.

2008/2009 – II г.з. – 9ч., III г.з. – 2ч.
2009/2010 – II г.з. – 10ч., III г.з. – 3ч.

Распространенность хронических заболеваний в группе:

  1. Костно-мышечной системы (плоские, плосковальзусные стопы, пупочные и паховые грыжи, сколиоз);
  2. Заболевания органов дыхания (бронхиальная астма, заболевания носоглотки, хронические тонзиллиты, аденоиды);
  3. Аллергические заболевания (бронхиальная астма, анатомический дерматит, нейродермиты);
  4. Специфические заболевания БК (-), МБТ (+) т.е. первичный туберкулезный комплекс;
  5. Самую многочисленную группу составляют дети, имеющие функциональные отклонения со стороны ряда органов и систем, а также дети, длительно и часто болеющие.

Большинство детей в группе имеют 3-4 отклонения и только несколько 1-2 отклонения.

Лечебно-профилактическая работа включает

Лечебная

  • Общий режим
  • Сон
  • Занятия
  • Прогулки
  • Витаминизация

Профилактическая

  • Правильный ортопедический режим
  • Мебель
  • Фототерапия
  • Аэропрофилактика
  • Гидромассажные ванны
  • ЛФК

Физкультурно-оздоровительная работа включает:

Физкультурная Оздоровительная
Физкультурные занятия (в зале, на улице) Воздушный режим помещений
Утренняя гимнастика Одежда детей на улице и в помещении
Физкультурные досуги Воздушные ванны в режиме дня
Спортивные праздники Полоскание полости рта после приема пищи
Бодрящая гимнастика после дневного сна Водные процедуры
Корригирующая гимнастика
  • Для глаз
  • Дыхательная
  • Пальчиковая и т.д.
Полоскание полости рта
  • Кипяченой водой
  • Солевым раствором
  • Настоем трав
Физкультминутки на занятиях  
Двигательный режим  
Спортивные упражнения  
Подвижные игры  

Циклограмма лечебно-оздоровительных мероприятий в санаторной группе 

Мероприятия Состав Дозировка Компонент
Напиток «Здоровье» Отвар шиповника 50-70 гр. В обед илив полдник Всем детям
Фиточай «Лечебный» Травы: календула, подорожник, чабрец, корень девясила 70 гр. Один раз в день Частые ОРЗ,пневмония, бронхит
Фиточай «Лесная ягода» Травы: мята, мелиса, малина, смородина, земляника 50 гр. Один раз в день Всем детям
 Зеленые салаты Овощи 50-100 гр. Всем детям
Волшебная приправа Лук, чеснок Салат или первое блюдо Всем детям
Белковая пища Рыба, мясо, кура, яйцо 70 гр. Три раза в день Всем детям
Фруктовый рай Фрукты Два раза в день Всем детям
Витамино-профилактика «Аскорбиновая кислота», «Ревит»,«Компливит» 1-2 драже После еды Всем детямОсень/весна
Свежевыжатые соки Яблочный, апельсиновый, грушевый, и т. д. Морковный (летом, осенью), когда свежий урожай 2 раза в неделю Всем детям
Лечебный сеанс «Родничок» Полоскание полости рта и горла водой комнатной температуры 2 раза в день Всем детям
Лечебный сеанс Травы: эвкалиптшалфей, календула, ромашка. Полоскание горла 70 гр.1 раз в день Всем детям
Волшебная капля Экстракт элеутерококка 1 капля на годжизни. Один раз в день За 30 минут, до еды ЧДБ Осень/весна
Лечебное Смазывание носа «Оксолиновая мазь» 2 раза в день Перед прогулкой Всем детям
Гидромассажные ванны Многофункциональный ножной массажор Один раз в день 20 минут Всем детям
Химиопрофилактика Принятие таблетоки витаминов по назначению врача Один раз в день Курс назначает фтизиатр По показаниям
Физио процедура «Свежесть» Проветривание помещения По режиму Вся группа в течение года
Ионизация воздуха Ультразвуковой Аэрозольный Очиститель воздуха 1-2 раза в день Всем детям

В календарное планирование ввели раздел «Шаги к здоровью», включающий разнообразные комплексы утренней гимнастики, бодрящей гимнастики после дневного сна, дыхательные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для коррекции осанки и т.д.

С целью осуществления индивидуального подхода к детям ведем «Паспорт здоровья», который помогает изучить особенности физического развития каждого ребенка и планировать дальнейшую профилактическую и оздоровительную работы.

При любом умственном труде основная разгрузка ложится на центральную нервную систему, а нервная система детей в силу их физиологических особенностей характеризуется небольшой выносливостью и быстрой истощаемостью.

Продолжительность непрерывного внимания у детей 6 лет ограничивается в среднем 12-15 минут. Существуют еще индивидуальные различия детей. Ребенок не может долго сохранять заданную позу (младшие – 1,5-2 минуты, старшие дети – 3-4 минуты).

По разделам программы показали следующие результаты 

  Начало уч. года Конец уч. года
Высокий уровень 2009/2010 -39,4% 2009/2010 – 58,5%
Средний уровень 2009/2010 – 33,9% 2009/2010 – 27,1%
Низкий уровень 2009/2010 – 26,7% 2009/2010 - 14,4%

В результате работы по разделам программы прослеживается динамика в развитии детей.

Каникулярные дни и недели Здоровья, которые являются одной из эффективных форм активного отдыха детей. Они способствуют.

  • Снятию утомления детского организма, накопившегося в течение определенного времени в связи с ежедневной учебной нагрузкой на занятиях, восстановлению физических и психических сил ребенка;
  • Укреплению здоровья и закаливанию детей;
  • Повышению двигательной активности и накоплению положительных эмоций;
  • Созданию условий для самостоятельной деятельности детей.

Каждый год принимаем участие в соревнованиях, в рамках Хибинского спортивного фестиваля:

  • 2007г. «Здравствуй Солнце» /Спортивный праздник/;
  • 2008г. «Волшебные игры в Снежном королевстве»/Спортивный праздник/;
  • 2009г. «Проводы Зимы» /Спортивный праздник/; совместно с д./садом №21,
  • 2010г.Малые Зимние олимпийские игры (совместная деятельность родителей и детей).

Каникулярные дни и недели Здоровья, которые являются одной из эффективных форм активного отдыха детей.

Взаимодействие с родителями.

Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог. В начале, и в конце учебного года, проводим патронаж на дому. В проблемные (неблагополучные) семьи патронаж ведем чаще с социальным педагогом. Работу с семьями группы риска планируем в плане учебно-воспитательной работы:

  • Для коррекции физического и психического здоровья ребенка большое значение имеет выполнение схемы индивидуальных лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий при непосредственном участии семьи.
  • Для прослеживания динамики развития ребенка, определение статуса его физического здоровья ведем паспорт здоровья, который позволяет родителям получить полную информацию.

Важнейшим условием сотрудничества, является организация совместной деятельности, в котором родители не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Поэтому мы используем традиционные и нетрадиционные, коллективные, индивидуальные формы деятельности. Для облегчения работы с семьей проводятся индивидуальные и групповые консультации; выступления на родительских собраниях; информация в родительских уголках и библиотечках семейного чтения; тренинговые занятия с психологом. На родительские собрания приглашаем детских врачей, старшую медицинскую сестру, психолога, представителей библиотек, ДДЮТ и т.д.

На протяжении многих лет с детской поликлиникой, выполняем рекомендации врачей, фтизиатра, встречаемся с представителями «Красного креста», принимаем участие в областной акции «Белая ромашка», посвященной «Всемирному дню борьбы с туберкулезом».

Взаимодействие работников детского сада, противотуберкулезного диспансера, детской поликлиники, родителей дает ощутимые результаты.

Заболеваемость в группе

  • 2007/2008 Уч.год. - 0,24%
  • 2008/2009 Уч.год - 0,19%
  • 2009/20010 Уч.год – 0,18%

Ожидаемые результаты работы:

  • Полученные ребенком знания и представления о себе позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья в семье.
  • Приобретенные навыки помогут осознанно выбирать ЗОЖ в семейном воспитании.
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев (дома, в дороге, в транспорте и т.д.).
  • Совместная работа детской поликлиники, детского сада, родителей поможет снижению уровня заболеваемости в группе.

Приложение 1

Приложение 2