ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством К. Чапека, с произведением «Случай с русалками».
ЗАДАЧИ:
образовательные:
- учить выявлять авторскую точку зрения на произведении К. Чапека «Случай с русалками»;
- совершенствовать читательские умения, расширять словарный запас учащихся;
- совершенствовать навык осознанного чтения;
воспитательные:
- воспитывать этические качества личности- доброту, отзывчивость, основы социального поведения;
развивающие:
- развивать психические процессы;
- познавательную активность;
- навык монологической речи;
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Э. Э Кац «Литературное чтение» 4 класс 1 часть, программа «Планета знаний», мультимедиопроектор, карточки с высказываниями К. Чапека.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. ОРГМОМЕНТ.
2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Беседа.
- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?
- Где происходят чудеса?
- Сейчас мы отправимся в сказочное путешествие в Чехию. Сядьте так, чтобы вам было комфортно. Посмотрите и послушайте.
Просмотр слайдов.
- Какое у вас настроение?
3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с чешским писателем Карелом Чапеком и его произведением «Случай с русалками».
Работа по учебнику с. 110
- Посмотрите на портрет . Что можете сказать об авторе?
- Прочитаем статью в учебнике на с. 110.
- Что узнали о писателе?
- Карел Чапек своими произведениями хотел сказать людям.
- Человек – это слабое существо, бессильное перед царящим в мире злом.
- Людей должны связывать с «братьями меньшими» доверие и любовь.
- Чудеса происходят с самыми обыкновенными людьми. в чудеса надо верить
- Новый мир можно найти у себя под самым носом.
4. РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
постановка проблемы, целей.
- На уроке мы познакомимся с отрывком из сказки «Большая докторская сказка», - «Случай с русалками» и ответим на вопрос, что хотел автор сказать своему читателю, какова главная мысль произведения. В конце урока мы вернёмся к высказываниям Карела Чапека.
- Текст большой, начну его читать я. Покажу образец выразительного чтения. Кто дальше будем читать , постарайтесь передать настроение, переживания героев. Все следят.
Чтение текста учителя по смысловым частям.
Беседа по первой части.
- Что произошло?
- В какое время суток?
- Кто позвал доктора?
Чтение учащимися по смысловым частым.
Беседа по второй части.
- Кем оказался лунный голос?
- Что случилось с русалкой?
Беседа по первичному восприятию всего текста.
- Какое настроение?
- Что удивило особенно?
- Какие чувства вы испытывали, слушая сказку?
Словарная работа. Показ слайдов.
- В тексте встретились трудные слова, выражения. Объясним их значение.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.
Выборочное чтение.
- Продолжаем работать над текстом.
- какой был доктор? Почему пошёл на голос, если ему было страшно?
- Подтвердите словами из текста .
- Найдите и прочитайте, как доктор относился к своему краю?
- Что и как русалка рассказала о своей беде?
- Подтвердите словами из текста, докажите.
- Что вы знаете о русалках?
- Русалки – это женщины воды. В каких произведениях, какого автора встречаются русалки, как главная героиня?
- Русалка в переводе со старославянского- означает «русый», «чистый». Обратите внимание, чем отличаются русалки.
Мы с вами славяне и чехи тоже славянский народ.
- Как доктор отреагировал на рассказ русалки?
- Из чего состоит тело русалки?
- Скажите, доктор был обыкновенным человеком или нет, докажите.
- Какое чудо сумел сделать доктор? Почему?
- что посоветовал доктор русалке?
- Почему?
Обобщение.
- Вернёмся к высказываниям карела Чапека.
- Так что хотел сказать автор своему читателю?
6. ИТОГ УРОКА,
- Сегодня познакомились с произведением чешского писателя Карела Чапека, главная мысль которого, что надо верить в чудеса, волшебный, новый мир можно найти у себя под самым носом.
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
На уроке мы читали выразительно, стараясь передать настроение, чувства героев. Дома вы ещё раз прочитаете произведение выразительно.