Карел Чапек. "Случай с русалками"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


ЦЕЛЬ: познакомить с жизнью и творчеством К. Чапека, с произведением «Случай с русалками».

ЗАДАЧИ:

образовательные:

  • учить выявлять авторскую точку зрения на произведении К. Чапека «Случай с русалками»;
  • совершенствовать читательские умения, расширять словарный запас учащихся;
  • совершенствовать навык осознанного чтения;

воспитательные:

  • воспитывать этические качества личности- доброту, отзывчивость, основы социального поведения;

развивающие:

  • развивать психические процессы;
  • познавательную активность;
  • навык монологической речи;

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Э. Э Кац «Литературное чтение» 4 класс 1 часть, программа «Планета знаний», мультимедиопроектор, карточки с высказываниями К. Чапека.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. ОРГМОМЕНТ.

2. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Беседа.

- Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?

- Где происходят чудеса?

- Сейчас мы отправимся в сказочное путешествие в Чехию. Сядьте так, чтобы вам было комфортно. Посмотрите и послушайте.

Просмотр слайдов.

- Какое у вас настроение?

3. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с чешским писателем Карелом Чапеком и его произведением «Случай с русалками».

Работа по учебнику с. 110

- Посмотрите на портрет . Что можете сказать об авторе?

- Прочитаем статью в учебнике на с. 110.

- Что узнали о писателе?

- Карел Чапек своими произведениями хотел сказать людям.

  • Человек – это слабое существо, бессильное перед царящим в мире злом.
  • Людей должны связывать с «братьями меньшими» доверие и любовь.
  • Чудеса происходят с самыми обыкновенными людьми. в чудеса надо верить
  • Новый мир можно найти у себя под самым носом.

4. РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

постановка проблемы, целей.

- На уроке мы познакомимся с отрывком из сказки «Большая докторская сказка», - «Случай с русалками» и ответим на вопрос, что хотел автор сказать своему читателю, какова главная мысль произведения. В конце урока мы вернёмся к высказываниям Карела Чапека.

- Текст большой, начну его читать я. Покажу образец выразительного чтения. Кто дальше будем читать , постарайтесь передать настроение, переживания героев. Все следят.

Чтение текста учителя по смысловым частям.

Беседа по первой части.

- Что произошло?

- В какое время суток?

- Кто позвал доктора?

Чтение учащимися по смысловым частым.

Беседа по второй части.

- Кем оказался лунный голос?

- Что случилось с русалкой?

Беседа по первичному восприятию всего текста.

- Какое настроение?

- Что удивило особенно?

- Какие чувства вы испытывали, слушая сказку?

Словарная работа. Показ слайдов.

- В тексте встретились трудные слова, выражения. Объясним их значение.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.

Выборочное чтение.

- Продолжаем работать над текстом.

- какой был доктор? Почему пошёл на голос, если ему было страшно?

- Подтвердите словами из текста .

- Найдите и прочитайте, как доктор относился к своему краю?

- Что и как русалка рассказала о своей беде?

- Подтвердите словами из текста, докажите.

- Что вы знаете о русалках?

- Русалки – это женщины воды. В каких произведениях, какого автора встречаются русалки, как главная героиня?

- Русалка в переводе со старославянского- означает «русый», «чистый». Обратите внимание, чем отличаются русалки.

Мы с вами славяне и чехи тоже славянский народ.

- Как доктор отреагировал на рассказ русалки?

- Из чего состоит тело русалки?

- Скажите, доктор был обыкновенным человеком или нет, докажите.

- Какое чудо сумел сделать доктор? Почему?

- что посоветовал доктор русалке?

- Почему?

Обобщение.

- Вернёмся к высказываниям карела Чапека.

- Так что хотел сказать автор своему читателю?

6. ИТОГ УРОКА,

- Сегодня познакомились с произведением чешского писателя Карела Чапека, главная мысль которого, что надо верить в чудеса, волшебный, новый мир можно найти у себя под самым носом.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

На уроке мы читали выразительно, стараясь передать настроение, чувства героев. Дома вы ещё раз прочитаете произведение выразительно.