Тип урока: Систематизация и обобщение.
Форма урока: урок-игра.
Цели и задачи урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Первоначальные понятия химии”; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.
Оборудование: Компьютер, проектор, ПСХЭ Д.И. Менделеева, карточки с заданиями, удочки; оборудование для химического эксперимента: стаканы, воронки, бумажные фильтры, поваренная соль, песок.
Подготовительный этап: Класс делится на команды-экипажи. Каждый экипаж получает домашнее задание: 1) название, девиз, капитан, химическая речевка, характеризующая команду; 2) подготовить, объяснить и продемонстрировать химический эксперимент.
Ход урока
I. Организационный этап.
Каждый экипаж садится за отдельный столик.
– Здравствуйте!
– Приступаем к игре.
II. Основная часть урока.
– Экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь! Игра будет состоять из 7 этапов. За правильный ответ команда получает разноцветные фишки (2 мин).
1 этап: Разминка. Знакомство с экипажами (Придумать название команды, девиз, речевку, относящееся к химии) (3 мин).
2 этап: Найди ошибку и исправь ее.
а) Расставьте коэффициенты, преобразовав схемы в уравнения реакций. Укажите тип каждой реакции (4 мин).
б) Укажите степени окисления элементов в соединениях
в) Назовите вещества, данные в пункте б).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
4 команда |
а) Ca + P –> Ca3P2 CuO + H2 –> Cu + H2O H2O2 –> H2O + O2 б) N2O; NaNO3; K2S; BaCl2. |
а) HgO –> Hg + O2 SO2 + O2 –> SO3 Al + FeO –>Al2O3 + Fe б) NO2; K3PO4; MgO; Na4C. |
а) Al + O2 –> Al2O3 Fe + H2O –> Fe3O4 + H2 KClO3–> KCl + O2 б) NH3; CaBr2; MnO2; K3P. |
а) Mg + CuO –> MgO + Cu CO + O2 –> CO2 CaCO3 –> CaO + CO2 б) KClO3; N2O3; ZnF2; H2SO3. |
Итог: Сумма атомов веществ, вступивших в химическую реакцию, равна сумме атомов, получившихся в результате реакции. Это явление описывается законом сохранением массы веществ, который был открыт в 1756 г великим русским ученым М.В. Ломоносовым.
Степень окисления – это условный заряд атома в химическом соединении, если предположить, что оно состоит из ионов. Степень окисления равна валентности элементов в соединении.
3 этап: Решение задач на количество вещества и молярный объем газов.
–Я вам раздала листочки, на которых даны условия задач. На листочках показываем решение задачи. Задачи решаются с помощью формул (5 мин).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
4 команда |
а) Вычислите массу, которую составляют 0,5 моль углекислого газа (оксид углерода (IV)). б) Вычислите молярные массы: N2O5, Ba(NO3)2, MoO3, HCl, Ca(OH)2. |
Определите какое количество вещества соответствует 36 * 1023 молекул сероводорода. б) Вычислите молярные массы: Mg(OH)2, AlPO4, HNO3, ZnO, Cr(OH)3. |
Определите массу серной кислоты количеством вещества 0,5 моль. б) Вычислите молярные массы: MoO3, H3PO4, BaBr2, HCl, CaSO4. |
Вычислите количество вещества воды, содержащееся в 0,18 г. б) Вычислите молярные массы: ZnSO4, HBr, Na2O, CuCl2, Mg(OH)2. |
4 этап: Рыбалка.
– Используя формулы соединений, поймайте “химических рыбок” на крючок (металлы/неметаллы) (3 мин).
Итог: Если смотреть на ПСХЭ, то в 1 и 2 группах находятся типичные металлы. Мысленно проводим диагональ от Be к At. Под диагональю находятся металлы, над – неметаллы.
5 этап: Меткий стрелок.
– Выпишите формулы веществ, которые попадут в цель. Назовите их (3 мин).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
4 команда |
Оксиды: N2O5, Ba(NO3)2, MoO3, HCl, Ca(OH)2, FeSO4, Mn2O7, CaSiO3, Al2O3, Zn(OH)2, CuO. |
Основания: Mg(OH)2, AlPO4, HNO3, ZnO, Cr(OH)3, K2O, LiCl, NaOH, V2O5, Ni(OH)2, Ba(OH)2. |
Кислоты: MoO3, H3PO4, BaBr2, HCl, CaSO4, Fe(OH)3, HNO3, K2CO3, H2SO3, Cu(NO3)2, H2SiO3. |
Соли: ZnSO4, HBr, Na2O, CuCl2, Mg(OH)2, MnSO4, NaCl, FeO, Cr(NO3)2, HI, AlF3. |
Проверка и итог.
6 этап: Кто быстрее?
– По одному человеку от экипажа выбегает к доске и в пункте а дописывает формулы соединений, в пункте б определяете валентность, составляете правильную химическую формулу вещества и называете вещества. Побеждает тот экипаж, который быстрее и правильнее выполнит задание (2+2 мин).
1 команда |
2 команда |
3 команда |
4 команда |
а) Na…, Ca…, …Cl3, …(PO4)2, …(OH)2, Al…, H2…, …O2, Fe…. б) Na O , K SO4 , Ba Cl , Fe NO3, Mg OH |
а) K…, H3…, …(OH)3, Mg…, …NO3, …S, Al2…, Cu…, H…. б) Сa F , Li PO4 , Al OH , Cu Cl , Na CO3 |
а) Сa3…, H2…, Mg…, …(NO3)2, …F2, …OH, Li2…, Zn…, Na…. б) Ca P , Na S , Mg PO4 , Fe OH , Ba NO3 |
а) Al..., H…, Cu…, …O, …(OH)3, …SO4, K2…, Mn…, …S. б) K O , Zn Cl , Ba OH , Cu SO4 , H O |
И так наш урок подходит к концу. На этом уроке мы обобщили и систематизировали знания по теме первоначальные понятия химии. Спасибо за урок!