Цели урока:
- закрепить умение вычленять части задачи, составлять и решать задачи; продолжить работу над усвоением состава числа.
- развитие логического мышления, внимания, аналитических способностей, навыков быстрого счета.
- воспитывать сознательную дисциплину, прививать интерес к предмету.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы работы: общеклассные, групповые, индивидуальные.
Оборудование:
- картинки к уроку (Приложение 1);
- лист на ученика (Приложение 2);
- аудиозапись.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Мы друг друга понимаем?
– Хорошо всегда считаем?
– А задачи мы решаем?
– На уроке засыпаем?
Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения. Сегодня у нас необычный урок. Не покидая класса, мы отправимся в сказочный зимний лес, но это будет не простая прогулка, а математическая. Нашим проводником будет Снеговичок. Чтобы путь был легким, разделимся на группы: “Снегири” и “Ёжики”. Снеговичок хочет вас испытать.
2. Устный счет.
а) “Ёжики” считают от 1 до 10 через 1, “Снегири” – через 2 в прямом и обратном порядке.
А теперь – встали на лыжи и побежали по дорожке, приготовьте цифровой веер, чтобы показать результат.
(“Снегири”) 10-2-3+2-1+0-3+2= (5)
(“Ёжики”) 9+1-2-3+1= (6)
Итак, мы в лесу. Кто же нас здесь встречает? (На доске открывается рисунок Деда мороза. Звучит звукозапись)
Дорогие мои детки! Я поспорил с Бабой Ягой. Она говорит, что вы ничего не знаете, учиться не хотите, читать не любите, Задачи решать не умеете. А я ей не верю. Но, чтобы не сомневаться в вас, я решил проверить, как вы научились работать на уроке, решать задачи. Ведь если Баба Яга права, то мне не надо к вам приходить и дарить подарки. Потому что лентяи и бездельники не заслуживают подарков.
– Слышали, что сказал Дедушка Мороз? Что же нам надо сделать на уроке?
б) Индивидуальная работа. Игра “Наряжаем ёлку”
Наши “Снегири” полетят украшать ёлки для деда Мороза.
(Повторяем состав чисел 6, 7, 8.)
в) Фронтальная работа. Игра “Молчанка” с использованием цифрового веера.
Тихо! В лесу шуметь нельзя. Мы считаем молча и, по моему сигналу показываем ответ. (У учителя сигнальная карточка. Красный – думаем, зеленый – показываем ответ.)
К 5 прибавить 3.
Из 9 вычесть 2.
7 увеличить на 2.
10 уменьшить на 3.
Найди сумму чисел 6 и 2.
Первое слагаемое 4, второе слагаемое 1, найди сумму.
Какое число больше, 6 или 5?
Какое число следует за числом 7?
У Коли и Марины
4 мандарина.
Из них у брата – 3.
А сколько у сестры?
г) Проверка индивидуальной работы.
Каждый ребенок у доски называет состав чисел, если он говорит правильно, дети хлопают в ладоши, если ошибка – тишина, поднимают руки.
Вы так дружно хлопали, что у Деда Мороза открылся мешок с подарками.
(Учитель достает из мешка таблички “решение”, “условие”, “ответ”, “вопрос”, “схема”.)
– Что это? (Части задачи)
3. Работа в парах.
– У вас в конвертах тоже лежат такие таблички. Давайте, разложим их по порядку.
(Первые 5 человек, кто справился с работой, выходят к доске, берут таблички и становятся так, чтобы части задачи расположились по порядку. Глядя на учеников у доски, ребята проверяют свою работу.)
4. Работа в группах по 4 человека.
Составим задачи, которые подготовил для нас Дедушка Мороз.
(1 человек составляет задачу по картинке, 2 – подбирает схему, 3 – решение и 4 – ответ.)
5. Физминутка.
Звучит волшебная музыка. Голос Деда Мороза: Молодцы, ребята! Вы так хорошо работаете, что мне захотелось показать вам, как я умею считать. Только вы мне помогите, дружно хлопайте.
В небе плавает луна.
В облака зашла она.
Один, два, три, четыре, пять
Можем мы луну достать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
И пониже перевесить.
Десять, девять, восемь, семь –
Чтоб луна светила всем.
Шесть, пять, четыре, три –
Сядь на место и замри.
На лесной полянке вас ждут лесные жители, а кто, отгадайте.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Верно, белка. (Картинка)
6. Задание на развитие логического мышления.
Белочка собралась в гости к своей подруге и хочет угостить её грибочками, которые припасла с осени. А вот сколько она возьмет грибов, попробуйте узнать. Найдите закономерность и вставьте нужное число.
1, 2, 4, 5, 7, 8, …. Верно, белочка несет подруге 10 грибов.
7. Письменная работа.
Но на пути ей повстречался: … летом серый, а зимой белый. (Заяц – картинка.)
Белка отдала зайчику 3 грибочка. Сколько у неё осталось грибов? Решите задачу. Рисунок и запись в тетрадь.
А вот у нашего знакомого зайчика есть друг. (Рисунок) Из каких геометрических фигур он составлен?
А теперь помогите зайцу убежать от лисы и запутать хорошо следы.
8. Самостоятельная индивидуальная работа по карточкам. Решение примеров.
(См. приложение 2)
9. Итог урока.
Дед Мороз. Звукозапись.
– Ай да ребята! Ай да молодцы! Порадовали меня. Старайтесь также хорошо работать весь год. А самим то вам урок понравился? Хочется мне посмотреть. Кому урок очень понравился, наклейте на мой мешок круги, кому понравился, но не очень наклейте квадраты, а кому урок совсем не понравился, наклейте треугольники.
Звучит музыка. Дети наклеивают на мешок геометрические фигуры.
Ох, и веселый мешок у меня получился! Весь год я его буду разглядывать и вас вспоминать. А на Новый год я обязательно к вам приду и принесу свои подарки. До встречи!
Фрагменты урока: