Цели:
- Первоначальное ознакомление с именами существительными (общее значение вопроса)
- Распознавание существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»
- Развитие умения отличать слова, отвечающие на вопросы «кто?» от слов, отвечающих на вопрос «что?».
- Развитие умения отличать слова, называющие предметы, в русском и татарском языках.
- Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, к своему краю, природе.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок. Видите сколько у нас гостей? И учителя тоже два. Мы попробуем два урока провести за один час.
II. Актуализация
Что для этого нужно? (читаю плакат)
Дисциплина, быстрота мысли, активность, четкие ответы, дружба
Учитель татарского языка: А как эти слова звучат на татарском языке?
Учитель русского языка: Для начала, ответьте мне: в какой республике мы живем?
- Назовите столицу. Какие языки являются в нашей республике государственными?
- Запись даты, чистописание.
- Прочитайте спрятанные слова.
Поставьте к ним вопрос. Что обозначают эти слова? Прочитайте хором последнее слово. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
Кто? | Что? |
звери мальчик |
дуб улица предметы |
Учитель татарского языка: Назовите слова на тат. языке.
Поставьте к ним вопросы. Что обозначают эти слова?
Физкультминутка для глаз.
- Запишите слова-отгадки.
-
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(учитель) -
Столица России.
(Москва) -
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста
Если я … (капуста) -
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
(заяц) -
Назвать одним словом:
Земляника, вишня, смородина, клубника.
(ягода) -
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет –
Каждый след его поймет.
(карандаш) -
Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы.
(сорока) -
Ученик, который наводит порядок в классе?
(дежурный) -
Назвать одним словом:
чайник, кастрюля, сковорода?
(посуда) -
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу.
(петух)
- Найдите орфограммы, объясните.
- Поставьте к ним вопросы. Почему к одним словам мы ставим вопрос «кто» к другим «что»?
Учитель татарского языка: назовем слова на татарском языке. Что они обозначают? Поставим вопрос к записанным словам. На какой вопрос они отвечают? А кто знает, какие слова в татарском языке отвечают на вопрос «кто»?
Вывод: (сначала ученик, потом обобщает учитель, указывая разницу.) В татарском языке на вопрос «кто» отвечают только люди.
Учитель русского языка: поиграем в игру «Не ошибись!»
(учитель показывает картинку, ученик называет предмет, ставит вопрос. Сначала по-русски, потом по-татарски.)
- Медведь, лиса – кто?
- Дерево – что?
- Мальчик – что?
- Цветы – что?
- Бабочка – кто?
- Девочка – кто?
- Ботинки – что?
Учитель татарского языка: Назовите эти слова на татарском языке, поставьте вопросы к ним.
Физкультминутка
Продолжим игру. Назовите предметы в классе, поставьте к ним вопросы (на русском языке и на татарском языке.)
Запишите по 3 слова с вопросом «кто?» и «что?»
Вывод: на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы, в русском и татарском языках? В чем различие?
III. Закрепление материала.
Рассмотрите иллюстрацию.
- Какое время года изображено на картинке?
- Кто любит осень?
- За что?
Составьте два предложения. Назовите главные члены предложения.
- С доски списать слова, распределив в два столбика по вопросам: «кто?», «что?»
Учитель татарского языка:
- Работа с перфокартами: написать в два столбика слова, обозначающие предметы. В левый, отвечающие на вопрос «кто?», в правый, отвечающие на вопрос «что?»
- Назвать слова, обозначающие предметы. Поставьте вопрос.
Учитель русского языка: Переведите на русский язык. Назовите слова, обозначающие предметы. Поставьте вопрос. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?
В чем различие?
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
- Записать по 7 слов из словарика с вопросами «кто?», «что?»
- По учебнику татарского языка прочитать рассказ, выучить стихотворение.