Интегрированный урок в 3-м классе (русский + татарский язык)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Первоначальное ознакомление с именами существительными (общее значение вопроса)
  • Распознавание существительных, отвечающих на вопросы «кто?», «что?»
  • Развитие умения отличать слова, отвечающие на вопросы «кто?» от слов, отвечающих на вопрос «что?».
  • Развитие умения отличать слова, называющие предметы, в русском и татарском языках.
  • Воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, к своему краю, природе.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. Видите сколько у нас гостей? И учителя тоже два. Мы попробуем два урока провести за один час.

II. Актуализация

Что для этого нужно? (читаю плакат)

Дисциплина, быстрота мысли, активность, четкие ответы, дружба

Учитель татарского языка: А как эти слова звучат на татарском языке?

Учитель русского языка: Для начала, ответьте мне: в какой республике мы живем?

  • Назовите столицу. Какие языки являются в нашей республике государственными?
  • Запись даты, чистописание.
  • Прочитайте спрятанные слова.

Поставьте к ним вопрос. Что обозначают эти слова? Прочитайте хором последнее слово. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?

Кто? Что?
звери
мальчик
дуб
улица
предметы

Учитель татарского языка: Назовите слова на тат. языке.

Поставьте к ним вопросы. Что обозначают эти слова?

Физкультминутка для глаз.

  • Запишите слова-отгадки.
  1. Мы учим детишек
    Читать и писать,
    Природу любить,
    Стариков уважать.
    (учитель)

  2. Столица России.
    (Москва)

  3. Что за скрип? Что за хруст?
    Это что еще за куст?
    Как же быть без хруста
    Если я … (капуста)

  4. Это что за зверь лесной
    Встал, как столбик, под сосной?
    И стоит среди травы –
    Уши больше головы.
    (заяц)

  5. Назвать одним словом:
    Земляника, вишня, смородина, клубника.
    (ягода)

  6. Умный Ивашка,
    Всю жизнь в одной рубашке,
    По белому полю пройдет –
    Каждый след его поймет.
    (карандаш)

  7. Белее снега, чернее сажи,
    Выше дома, ниже травы.
    (сорока)

  8. Ученик, который наводит порядок в классе?
    (дежурный)

  9. Назвать одним словом:
    чайник, кастрюля, сковорода?
    (посуда)

  10. Всех я вовремя бужу,
    Хоть часов не завожу.
    (петух)

  • Найдите орфограммы, объясните.
  • Поставьте к ним вопросы. Почему к одним словам мы ставим вопрос «кто» к другим «что»?

Учитель татарского языка: назовем слова на татарском языке. Что они обозначают? Поставим вопрос к записанным словам. На какой вопрос они отвечают? А кто знает, какие слова в татарском языке отвечают на вопрос «кто»?

Вывод: (сначала ученик, потом обобщает учитель, указывая разницу.) В татарском языке на вопрос «кто» отвечают только люди.

Учитель русского языка: поиграем в игру «Не ошибись!»

(учитель показывает картинку, ученик называет предмет, ставит вопрос. Сначала по-русски, потом по-татарски.)

  • Медведь, лиса – кто?
  • Дерево – что?
  • Мальчик – что?
  • Цветы – что?
  • Бабочка – кто?
  • Девочка – кто?
  • Ботинки – что?

Учитель татарского языка: Назовите эти слова на татарском языке, поставьте вопросы к ним.

Физкультминутка

Продолжим игру. Назовите предметы в классе, поставьте к ним вопросы (на русском языке и на татарском языке.)

Запишите по 3 слова с вопросом «кто?» и «что?»

Вывод: на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы, в русском и татарском языках? В чем различие?

III. Закрепление материала.

Рассмотрите иллюстрацию.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Кто любит осень?
  • За что?

Составьте два предложения. Назовите главные члены предложения.

  • С доски списать слова, распределив в два столбика по вопросам: «кто?», «что?»

Учитель татарского языка:

  • Работа с перфокартами: написать в два столбика слова, обозначающие предметы. В левый, отвечающие на вопрос «кто?», в правый, отвечающие на вопрос «что?»
  • Назвать слова, обозначающие предметы. Поставьте вопрос.

Учитель русского языка: Переведите на русский язык. Назовите слова, обозначающие предметы. Поставьте вопрос. На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?

В чем различие?

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.

  • Записать по 7 слов из словарика с вопросами «кто?», «что?»
  • По учебнику татарского языка прочитать рассказ, выучить стихотворение.