Химия – один из сложнейших для восприятия предмет, изучаемый на 1 курсе в колледже. Усвоение учебного материала по химии при небольшом количестве часов на изучение предмета возможно с использованием:
- системного подхода в обучении;
- использования ИКТ.
Наличие двух составляющих на уроках, позволяет студентам осознанно получать и пользоваться информацией на разных этапах урока и в самостоятельной работе.
Системный подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Рассматривая системный подход в изучении различных вопросов общей, органической и неорганической химии, можно говорить о некотором способе организации действий студента, который позволяет выявить закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не метод решения задач, а метод постановки задач. Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.
Компьютер, проектор, интерактивная доска позволяют эффективно использовать системный подход. Применять созданные элементы для поиска информации в различных источниках, в т. ч. и сети “Интернет”.
Основные принципы системного подхода рассмотрим в контексте примеров:
- Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Примером является вопрос “Характеристика химического элемента”, которую можно дать в письменной и устной форме после изучения темы “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева” применяя систематизированную “Информацию об атоме в ПС”. Приложение 1.
- Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения.
- Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи внутри системы.
- Множественность.
Все вышеуказанные принципы используются для создания системной картины существования и характеристики органических веществ. Примером является изучение различных классов органических веществ при помощи трёх планов, которые записывают студенты в свой буклет по органической химии. Приложение 2.
Буклет – вариант существования справочного материала. Приложение 4.
https://urok.1sept.ru/articles/529375/.
Наглядное применение планов можно рассмотреть при изучении темы “Алканы”.