Цели урока:
образовательные: выяснение причин возникновения трения, определение роли силы трения в повседневной жизни;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, интеллектуальных и творческих способностей при изучении нового материала и при решении физических задач;
- воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания природы.
Задачи урока:
образовательные: объяснить возникновение силы трения, познакомить с видами трения, выяснить роль трения в повседневной жизни;
развивающие: развивать физическое мышление учащихся, расширять познавательный интерес, познавательную активность;
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать убежденность в возможности познания природы.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами побываем в прошлом (т.е. повторим ранее изученный материал), затем, вернёмся в настоящее (когда начнём изучать новую тему), а дома вы заглянете в будущее (при сочинении сказки).
Для начала откройте свои рабочие тетради и сделайте все необходимые записи: число (на полях), классная работа (отступ 4 клеточки), тема урока “Сила трения. Виды трения. Трение в природе и технике” .
II. Повторение изученного материала.
Итак, вперёд, в прошлое!
Ответьте на следующие вопросы:
Слайд № 1
- Что такое сила? (мера взаимодействия тел )
- Какие силы вам известны? (-сила тяжести, -сила упругости, -сила трения)
- От чего зависит результат действия силы? (Результат действия силы зависит от её модуля, направления, точки приложения. Примеры.)
- Какую силу надо найти, если на тело действуют несколько сил? (Надо найти результирующую силу)
- Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону? (Результирующая в этом случае находится как сумма сил, действующих на тело) (формула)
- Как находится равнодействующая двух сил, направленных вдоль одной прямой в противоположные стороны? (Результирующая в этом случае находится как разность большей и меньшей силы) (формула)
- В какую сторону, в этом случае, направлена результирующая? (Результирующая в этом случае направлена в сторону большей силы)
- Задача № 1. Решается устно.
- Задача № 2.
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?
Слайд № 8
Обошлись бы при сборе урожая без мышки, если дед тянул репку с силой 0,4 кН,
бабка – с силой 200 Н, внучка – с силой 50 Н, Жучка – с силой 0,03 кН, кошка – с силой 20 Н, мышка – с силой 2 Н, а репка зацепилась за землю с силой 701 Н?
Ответ: НЕТ
Слайд № 9
На тело по одной прямой действуют силы: 5Н и 3Н. Чему равна их равнодействующая, если эти силы сонаправлены? Противоположно направлены?
Дано: Решение:
Молодцы!!!
III. Изучение нового материала.
Отыщи всему начало,
и ты многое поймёшь.
Козьма Прутков
Сегодня на уроке мы с вами изучим ещё одну силу, существующую в природе: силу трения.
Слайд № 10 Изучение проведём по следующему плану:
- определение силы трения; дадим определение этой силе
- причины возникновения трения; выясним причины возникновения
- виды сил трения; рассмотрим виды трения
- способы уменьшения силы трения; узнаем способы изменения этой силы
- трения в природе и технике; выяснить роль силы трения в повседневной…
Слайд № 11
Рассмотрим движение автомобиля с выключенным двигателем. На автомобиль не действуют ни какие силы, и он движется прямолинейно и равномерно по … (инерции). Что же мы имеем в действительности? Автомобиль останавливается. Значит, на него действует какая-то сила. Эта сила и есть сила трения.
Дадим определение этой силе.
Слайд № 12
Сила, возникающая в месте соприкосновения тел, и препятствующая их относительному движению, называется силой трения.
Сила, как физическая величина, характеризуется: числовым значением, направлением точкой приложения.
Выясним, каковы эти характеристики для силы трения. Слайд № 13
Что же является причиной возникновения трения?
Как сказал Козьма Прутков: “Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь”
Следуя его совету, рассмотрим поверхности соприкасающихся тел. Слайд № 14 Они имеют шероховатости, неровности. При соприкосновении тел именно эти шероховатости препятствуют продвижению тела.
Но возникает мысль о том, что если сгладить эти неровности, то трение исчезнет. Но это не так. С уменьшением шероховатостей, уменьшается расстояние между молекулами соприкасающихся веществ, а это снова приводит к возникновению трения.
Удостовериться в этом можно, если взять два предметных стекла и двигать их относительно друг друга.
Перейдём к следующему пункту плана: виды силы трения. Слайд № 15
Рассмотрим каждый из видов, дадим ему определение и сравним его с другими видами.
Слайд № 16
Сила трения покоя существует между любыми покоящимися телами.
Она удерживает тела на наклонной плоскости. При попытке сдвинуть тело сила трения покоя препятствует этому действию.
Слайд № 17
Сила трения скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Зависит от величины прижимающей силы и материала соприкасающихся поверхностей. Сила трения скольжения меньше силы трения покоя.
В этом можно убедиться, если встать на гладкий лёд и попытаться начать скользить. В первые мгновения, это будет сделать гораздо труднее, чем в последствии.
Слайд № 18
Если тело не скользит, а катится по поверхности другого тела, то трение называется трением качения. Сила трения качения меньше силы трения скольжения.
Опытным путём убедимся в данном выводе. Наклоните книгу. Положите на неё карандаш сначала остриём вниз, а затем остриём в бок. В каком из этих случаев карандаш будет двигаться?
Слайд № 19
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд № 20:
В повседневной жизни часто приходится изменять силу трения Слайд № 21
Уменьшать Слайд № 22 или увеличивать. Слайд №23
Слайд №24
ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ АВТОМОБИЛЯ зависит от: скорости автомобиля, состояния дороги и состояния резины.
Но в любом случае: “Нам без трения, ребята, и ни туда, и ни сюда!” Слайд № 25
Подведём итог: Слайд № 26
Сила трения возникает между соприкасающимися телами.
Причины возникновения силы трения: зацепление неровностей тел и действие сил межмолекулярного притяжения.
Слайд № 27
Существует на свете сила трения.
Она имеет большое значение!
Есть три вида трения: скольжения, покоя, качения.
Все по себе очень важны
И в этом мире, конечно, нужны.
IV. Закрепление изученного.
- Коси коса, пока роса: роса долой, и мы – домой.
- Вода близка, да гора склизка.
Слайд № 29
Ясно вы сказать могли бы,
Я хотел бы очень знать,
Почему живую рыбу
Очень трудно удержать?
Слайд № 30
Обычно рыбы покрыты слизью, играющей роль смазки, и они просто выскальзывают из рук.
КСТАТИ: кожа дельфинов покрыта водоотталкивающей смазкой, вырабатываемой специальными железами. Это способствует образованию вдоль тела плывущего дельфина водяных вихрей, по которым, как по подшипникам, “катится” дельфин. Дельфин, по-видимому, является животным, тело которого испытывает наименьшее сопротивление при движении по воде.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
§ 30, 31 – учить. Сочинить сказку: “Один день без силы трения”.