Цель урока: Помочь учащимся понять ценность каждой личности. Подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека. Формирование эмоциональной децентрации – умения встать на позицию другого.
План:
- Орг.момент
- Игра – активатор “Я люблю...”.
- Уникальность каждого человека.
- Упражнение “Я – ...”.
- Дискуссия “Что такое личность?”
- Игра “Похвала по кругу”.
- Игра “Что чувствует.. .если...?”.
- Итоговый круг (рефлексия)
Ход урока
1. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о себе, и тема нашего урока так и называется.
– Записываем тему в тетрадь-
Чтобы вы активнее включились в работу, предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю... Я не люблю...”. Правила такие: мы будем по очереди говорить “Я люблю...” и называть что-нибудь любимое. Можно называть действия, предметы, еду, напитки и т.п. Затем делать то же самое, но со словами “Я не люблю...”.
– Ответы детей.
2. Ну вот, мы увидели, какое большое разнообразие любимых не любимых предметов, явлений, действий есть у каждого из нас. Но разве только этим мы отличаемся друг от друга? Посмотрите друг на друга. У нас разный цвет волос, глаз, разный рост, у каждого есть своё имя, фамилия. Но то, что один человек отличается от другого, не означает, что кто-то хуже, а кто-то лучше. Все люди разные. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. В этом-то и проявляется его индивидуальность.
3. Сейчас поиграем в игру “Я – ...”.
На листочках каждый из вас напишет своё имя или придумает себе другое имя. То есть сделаем себе бейджики.
Так мы будем обращаться друг к другу.
На других маленьких листочках
напишите такое же имя. Положите их в вазу. Я
наугад вытяну любой листочек.
Имя кого будет написано на листочке, тот должен
будет ответить на 8 вопросов.
Вот как: Кто я? Какой я? |
|
1. Мальчик |
1. Высокий |
2. Ученик |
2. Активный |
3. Спортсмен |
3. Блондин |
4. |
4. |
– Провожу игру с детьми-
Молодцы, вы хорошо поработали. Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.
Теперь мы можем сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека, то, что делает его не похожим на окружающих, это оригинальность его личности.
– Записываем понятие в тетрадь-
4. А что означает личность? Что включает в себя эти понятие?
Попробуем раскрыть это понятие, опираясь на компоненты составных частей личности.
– Каждый компонент записываем тетрадь и кратко раскрываем-
Первый компонент раскрывается в тех потребностях, которые есть у всех нас. Каждому человеку необходимы: еда, сон и т. п. Однако все люди отличаются в своих отношениях к этим потребностям. Со сферой потребностей тесно связаны индивидуальные интересы людей. Интересы воплощаются в образе мыслей, в наших занятиях, в избранных профессиях или увлечениях. Интересы ещё более разнообразны и в ещё большей степени выявляются индивидуальные свойства личности.
Другой компонент – наши возможности и способности. Возможность говорить, писать, обучаться есть практически у всех. Однако и здесь люди различаются своими способностями: кто – то говорит вяло или убедительно, кто – то схватывает на лету или учится медленно и обстоятельно, один обладает безудержной фантазией, другой способностью к безустанному и методичному труду.
Еще один компонент – характер и темперамент: кто-то постоянно весел и заражает своей энергией, кто-то серьезен и задумчив. Один бурно выражает свои эмоции, другие сдержаны до холодности.
Кроме того, людей объединяют и различные привычки, способы управления своим поведением, восприятие самих себя, склонности в построении своей деятельности.
Одни постоянно недовольны собой и своими поступками, а другие считают, что всегда все делают замечательно.
Конечно, это далеко не полный перечень составных частей личности. Личность – это гораздо более сложная структура. Мы говорим сейчас лишь о самых основных ее частях. Но как бы то ни было, каждая личность уникальна и отличается от других внешне, своими интересами, желаниями, талантами и способностями, увлечениями, отношением к людям и к себе самому, своими эмоциями, поведением, моральными ценностями и т. п. Казалось бы, люди внешне очень похожи, однако каждый из них является личностью, обладающий своими индивидуальными чертами. И мы должны очень ценить в каждом человеке уникальность его личности.
5. Давайте сейчас поиграем в игру, которая как раз и подчеркивает индивидуальность каждого из нас. Она называется “Похвала по кругу”. Правила такие: мы будем передавать по кругу значок и говорить, что именно нравится в том человеке, которому даёте значок, что, привлекает в нем. Не стесняйтесь говорить друг другу комплименты, это просто игра. Я покажу вам, как это делается. (Чтобы было легче, подсказать игрокам комплимент, обратить внимание на более нейтральные вещи: учебу, умение, и т. п.). Надеюсь после игры, все мы поняли, какие разносторонние и прекрасные люди учатся у вас в классе.
6. Каждую личность надо уважать, уважать мнение, интересы, чувства каждой личности. Давайте сыграем в игру “Что чувствует..., если...” Мы будем придумывать сами для себя ситуации близкие к жизненному опыту, а вы постарайтесь вспомнить свои ситуации и все вместе мы попытаемся понять чувства людей.
Например:
– “Что чувствует учитель, если ты ослушался её?”
– “Что чувствует младший брат, если ты с ним не играешь?”
– “Что чувствует товарищ, когда ты его обзываешь?” (ударил) и т. п.
– “Что чувствуешь ты, если...?”
От чего это зависит? От ситуации! Вот видите, сколько разнообразных бывает ситуаций. Но мы не должны забывать о чувствах других людей (личностей). Попытайтесь сами себя поставить в эти нехорошие ситуации, чтобы вы чувствовали и оцените чувства других.
7. Урок заканчивается. Большое всем спасибо. Вы очень старательно работали. Перед вами лежат цветные стикеры, вы должны на них написать свое имя, выйти к доске и приклеить его к тому смайлику, который соответствовал вашему настроению на уроке. Быть членом класса – группы, стремиться быть похожим на кого-то, быть принятым в группе сверстников – это нормальные явления. Но при этом надо быть самим собой, сохранять уникальность личности, свою индивидуальность. И тогда с вами всегда будет интересно и увлекательно общаться всем окружающим. Я прощаюсь с вами до следующего урока.