Звуковые волны. Звук в различных средах

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн. Рассмотреть особенности движения звуковых волн в различных средах.

Ход урока

1. Повторение.

  1. Ответить на вопросы.
    • Что такое волна?
    • Приведите примеры механических волн.
    • Какие волны называются поперечными, продольными?
    • Что понимают под скоростью волны?
    • Что такое длина волны?
  1. Решение задачи.

В озеро упала ветка. Пробегавший мимо олень успел заметить, что волна, созданная падением ветки, дошла до берега за 10 с, причем расстояние между соседними гребнями волн было ровно 10 см и за 2 с было 4 всплеска о берег. Помогите оленю определить, как далеко от берега упала ветка.

2. Изучение нового материала.

1) Звуковая волна. Источники звука.

При определенных условиях упругие волны, распространяющиеся в воздухе, жидкостях и твердых телах можно услышать.

Демонстрация: Звучание камертона.

Упругие волны способные вызывать у человека слуховые ощущения, называются звуковыми волнами.

Звук (звуковые волны) исходят только от колеблющихся тел. Убедимся в этом, рассмотрев видеофрагмент (движение шарика на нити от взаимодействия с ветвью камертона).

Закрепление: Объясните смысл китайской пословицы “Если не бить барабан, он не издаст звука”.

Приведите примеры колебательных систем вызывающих звук.

Источник звука – тело, колеблющееся со звуковой частотой.

от 16 Гц до 20 кГц.

Практическая работа “Наблюдение источников звука”.

Задание 1.

  1. Возьмите в руку линейку. Исходит от нее звук?
  2. Укрепите линейку на краю парты.
  3. Заставьте свободный конец линейки колебаться. Слышен ли звук?

Задание 2.

  1. Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли вы что-нибудь, когда молчите?
  2. Произнесите любой гласный звук. Что вы ощущаете теперь?

2) Распространение звука.

Н. Носов “Незнайка на Луне”.

Космонавты, оставшиеся в пещере, решили не терять времени зря и принялись за добычу лунита и антилунита. Ледорубы и геологические молотки дружно застучали о скалы. Впрочем, никакого стука не было слышно, потому что звук, как это теперь уже всем известно, не распространяется в безвоздушной среде…

Почему звук не распространяется на Луне?

Колебания источника звука передаются в среде.

Демонстрация: видеофрагмент опыта с будильником под воздушным колоколом.

Одинаково ли звук распространяется в газах, жидкостях и твердых телах?

Скорость распространения звука.

Вещество Скорость звука при 20 0С и нормальном давлении
Воздух 343 м/с
Вода 1490 м/с
Бетон 3800 м/с
Сталь 5100 м/с

Экспериментальное задание. Положив на один край деревянной линейки наручные часы, приложите ухо к другому концу. Что вы слышите? Объясните явление.

3. Закрепление.

Решите задачи.

1. А. Солженицын “В круге первом”.

– М-да… Но все-таки судить о моральном побуждениях по голосу в полосе частот от трехсот до двух тысяч четырехсот герц…

Определите длину волны данных звуковых волн. Скорость звука принять равной 300 м/с.

2. Комары делают 500-1000 взмахов крыльями в секунду, шмели – 130-240, бабочки -5-9. Пчела, летящая налегке, взмахивает крылышками 400-500 раз в секунду, с ношей – 200-250. Крылья комара Forcips совершают более 2000 тысяч взмахов в секунду. Какой частоты звуки издают эти насекомые?

4. Домашнее задание.

– § 34, 37, 38, упр. 29.

– Домашняя практическая работа.