Цель: Познакомить учащихся со звуковыми волнами как одним из видов механических волн. Рассмотреть особенности движения звуковых волн в различных средах.
Ход урока
1.
Повторение.- Что такое волна?
- Приведите примеры механических волн.
- Какие волны называются поперечными, продольными?
- Что понимают под скоростью волны?
- Что такое длина волны?
- Решение задачи.
В озеро упала ветка. Пробегавший мимо олень успел заметить, что волна, созданная падением ветки, дошла до берега за 10 с, причем расстояние между соседними гребнями волн было ровно 10 см и за 2 с было 4 всплеска о берег. Помогите оленю определить, как далеко от берега упала ветка.
2. Изучение нового материала.1) Звуковая волна. Источники звука.
При определенных условиях упругие волны, распространяющиеся в воздухе, жидкостях и твердых телах можно услышать.
Демонстрация:
Звучание камертона.Упругие волны способные вызывать у человека слуховые ощущения, называются звуковыми волнами.
Звук (звуковые волны) исходят только от колеблющихся тел.
Убедимся в этом, рассмотрев видеофрагмент (движение шарика на нити от взаимодействия с ветвью камертона).Закрепление: Объясните смысл китайской пословицы “Если не бить барабан, он не издаст звука”.
Приведите примеры колебательных систем вызывающих звук.
Источник звука – тело, колеблющееся со звуковой частотой.
от 16 Гц до 20 кГц.
Практическая работа “Наблюдение источников звука”.
Задание 1.
- Возьмите в руку линейку. Исходит от нее звук?
- Укрепите линейку на краю парты.
- Заставьте свободный конец линейки колебаться. Слышен ли звук?
Задание 2.
- Приложите руку к своей гортани. Ощущаете ли вы что-нибудь, когда молчите?
- Произнесите любой гласный звук. Что вы ощущаете теперь?
2) Распространение звука.
Н. Носов “Незнайка на Луне”.
Космонавты, оставшиеся в пещере, решили не терять времени зря и принялись за добычу лунита и антилунита. Ледорубы и геологические молотки дружно застучали о скалы. Впрочем, никакого стука не было слышно, потому что звук, как это теперь уже всем известно, не распространяется в безвоздушной среде…
Почему звук не распространяется на Луне?
Колебания источника звука передаются в среде.
Демонстрация: видеофрагмент опыта с будильником под воздушным колоколом.
Одинаково ли звук распространяется в газах, жидкостях и твердых телах?
Скорость распространения звука.
Вещество | Скорость звука при 20 0С и нормальном давлении |
Воздух | 343 м/с |
Вода | 1490 м/с |
Бетон | 3800 м/с |
Сталь | 5100 м/с |
Экспериментальное задание.
Положив на один край деревянной линейки наручные часы, приложите ухо к другому концу. Что вы слышите? Объясните явление. 3. Закрепление.Решите задачи.
1. А. Солженицын “В круге первом”.
– М-да… Но все-таки судить о моральном побуждениях по голосу в полосе частот от трехсот до двух тысяч четырехсот герц…
Определите длину волны данных звуковых волн. Скорость звука принять равной 300 м/с.
2. Комары делают 500-1000 взмахов крыльями в секунду, шмели – 130-240, бабочки -5-9. Пчела, летящая налегке, взмахивает крылышками 400-500 раз в секунду, с ношей – 200-250. Крылья комара Forcips совершают более 2000 тысяч взмахов в секунду. Какой частоты звуки издают эти насекомые?
4. Домашнее задание.
– § 34, 37, 38, упр. 29.
– Домашняя практическая работа.