"Ненаучные" практические приемы закрепления на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


(Слайд 1)

Не один раз каждый из нас встречал на досках объявлений, ценниках в магазинах различного вида грамматические ошибки, типа: жыр, батинки, антена и т.п.

(Слайды 2-3)

Конечно же, люди, написавшие данные слова, не являются почетными членами Академии наук. Хотя образованность и грамотность не всегда совместимые понятия. Вспомните фильм «Доживём до понедельника» и восклицание учителя-историка, обращенное к преподавательнице младших классов: «Нет такого слова – «ложить»!» А сколько грамматических ошибок можно найти в современных средствах массовой связи и услышать в речи дикторов телевидения.
Выучить все правила правописания  и произношения слов просто невозможно. В современном грамматическом словаре русского языка собраны правила, по которым мы пишем слова, так по глаголу их более 200. А ведь есть ещё другие части речи.
Некоторые люди, сами того не зная, обладают так называемой «врожденной грамотностью. Зная несколько правил, а то и не зная их вовсе, он не испытывает сложностей при письме, интуитивно чувствуя, как нужно написать.
А что же делать остальным? Я считаю, что научиться быть грамотным можно  и не только в устной, но и в письменной речи. Давайте попробуем в этом разобраться в этом вместе. Сначала обратимся к науке. Для победы над безграмотностью необходима правильная установка. Нельзя побороть ошибки, бросаясь в гущу врага. На первых порах все должно быть под контролем, пока не придет навык. При письме везде бывает только два варианта

(Слайд 4):

1. Рука пишет сама. Трудности нет! Никто не ошибается.

Рядом с магазином
Верный пёс
Южное море
Пора гулять

2. Рука задумалась. Возникла трудность. Ошибка стала возможной.

(Не) (по) д…леку от нас
Итоги (не) верные
(Пред) выборная к…мпания

Пока нет опоры, то кажется, что трудностей куда больше, чем вариантов «никто не ошибается». Но это не так. На самом деле при письме больше первых вариантов. Т.е. первый вариант превышает второй. Обязательно нужно убедить детей в этом. Кроме того необходимы простейшие упражнения, их цель включить и развить необходимые качества:

(Слайд 5):

Слухо-речевое внимание. Орфографическое чтение вслух, старшеклассники – 15 м., младшие – 5-10 м. Нужно обучить детей двум видам чтения – орфографическому и орфоэпическому, т.е. как пишем и как говорим. Орфографическое чтение должно стать регулярным. Каждое слово или предложение нужно прочитывать по 3 раза. Почти все грамматические законы можно осилить через произношение.

Слухо-речевую оперативную память. Читая, запоминай.

Зрительный контроль. Всегда проверяй написанное.

Моторный (рукодвигательный) контроль. Согласно с некоторыми психологами, что нельзя: написать слово, положить ручку, взять карандаш, отметить необходимую часть слова, положить карандаш, снова взять ручку и продолжить писать дальше. Слишком много лишних движений, процесс письма нарушается, внимание рассеивается, время идет, контроль теряется. Все графические обозначения обязательно нужно делать в тот момент, когда ты пишешь слово, а не потом и той же ручкой.

 От развития этих качеств и их правильного взаимодействия зависит грамотность человека. Я в своей работе  постоянно стараюсь развивать данные качества у детей, используя самые разные методы.
Учителя русского языка знают, что не меньше, чем лингвистические знания и методические приемы, нужны в нашей работе «ненаучные» практические приемы объяснения и закрепления, которые помогают нашим ученикам лучше понять и запомнить то, чему мы стараемся их научить. Не могу сказать, что все это я придумала сама, что-то подсказали учителя-словесники, ученики и даже родители. Это так называемые «мелочи», с которыми урок становится веселее, обучение эффективным, а весь процесс – доступнее. Это практически и есть простейшие упражнения, которые помогают развить необходимые качества для грамотного письма и речи.
Вот некоторые их них:

Запоминаем правописание некоторых трудных слов

(Слайд 6):

1. Непроверяемые (безударные) гласные.  Самая простая картинка помогает учащимся 5 классов запомнить правописание некоторых словарных слов с безударными гласными о.

Огурец            Горох           Помидор
Лопата            Родина, Россия, столица, Москва

Вот ещё примеры зрительных опорных сигналов: атом, молекулы (нейтроны, позитроны, мезоны…), лат.  орбита, палатка, шатер, павильон.

2. Также шуточные предложения помогают усвоить правописание непроверяемых гласных

(Слайд 7)

3. Костя в костюме, а Павлик – в пальто.
Кот, который жил в корзине, съел котлету из котла.
Жак в жакете нюхает жасмин.

(Слайд 8)

4. По моей вине винегрет на столе.
Галки галдели на галерее.
Опали цветы в палисаднике.
Капитан и матрос – с парохода «Кама»

(Слайд 9)

Если детям рассказать недостоверную историю о том, как давным-давно в одном войске расплачивались с солдатами солью, они хорошо запоминают словарное слово – солдат. Можно, конечно, использовать этимологические словари. Так в словаре сообщается, что в русский язык слово солдат попало из немецкого, который заимствовал его из итальянского, и восходит оно к soldo (монета, деньги, жалованье). Можно ещё напомнит ученикам, что именно так назывались монетки, которые папа Карло выручил за свою куртку, чтобы купить Буратино букварь и еду. Слово солдат буквально означало «получающий жалованье».  

(Слайд 10)

Укороти слово. Очень часто ошибки совершаются именно в длинных словах. Когда нет времени на рассуждение о составе или подбор проверочных слов, можно посоветовать: просто быстро укоротить слово. Чем короче слово, тем оно понятнее и доступнее для понимания: соседствует – сосед, соседи, властный – власть, растворились – раствор, пятачок – пятак, пять, примадонна – прима.

(Слайд 11)

Усиление некоторых правил

Гласные в сочетаниях жи, ши, ча,ща, чу, щу пишутся не так, как слышатся.
К правилу о написании имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. У женщин характер мягче, чем у мужчин, и написание совпадает:
ж.р. – с ь, м.р. – .
Красавица ЗА-НА-НАД любит всё на букву «А»: ананасы, апельсины, абрикосы. Остальные приставки пишутся с гласной «О».
Гласные в суффиксах -ОЧК, -ОВ похожи на круглые линзы ОЧКОВ.

(Слайды 12-13)

Самые распространенные ошибки учащихся правописание одной и двух букв н. Например: слово труженик. Можно предложить детям такие предложения-шутки: Мошенник у труженика одно Н украл.
Или: У священника племянник был мошенник и карманник, украл полтинник и два гривенника.
Бешеный путаник ворвался в гостиную и украл у труженика – мученика – повара вкусный вареник.

(Слайд 14)

Учителя математики часто жалуются, что дети с ошибкой пишут слово параллельный. Логичен вопрос: «Что означает пара?»
Конечно, два предмета. Т.е. пара – значит, удвоенное Л и две безударные гласные А.

(Слайд 15)

Все знают, как трудно написание слова искусство. Как только встретилось это слово, сразу вспоминайте слово победа и покажите себе два пальца: V – victoru – победа! Два пальца также подскажут две буквы с – во втором случае.

(Слайд 16)

Многие слова, которые учащиеся должны запомнить, можно проверить с помощью сложносокращенных слов.

Бассейн – Донбасс, Кузбасс
Батарея – комбат
Гараж – завгар
Командир – главком
Комитет – местком
Корабль – линкор
Секретарь – генсек
Хозяйство – завхоз
Дивизия – комдив

(Слайды 17-18)

«Много можно  или много нельзя» – так называется  проверка слитно или раздельно.

На стол – на столы
В чашку – в чашки
С другом – с друзьями
До ларька – до ларьков
Вернусь наутро – вернусь «наутры»
Сказал сгоряча – сгоряча «сгорячёв»
Спалил дотла – спалил «дотлы»
Бежит вдогонку – бежит «вдогонки»
Много можно – раздельно Много нельзя – слитно
(Тем более, где трудно – там слитно).

(Слайд 19)

Постоянные сочетания букв в словах. Эти сочетания никогда не меняются, не проверяются, помогают писать «словарные» слова русского происхождения.

ОРО        ОЛО      ЕРЕ (холостяк, колокол, хоровод, оборона, дерево, черепаха)
ИМА       ИНА      ИЛО (занимаюсь, внимание, истина, диковина, лиловый, пожилой)
ЧИВ-ЛИВ             ТЕЛЬ-НИЦА (удушливый, вежливый, заманчивый, застенчивый, пепельница, зрительница)
РАЖ        РАЗ       РАЩ (поразить, воображение, превращение)

(Слайд 20)

«Беном фантазии» – оригинальный способ обучения сочинению-развлечению. Его придумал итальянский детский писатель Джанни Родари, автор известной книги «Приключения Чипполино».  «Беном фантазии» – эти два слова, между которыми нет ничего общего: запятая и солнце, травинка и математика, суффикс и таракан…
Некоторые словарные слова можно запомнить так: Сертификат и дефицит  – как зефир и кефир. Хотя, к счастью, дефицитом эти продукты не являются; но сертификат на их продажу всё-таки магазину требуется.
Совсем несовместимы слова пессимист – пёс, но правописание запомнить можно.
Один ученик так придумал запомнить слово: трещотка, конечно, с о, потому что клоун. Дивизия – потому что там девушек нет!

(Слайд 21)

В некоторых трудных словах  с несколькими орфограммами что-то можно объяснить, а что-то всё равно приходиться запомнить, но запомнить по аналогии. Например: бечёвка – как веревка, гарцевать – как танцевать…

(Слайд 22)

Рифмоплетство один из приемов, который помогает уменьшить количество ошибок.

1. Не кто иной, как …

Не что иное, как …
Не раздельно пишет всяк,
Если дальше – слово как.
Можно ещё включить и сочетание так же, как …

2. Как будто – два слова

И как бы – два слова.
Но:
Будто – одно!

3. Не выучив – не делай.

Не зная – не пиши.
С глаголами и деепричастиями
раздельно не пиши.

4. Пусть никто не забудет,
Что З приставкой никогда не будет!

(Слайд 23)

Запоминаем глухие согласные. В этих двух фразах все согласные глухие.

– Стёпка, хочешь щец?
– Фи.

(Слайд 24)

Орфоэпические нормы (произношение и ударение). Очень часто верное решение может подсказать живая речь. Прежде всего следует правильно разделить слова на слоги. Научить детей не путать деление слова на слоги с делением для переноса.

Для лучшего запоминания к некоторым словам можно применить и неформальные правила. Например, подбирать ритмичные слова: ель – щавель, берёза – берёста, видно – завидно, диалог – каталог, корты – торты, , маляр – столяр и т.п.

(Слайды 25-26)

Правильное произношение некоторых слов можно объяснить, а значит и запомнить. Например, прилагательное мизерный происходит от французского «miser» – «бедный».  А так как во французском языке ударение падает всегда на последний слог, то и произносить нужно мизер – мизерный. Пуловер в речи многих людей превращается в пуловер или даже полувер. Это слово английского происхождения (надевать через голову) и произносится оно по – английски, с ударением на втором слоге.

(Слайды 27-28)

К орфоэпическим нормам относится не только, но и произношение некоторых звуков. Например, в словах бытие, житие  последний звук е, в словах афера, опека – то же звук е. А в слове щёлка второй звук о, запомнить опять поможет рифма: ель – ёлка, щель – шёлка, то же касается слов жёлчь, манёвр, остриё, смётка, заём (р.п. – займа).
Таких «ненаучных», «неформальных»  приемов достаточно много,  и они  помогают стать грамотным, развивать не только устную, но и письменную речь. Данные примеры должны стать опорой при письме, научить не бояться письменных работ, должны быть доведены практически до автоматизма, только тогда они принесут результат. Желаю всем творческих успехов.

Литература:

  1. Русский язык №6/ 2006
  2. Творческая мастерская учителя. Русский язык. Энциклопедия здоровья. Изд-во «Учитель», 2008 г.
  3. Идеальная грамотность. – СПб.: Питер, 2010г.
  4. Русский язык. Нестандартные уроки. 9 класс. /Составитель А.С.Жагорина.– Волгоград: ИТД «Корифей»