Стихи русских поэтов. И.Суриков. "Детство". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И.З. Сурикова; обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову.

Учебные задачи:

  • учить слушать стихотворения о детях русских поэтов;
  • воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
  • учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

Учебные умения:

  • высказывать своё отношение к прослушанному произведению;
  • называть стихотворение, определять тему;
  • выразительно читать отрывок из стихотворения.

Оборудование: мультимедийная установка для демонстрации презентации; книги по разделу “Снежок порхает, кружится”, модель обложка, рисунки по теме урока, карточки с изображением снеговиков, презентация

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд№1

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Поздоровались с гостями, тихо сели.

– Повторяем за мной:

Хороши, конечно, сани,
Только хитрые они.
Вниз под горку едут сами,
А на горку – ты тяни! (А. Шибаев)

2. Актуализация, мотивация, целеполагание.

1. – Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке литературного слушания?

“Снежок порхает, кружится” Слайд№2

– С какими произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?

Александрова “Зима”, Иванов “Каким бывает снег”, И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,Э.Шим “Всем вам крышка”, К. Ушинский “Мороз не страшен”, русская народная сказка “Дети Деда Мороза”, М. Пришвин “Деревья в лесу”. Слайд№3,4

– Что помогло вспомнить вам все эти произведения? (выставка книг); Слайд№4

2) Проверка домашнего задания (дифференцированная работа):

– чтение рассказа Пришвина “Деревья в лесу”;
– чтение рассказа наизусть;

– А сейчас вы защитите свои творческие работы “Зима в лесу”(рисунки вешаются на доске)

2) Прочитайте эти строки и попробуйте догадаться, какая сегодня будет тема урока? (Это стихи, значит, мы будем читать стихи. Это стихи Сурикова, значит, мы будем читать стихи этого автора. В них говорится о детстве, значит, мы будем читать стихи о детях)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает, кружится”, где будем знакомиться с творчеством Ивана Захаровича Сурикова. Слайд№5,6

– Алина расскажет нам интересные факты из его биографии, которые для нас подготовила дома.

(Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка” Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжелой болезни, в нищете) Слайд№7

Тема: Стихи Русских поэтов. И.Суриков. “ Детство”.

– Прочитайте и назовите тему нашего урока.

3) – Чтобы вы хотели узнать и чему научиться на уроке? Слайд№8,9

– Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нём красивые слова; узнать, почему Суриков его написал

– Для чего это вам нужно?

– Для того чтобы красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим.

Физминутка. Слайд№10

Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Приступим к реализации поставленной цели.

1) Слушание произведения.

– Сядьте правильно и приготовьтесь, слушайте новое произведение.

2)Первичное закрепление. Слайд№11

– Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите.

– Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза.

– О чём оно?

– Что вы представляли, когда слушали это стихотворение?

Слайд№12

– Посмотрите на картину, подходит ли она к началу стихотворения.

– На этой картине изображена зимняя природа, деревня.

Слайд№13

– Какую картину вы себе представили при чтении этой части?

– А где происходило событие?

– А от чьего имени рассказывает автор: от своего имени или от имени героя? Чем вы можете доказать?

– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему?

На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.

— Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.

— Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

– А как вы объясните смысл строчки: “И я на бок — хлоп!”?

– А как себя чувствовал мальчик?

“Все лицо и руки

Залепил мне снег...”

– А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

“Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!..”

– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?

4. Закрепление знаний и способов действий.

1) Моделирование обложки и сравнение её с готовой моделью.

– А сейчас вы будете работать в паре, кто с кем сидит. Каждая пара должна самостоятельно смоделировать обложку к этому стихотворению. Не забудьте указать фамилию автора, жанр произведения, тему и заголовок. Приступайте.

– А теперь давайте проверим. К доске пойдёт 1 группа и защитит свою работу. Слайд№14

Физминутка. Слайд№15

– Мы отправляемся в путь за снеговиком

Следим за ним глазами.

– У кого самые внимательные глазки?

– Поморгайте глазками и закройте их.

5. Повторное слушание стихотворения И. Сурикова.

– А сейчас я ещё раз вам прочту выразительно стихотворение, а вы внимательно послушайте, как надо читать, передавая настроение автора и выражая свои чувства в начале и в конце стихотворения.

6. Проведём конкурс “на лучшего чтеца”. Слайд№16

  1. конкурс
  2. оценка

– Оцените объективно работу друг друга.

7. Подведение итогов урока.

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Слайд№17

Слайд№18

Как вы думаете, удалось ли нам достичь результата? Почему? Кто из вас считает, что сегодня на уроке он работал лучше, чем на предыдущих? Как вы оцениваете в целом общую работу класса на уроке? Покажите свои оценки с помощью цветных карандашей. Раскрасьте снеговиков на парте в такой цвет, который соответствует вашему настроению на уроке.

– А пока вы оцениваете, послушайте песню на слова Сурикова Слайд№19

8. Домашнее задание:

1) выучить стихотворение наизусть;
2) выполнить задания в рабочей тетради;
3) сделать рисунки к стихотворению и подписать словами из текста.

Приложение