"Ни за что на свете
я не хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю,
кроме истории наших предков".
А. С. Пушкин
Цели: познакомить учащихся с Жуковским районом, научить составлять паспорт объекта (района).
Задачи:
Воспитательная – формировать у учащихся чувство гордости за свою малую родину, патриота своего района, бережного отношения к истории, природе, людям района.
Образовательная – использовать краеведческие материалы для создания образа Жуковского района,
Развивающая – развивать познавательный интерес к прошлому и настоящему своего района, творческие, познавательные способности учащихся.
Оборудование: атласы Калужской области, тетради по краеведению “Жуковский район”, бланки паспорта для заполнения, презентация “Жуковская кругосветка” (см. Презентация).
Тип урока: изучение нового материала в форме заочного путешествия.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня нам предстоит поработать вместе. Я всем желаю хорошего настроения. Давайте подарим друг другу улыбку.
В кабинете завуча мне передали вот этот конверт (вскрываю). Здесь письмо из правительства Калужской области. (см. Приложение 1)
Письмо: Уважаемые школьники!
Нам известно, что вы на уроках краеведения изучаете родной Калужский край. В настоящее время в Правительстве Калужской области собирается материал о районах области. Планируется в будущем издать книгу, рассказывающую о различных уголках Калужской земли.
Предлагаем вам поучаствовать в работе и составить паспорт вашего Жуковского района. Необходимые сведения указаны в бланках. Благодарим за сотрудничество.
2. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, что такое паспорт? (документ)
Какие сведения указаны в этом документе? (название, дата рождения, расположение, особенности)
Что мы должны сделать, чтобы выполнить поручение? (познакомиться с нашим районом)
Чем мы можем воспользоваться, для знакомства с районом? (карты, различные книги, фотографии, интернет)
Как еще можно узнать информацию о нашем районе? (отправиться в путешествие)
Ну, что же, тогда предлагаю всем вместе отправиться в путешествие по району.
3. Путешествие по Жуковскому району
Учитель: Сначала определим, где располагается наш район.
К какой области относится наш район? (Калужской)
У вас на столах лежат атласы Калужской области.
Открываем карту №4 в атласе Калужской области.
В какой части области расположен Жуковский р-н? (на северо-востоке)
Как давно появился наш район на карте Калужской области? Как давно он образовался (1659г.)
Площадь района – 1274 км?. Численность населения – около 50 тыс. человек.
Главный город района? (Жуков)
Почему город называется Жуков и район Жуковский? (в честь Г.К.Жукова. Он наш земляк.)
Кто такой Г.К.Жуков? (Маршал Советского Союза, Четырежды Герой Советского Союза).
Откройте тетрадь по краеведению “Жуковский район” стр.23. прочтите высказывание Г.К.Жукова.
Когда город и район получили это имя? (в 1974 после смерти Жукова Г.К.). Да уже более 35 лет наш район и город носят имя Маршала Г.К.Жукова.
А как назывался наш район раньше? (Угодско-заводской. Село Угодский Завод).
Почему так называли село? (на реке Угодка был построен железоделательный завод. Село назвали Угодский Завод.)
В районе к тому времени было 4 железоделательных завода.
Прочтите в тетради по краеведению “Жуковский район” на стр. 37 текст.
О чем здесь говорится? (о посещении Петром I одного из наших заводов).
В каком году и какой завод посетил Петр I? (В 1722 году Истьинский завод).
Когда село Жуково стало городом? (1996г. к 100-летию со дня рождения Г.К.Жукова).
У нашего города и района есть герб. Давайте посмотрим на него.
Что на нем изображено? (две реки – Протва и Нара, Георгий Победоносец убивает змея, три фона – голубой, зеленый, красный).
Найдите на карте нашего района реки – Протву, Нару, Истью.
А Георгий Победоносец – это символическое изображение заслуг Г.К.Жукова.
Итак, мы выяснили, что наш район назван так в честь нашего земляка Г.К.Жукова, а кого мы называем земляком? (людей, проживающих на одной территории)
Где же родился и жил в детстве Жуков Г.К.? (деревне Стрелковке)
Почему деревня так названа? (ответы учащихся)
Стрелковка, Стрелковщина ...
Название этой маленькой среднерусской деревеньки звучит как отзвук древней боевой славы нашего Отечества. Есть историческая версия возникновения этого названия. ...При Петре I на Угодском заводе производились ядра и пушки. Они испытывались на стрельбище возле современной Стрелковки, перед горой, названной позднее Михалёвой. Возможно, Стрелковка обязана своим названием именно стрельбищу).
Сейчас в Стрелковке создан Мемориальный комплекс памяти Г.К.Жукова.
Когда родился Жуков Г.К.? (2.12.1896г)
Сказать даже как-то неловко,
Название, Боже ты мой!
Река Огубянка,
Деревня Стрелковка,
И надо ж, родился герой!
В Георгия день родился он,
Георгием был наречен,
И с этого самого часа
С Победою был обручен.
Георгий...
Что в горе не тонет
И не пропадает в огне,
Ведет нас к победному часу
На облачно-пенном коне.
Когда умер Жуков Г.К.? (1974г.)
На территории нашего района много памятных мест. Мы с вами посетим лишь некоторые из них.
Далее мы отправляемся по отремонтированной автомобильной дороге к границе с Московской областью. Обратите внимание на красоту природы нашего района. Что занимает большую площадь на фотографии? (Леса)
Верно. А какие леса растут в нашем районе? (Смешанные)
Назовите растения смешанного леса. (ответы учащихся)
Проезжаем село Высокиничи (бывший старинный город Вышгород). Здесь расположены памятная стела летчику Герою Советского Союза Николаю Химушину, памятник воинам, погибшим в годы ВОВ. Сейчас здесь ведется реставрация церкви Александра Невского.
Далее расположены два исторических населенных пункта.
Село Троицкое раскинулось на правом берегу реки Протвы.
Что вам известно об этом селе? (жила Е.Р.Воронцова-Дашкова).
А что вы знаете о Е.Р.Дашковой? (директор двух академий, умнейшая женщина своего времени, писательница, композитор, выдающийся деятель России 2-й половины XVIIIв.)
“Мое любимое Троицкое, где мне хотелось бы жить и умереть…”, – писала Дашкова Е.Р. Княгиня захоронена в северном пределе церкви Пресвятой Троицы. 4 (17) января 2010 года исполнилось 200 лет со дня ее смерти.
К сожалению, до наших дней не сохранился главный дом усадьбы: ее потомки устроили в усадьбе суконную, а потом бумажную и картонажную фабрику. Фабрика существовала до 1941 года, затем была заброшена, здание стало разрушаться, время и нужда в строительных материалах “доделали” свое дело. После войны в здании церкви был колхозный склад. В январе 1993 года в полуразрушенной церкви была отслужена панихида в память по Е.Р.Дашковой. С этого времени началось возрождение церкви. Сейчас это действующий храм с колокольней. Здесь проходят службы по православным праздникам, совершаются обряды.
Имя Е.Р.Дашковой стало брендом (марка, образ, имидж) молодого города Кремёнки.
Что изображено на гербе нашего города? (На гербе города молодая женщина, напоминающая Е.Р.Дашкову).
Что еще напоминает в городе о Е.Р.Дашковой? (В городе открыта аллея Дашковой, где ей поставлен памятник. В средней школе №1, которая носит имя Е.Р.Дашковой, организован музей великой княгини).
Что вы знаете о нашем молодом городе Кремёнки?
Кремёнки – молодой город. В 2009 году ему исполнилось 35 лет, хотя первое упоминание населенного пункта Кремёнки относится к 1709 году. В нашем городе расположен Мемориальный комплекс-музей “Кремёнки”. Экспозиции посвящены военным событиям осени 1941 года. Стоять насмерть, не пустить врага к столице. И не пустили. Воины Советской армии, партизаны, местные жители… Рассказ в документах и экспонатах о нелегких днях войны.
Мы покидаем город Кремёнки и наш путь лежит к старинному селу Тарутино.
Наш путь проходит по лесной дороге. Ребята, вы заметили, что наш Жуковский край – это край лесов, красивых в любое время года.
Давайте выйдем из воображаемого транспортного средства и немного разомнемся.
Зарядка
А мы продолжаем свой путь и подъезжаем к селу Тарутино.
Чем знаменито это село? С чем связано? (Отечественная война 1812 года).
Старинное русское село Тарутино приобрело известность и славу во время Отечественной войны 1812 года. Здесь 6 октября (по старому стилю) 1812 года на реке Чернишне русская армия провела первое наступательное сражение против войск Наполеона. С этого момента погнали французов с русских земель.
Прочтите отрывок из письма М.И.Кутузова, стр.47 в тетради по краеведению “Жуковский р-н”.
О чем говорится в этом отрывке? (о значении битвы под Тарутино и Малоярославцем в Отечественной войне 1812 года).
В суровое время 1941 года на тарутинской земле, “защищая Родину и человечество от фашизма, стоял насмерть советский солдат”. Мемориал 1941 г. – братская могила, стела с именами погибших, танк на постаменте – память о воинах 53 и 17 стрелковых дивизий.
Мы покидаем гостеприимное село Тарутино и наш путь лежит к не менее известному селу Окатово.
Чем известно это село? (в нем родился Пафнутий Львович Чебышев, 14мая 1821г.). В мае 2011г. мы будем отмечать 190-летие со дня его рождения.
Кто такой П.Л.Чебышев? (великий русский математик и изобретатель).
Скончался П.Л.Чебышев 26 ноября 1894г., похоронен в часовни Спас-Прогнанской церкви. В школе, носящей его имя есть музей, посвященный жизни и деятельности этого великого ученого.
Мы продолжаем наше путешествие. И мы не можем не посетить уникальное место, единственное в России – “Парк птиц “Воробьи”.
На его территории площадью 12 гектаров представлено более 200 видов и пород птиц со всего мира. Недалеко от парка Птиц находится страусиная ферма.
А наш путь лежит далее к современному городу Белоусово.
Рассматриваем герб с объяснением символики. Что вам известно об этом городе? (ответы детей).
Возник город при формировании узла газопроводов на Санкт-Петербург, Брянск, Москву, Елец. Здесь создана компрессорная станция, Белоусовское управление магистральных газопроводов ООО “Мострансгаз”. Город с 2004 года. Город молодой, развивающийся.
Знакомо ли вам имя Александр Гордон?
Гордон Александр Гарриевич – Российский телеведущий, режиссёр.
Уроженец г.Белоусово
Мы покидаем город Белоусово и возвращаемся к началу нашего путешествия в город Жуков. Мы объехали наш замечательный район. Посетили лишь самые известные места. На последующих уроках вы познакомитесь более подробно с нашим чудесным Жуковским районом.
А нам предстоит еще выполнить поручение калужского правительства.
Кто помнит, что нам нужно сделать? (заполнить паспорт района).
У вас на столах лежит бланк паспорта (см. Приложение 2). Давайте посмотрим, какую информацию нам нужно в него внести.
Что изображено на первой странице? (герб района, название, карта)
На второй странице? (фотографии известных людей без подписи).
Что нужно подписать? (ФИО, годы жизни). Подписываем.
Кто изображен на первой фотографии? (Е.Р.Воронцова-Дашкова, 1743-1810гг.)
На второй фотографии? (П.Л.Чебышев, 1821-1884гг.).
На третьей фотографии? (Г.К.Жуков, 1896-1974гг.).
На следующей странице паспорта нужно заполнить пропуски
- Область – (Калужская)
- Район – (Жуковский)
- Административный центр – (Жуков)
- Время появления района – (1659г.)
- Площадь района – (1274 км?)
- Численность населения – (около 50 тыс. человек)
- Города – (Жуков, Кременки, Белоусово)
- Реки – (Протва и Нара с их притоками)
- Природная зона – (смешанные леса)
- Знаменитые люди района – (Дашкова Е.Р., Чебышев П.Л., Жуков Г.К. и др.)
- Памятные места – (Жуков – музей Г.К.Жукова, д.Стрелковка – мемориал Маршала Жукова, с.Троицкое – имение Дашковой Е.Р., с.Тарутино – музей Отечественной войны 1812 г., с.Окатово и с.Спас-Прогнань – родина Чебышева П.Л. и др.).
4. Рефлексия
Что нового мы сегодня узнали?
С чем мы сегодня познакомились на уроке? (Жуковским р-ном)
Чем мы пользовались?(картой, книгой, рассказом учителя, презентацией, своими воспоминаниями)
Что мы научились делать? (заполнять паспорт)
Понравилось вам путешествие? (Да. Очень.)
5. Заключительное слово учителя
Наш Жуковский район – Удивительный край – край лесов, озер и рек Нары и Протвы, на берегах которых свершались события, связанные с историей нашей Родины.
Здесь удивительно сочетаются древность и современность, историческое прошлое с настоящим.
Нам довелось здесь жить, учиться, работать. Хранить память о прошлом, создавать прекрасное настоящее и думать о замечательном будущем. Будьте достойны героических традиций и преумножайте славу нашей малой Родины – частицы великой страны.