Цель урока: Научить построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью угольника.
Задачи:
1. Образовательные:
- актуализировать прежние знания о прямоугольнике и квадрате;
- формировать практические навыки построения геометрических фигур, используя знания о них;
- закрепить навыки решения текстовых задач на пропорциональное деление, сравнения именованных чисел.
2. Развивающие:
- развивать пространственное воображение учащихся;
- развивать коммуникативные навыки учащихся в ходе парной работы, способность к взаимоконтролю и самоконтролю.
3. Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность при выполнении построений;
- пробуждать в ученике чувство гордости за свои личные достижения и успехи своих товарищей.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая работа.
Оборудование:
для учащихся: учебник, угольник, лист нелинованной белой бумаги, простой карандаш;
для учителя: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
– Найдите ошибки в вычислениях на доске.
Правильные ответы: 100 024; 12 548; 6 504.
3. Проверка домашнего задания.Проверка квадратов на нелинованной бумаге. (Показать на доске способ построения квадрата с помощью циркуля и линейки.)
– Какие знания о квадрате помогли справиться с построением? (Диагонали квадрата равны, пересекаются, образуя четыре прямых угла.)
4. Актуализация знаний учащихся о прямоугольнике.– На прошлом уроке мы с вами научились строить прямоугольник с помощью циркуля и линейки. Вспомните, пожалуйста, что это за геометрическая фигура – прямоугольник. (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.)
– Что еще вы знаете о прямоугольнике? (Противоположные стороны равны. Диагонали равны.)
– Эти знания пригодятся нам сегодня.
5. Демонстрация презентации. Объяснение нового материала.СЛАЙД 1. Объявление темы урока: “Построение прямоугольника на нелинованной бумаге”.
– Какие инструменты понадобятся для практической работы? (Угольник, карандаш)
СЛАЙД 2. Цель: Научиться построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью угольника.
СЛАЙД 3. Задачи: 1. Формировать практические навыки построения геометрических фигур, используя знания о них.
2. Развивать пространственное воображение.
3. Воспитывать аккуратность при выполнении построений.
СЛАЙД 4. Алгоритм построения прямоугольника с помощью угольника.
СЛАЙД 5. Начертили произвольный луч АД. Одну из сторон угольника приложили к лучу так, чтобы вершина прямого угла совпала с началом луча точкой А. Провели карандашом вдоль второй стороны угольника луч АВ. Получили один прямой угол ВАД.
СЛАЙД 6. Одну из сторон угольника приложили к лучу АВ так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой В. Провели карандашом вдоль второй стороны угольника луч ВС. Получили второй прямой угол АВС.
СЛАЙД 7. Одну из сторон угольника приложили к лучу АД так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой Д. Провели карандашом вдоль второй стороны угольника луч ДС. Получили третий прямой угол АДС.
СЛАЙД 8. Перед учащимися ставится проблемный вопрос – получился ли прямоугольник.
Ученики высказывают свои предположения и предлагают способы решения этой проблемы.
СЛАЙД 9. Проверка предположений учащихся.
Нужно выяснить, окажется ли угол ВСД прямым. Если да, то прямоугольник получился (так как по определению прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые). Если нет, то фигура АВСД – не прямоугольник.
Проверка проводится с помощью угольника. Одну из его сторон нужно приложить к лучу ВС так, чтобы вершина прямого угла совпала с точкой С. Далее смотрим, совпал ли луч СД со второй стороной угольника. В нашем случае это произошло, то есть можно сделать вывод, что угол ВСД прямой и четырехугольник АВСД является прямоугольником.
Дальнейшая самостоятельная работа учащихся по построению прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью угольника на материале алгоритма презентации предполагает возвращение к слайдам 4-9 (используя гиперссылку).
Учитель в это время контролирует процесс построения и оказывает индивидуальную помощь учащимся.
6. Физкультминутка для глаз (с использованием СЛАЙДОВ 10-12 презентации)7. Работа с учебником.
– Откройте учебник на стр.7. Задание №33. (Работа по вариантам. У доски 2 учащихся.)
– Какие величины нужно будет нам вспомнить? (Массу и время.)
-Сравните именованные числа.
(6 км 5 м = 6 км 50 дм | 2 сут.20 ч = 68 ч |
3 т 1 ц > 3 т 10 кг | 90 см2 < 9 дм2) |
Проверяют 2 учащихся. За партами – взаимопроверка.
– Задание 34. Вычислите значение первого выражения. У доски 1 учащийся.
(100 000 – 62 600) : 4 + 3 • 108 = 9 674
Проверяет 1 учащийся.
– Задание 30. На доске подготовлена таблица для краткой записи. Заполняем все вместе. Как назовем столбики таблицы? (На 1 стр./Кол-во стр./Всего)
На доске задачу решает 1 учащийся.
На одной странице |
Количество страниц | Всего пословиц |
|
1 |
поровну |
6 |
90 |
2 |
поровну |
? |
75 |
1) 90 : 6 = 15 (п.) – на одной странице
2) 75 : 15 = 5 (стр.)
Ответ: потребуется 5 страниц.
Проверяет 1 учащийся.
*Дополнительное задание – №31.
8. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чему научились?
– С помощью каких инструментов можно построить прямоугольник на нелинованной бумаге? (С помощью циркуля и линейки, с помощью угольника)
– Где в нашей жизни могут пригодиться умения производить построения прямоугольника или квадрата именно на нелинованной бумаге?
-Что осталось непонятным?
Выставление отметок ученикам, активно работающим на уроке.
9. Домашнее задание.
1. Построить на нелинованной бумаге квадрат с помощью угольника и линейки.
– Что такое квадрат? (Прямоугольник, у которого все стороны равны.)
-Используйте это определение в домашней работе.
2. С.7 № 32
– Как выполните краткую запись? (В виде таблицы.)
– Сколько дней в ателье шили куртки? ( Два дня.)
– Как назовете столбики своей таблицы? (Расход на 1 куртку/кол-во курток/всего метров)