Цели и задачи:
- Закрепить знания учащихся о написании сочетаний чк, чн.
- Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление, наблюдательность.
- Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: доска, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 1)Рефлексия. (Слайд 3)
II. Чистописание:
н ч к (Слайд 4) Демонстрация flash-ролика. Приложение 1.Что общего у букв, которые мы написали? (согласные)
Чем согласные отличаются от гласных? (гласные поются)
Назовите звуки, которые обозначают записанные согласные буквы.
Дайте характеристику этим звукам по признаку звонкости и глухости.
Какой из этих звуков всегда мягкий?
Какие сочетания можно составить из этих букв?
Почему в русском языке эти сочетания являются орфограммой?
Приведите примеры слов с этими сочетаниями.
III. Словарно-орфографическая работа.
(Слайд 5)Назовите предметы, в названии которых есть эти сочетания.
Переместите эти предметы в левую сторону, а остальные предметы – в правую.
(Работа на интерактивной доске с использованием функции перемещения объектов).
Молодцы! Отлично справились с заданием.
IV. Объявление темы урока и работа по теме.
Сегодня на уроке мы продолжим работу над этой орфограммой.
Повторите правило, которое мы обязательно должны помнить при написании слов с этими сочетаниями.
Молодцы, правило знаете, а умеете ли вы его применять?
1. Упражнения на закрепление знания написания слов с сочетаниями чк, чн.
(Слайд 6)
(На слайде записаны словосочетания с пропущенными орфограммами)
- Учитель читает словосочетания и дает задание классу, вставить пропущенную орфограмму.
- Класс использует сигнальные карточки.
- Последние два словосочетания учащиеся записывают в тетрадь самостоятельно. Проверка.
Теплые дене…и
Молодые вето...и
На деревьях по…и
Нежные листо…и
Первые цвето…и
– Как вы думаете, в какое время года мы можем увидеть эти явления в природе?
– Отгадайте загадку, кто порхает над первыми весенними цветочками?
“Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветом
И любит пить цветочный сок”. (Бабочка)
(Запись в тетрадь словосочетание “красивая бабочка” с комментированием после предыдущей записи)
– Ребята вы хорошо и дружно поработали, правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем и покружимся вместе с нашей красивой бабочкой. (Слайд 7)
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
– Какое значение имеют бабочки в природе?
– Вот и на нашу цветочную поляну прилетели гости. (Слайд 8)
– Назовите гостей, которые к нам прилетели на полянку.
(Бабочка, паучки, птички, жучки, кузнечик)
– А теперь найдите слова с изучаемой орфограммой. (Слайд 9) Начинаем чтение слов с первого слова.
Напишем их в тетрадь с новой строки (комментированное письмо).
2. Работа с учебником. (Слайд 10) Упражнение 110, с.74 (чтение задания учителем)
– Какое задание нужно выполнить в этом упражнении?
(Для выполнения задания потребуется карандаш).
-Кто догадался, какое слово записано в первой строке?
– Какое сочетание в этом слове? Подчеркните его зеленой ручкой.
(Аналогично проводится работа с другими словами).
– Чем интересно это задание?
-Какую орфограмму нужно запомнить при написании этих слов?
– Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Посмотрите, как вам улыбается солнышко. (Слайд 11)
3. Работа с предметными картинками.
– А как мы назовем день, когда светит солнышко? (солнечный) (Слайд 12)
– Проговорите медленно слово “солнечный”.
– Какое сочетание мы слышим в этом слове? (чн)
– Как нужно писать слова с этим сочетанием? (без Ь).
– Запишем это слово в тетрадь с новой строки. (Учитель на доске, дети в тетрадях).
– Подчеркните орфограмму зеленой ручкой.
– Назовите второй предмет. (пакет с молоком)
– Если мы сварим из молока суп, то, как этот суп будет называться? (молочный)
(Работа со словом: четкое проговаривание, запись учителем на доске, учениками в тетради, выделение орфограммы)
– Какой предмет вы видите на третьей картинке? (яблоко)
– Чтобы из него выжать сок, какое оно должно быть? (сочное)
(Работа со словом проводится аналогично)
– Как называется сок, который получают из яблока? (яблочный)
(Работа со словом проводится аналогично)
– Прочитаем слова с сочетанием чн, которые вы записали в тетрадь (чтение записанных слов хором по слогам).
– Молодцы ребята, отлично справились с заданием.
4. Коллективная работа.
1) А теперь, измените слова, которые вы видите на слайде так, что бы они отвечали на вопрос “какой?”. (Слайд 13)
Речка – речной
Лодочка – лодочный
Облачко – облачный
Песок – песочный
– Какую орфограмму нужно запомнить при написании слов второго столбика? (чн)
– А теперь внимательно посмотрите на слова первого столбика и скажите, какое слово лишнее? (песок)
– Почему? (в нем нет изучаемой орфограммы).
– А какое сочетание мы должны запомнить в остальных словах первого столбика? (чк)
2) Вставьте слова вместо картинок (Слайд 14)
(Работа со слайдом).
– Посмотрите, ребята, какая замечательная картина у нас получилась! (Слайд 15)
5. Закрепление изученного материала.
– А теперь давайте напишем орфографический диктант и проверим, как вы запомнили правописание этих сочетаний в словах. (Слайд 16)
(Учитель диктует, учащиеся записывают в тетрадь только сочетания чк, чн, которые услышат в словах)
1) Орфографический диктант.
Ручка, сказочный, игрушечный, белочка, очки, ночной.
(Проверка). (Слайд 17)
– Молодцы! Вы хорошо потрудились, и вам опять улыбается и светит солнышко.
(Слайд 18)
Физкультминутка
Кто-то утром не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар. (Дети дуют и разводят руки)
А как выпустит из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)
– Что это за шар, ребята? (солнце)
– Почему весной наступают теплые денечки? (жарко светит солнышко)
– А, если каждый день светит солнышко, то, как называются такие денечки? (солнечные)
2) Работа с предложением.
– Составьте предложение из слов первой строки. (Слайд 19)
– Запишем предложение в тетрадь, пропустив одну строку. (Наступили солнечные денечки)
– Назовите слова с изученными орфограммами. Подчеркните сочетания в словах зеленой ручкой.
(Аналогичная работа проводится со словами второй строки слайда)
Дети составляют предложение .(На деревьях набухли почки)
– Являются ли эти два предложения текстом? (Да)
– Почему? (предложения связаны по смыслу)
– У каждого текста есть свое название, заголовок.
– Когда в природе происходят эти изменения? (Весной)
(Запись заголовка в тетради на пропущенной ранее строке)
Примерный текст:
Весной.
Наступили солнечные денечки. На деревьях набухли почки.
(Проверка)
V. Итог урока.
(Слайд 20)– О правописании какой орфограммы говорили на уроке?
– Чему научились? (Слайд 21)
(Чтение стихотворения со слайда всеми учащимися хором)
Домашнее задание. С.74, упр. 111. (Слайд 22)
Рефлексия. (Слайд 23)
Литература
- Волина В.В. Весёлая грамматика.– М.:Знание. 1995
- Коллекция 80000 анимаций. – www.animashky.ru