Написание слов с сочетаниями ЧК, ЧН. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели и задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о написании сочетаний чк, чн.
  2. Развивать фонематический слух, внимание, речь, логическое мышление, наблюдательность.
  3. Воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: доска, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Рефлексия. (Слайд 3)

II. Чистописание: н ч к (Слайд 4) Демонстрация flash-ролика. Приложение 1.

Что общего у букв, которые мы написали? (согласные)

Чем согласные отличаются от гласных? (гласные поются)

Назовите звуки, которые обозначают записанные согласные буквы.

Дайте характеристику этим звукам по признаку звонкости и глухости.

Какой из этих звуков всегда мягкий?

Какие сочетания можно составить из этих букв?

Почему в русском языке эти сочетания являются орфограммой?

Приведите примеры слов с этими сочетаниями.

III. Словарно-орфографическая работа. (Слайд 5)

Назовите предметы, в названии которых есть эти сочетания.

Переместите эти предметы в левую сторону, а остальные предметы – в правую.

(Работа на интерактивной доске с использованием функции перемещения объектов).

Молодцы! Отлично справились с заданием.

IV. Объявление темы урока и работа по теме.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над этой орфограммой.

Повторите правило, которое мы обязательно должны помнить при написании слов с этими сочетаниями.

Молодцы, правило знаете, а умеете ли вы его применять?

1. Упражнения на закрепление знания написания слов с сочетаниями чк, чн.

(Слайд 6)

(На слайде записаны словосочетания с пропущенными орфограммами)

  1. Учитель читает словосочетания и дает задание классу, вставить пропущенную орфограмму.
  2. Класс использует сигнальные карточки.
  3. Теплые дене…и
    Молодые вето...и
    На деревьях по…и
    Нежные листо…и
    Первые цвето…и

  4. Последние два словосочетания учащиеся записывают в тетрадь самостоятельно. Проверка.

– Как вы думаете, в какое время года мы можем увидеть эти явления в природе?

– Отгадайте загадку, кто порхает над первыми весенними цветочками?

“Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветом
И любит пить цветочный сок”. (Бабочка)

(Запись в тетрадь словосочетание “красивая бабочка” с комментированием после предыдущей записи)

– Ребята вы хорошо и дружно поработали, правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем и покружимся вместе с нашей красивой бабочкой. (Слайд 7)

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.

– Какое значение имеют бабочки в природе?

– Вот и на нашу цветочную поляну прилетели гости. (Слайд 8)

– Назовите гостей, которые к нам прилетели на полянку.

(Бабочка, паучки, птички, жучки, кузнечик)

– А теперь найдите слова с изучаемой орфограммой. (Слайд 9) Начинаем чтение слов с первого слова.

Напишем их в тетрадь с новой строки (комментированное письмо).

2. Работа с учебником. (Слайд 10) Упражнение 110, с.74 (чтение задания учителем)

– Какое задание нужно выполнить в этом упражнении?

(Для выполнения задания потребуется карандаш).

-Кто догадался, какое слово записано в первой строке?

– Какое сочетание в этом слове? Подчеркните его зеленой ручкой.

(Аналогично проводится работа с другими словами).

– Чем интересно это задание?

-Какую орфограмму нужно запомнить при написании этих слов?

– Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Посмотрите, как вам улыбается солнышко. (Слайд 11)

3. Работа с предметными картинками.

– А как мы назовем день, когда светит солнышко? (солнечный) (Слайд 12)

– Проговорите медленно слово “солнечный”.

– Какое сочетание мы слышим в этом слове? (чн)

– Как нужно писать слова с этим сочетанием? (без Ь).

– Запишем это слово в тетрадь с новой строки. (Учитель на доске, дети в тетрадях).

– Подчеркните орфограмму зеленой ручкой.

– Назовите второй предмет. (пакет с молоком)

– Если мы сварим из молока суп, то, как этот суп будет называться? (молочный)

(Работа со словом: четкое проговаривание, запись учителем на доске, учениками в тетради, выделение орфограммы)

– Какой предмет вы видите на третьей картинке? (яблоко)

– Чтобы из него выжать сок, какое оно должно быть? (сочное)

(Работа со словом проводится аналогично)

– Как называется сок, который получают из яблока? (яблочный)

(Работа со словом проводится аналогично)

– Прочитаем слова с сочетанием чн, которые вы записали в тетрадь (чтение записанных слов хором по слогам).

– Молодцы ребята, отлично справились с заданием.

4. Коллективная работа.

1) А теперь, измените слова, которые вы видите на слайде так, что бы они отвечали на вопрос “какой?”. (Слайд 13)

Речка – речной
Лодочка – лодочный
Облачко – облачный
Песок – песочный

– Какую орфограмму нужно запомнить при написании слов второго столбика? (чн)

– А теперь внимательно посмотрите на слова первого столбика и скажите, какое слово лишнее? (песок)

– Почему? (в нем нет изучаемой орфограммы).

– А какое сочетание мы должны запомнить в остальных словах первого столбика? (чк)

2) Вставьте слова вместо картинок (Слайд 14)

(Работа со слайдом).

– Посмотрите, ребята, какая замечательная картина у нас получилась! (Слайд 15)

5. Закрепление изученного материала.

– А теперь давайте напишем орфографический диктант и проверим, как вы запомнили правописание этих сочетаний в словах. (Слайд 16)

(Учитель диктует, учащиеся записывают в тетрадь только сочетания чк, чн, которые услышат в словах)

1) Орфографический диктант.

Ручка, сказочный, игрушечный, белочка, очки, ночной.

(Проверка). (Слайд 17)

– Молодцы! Вы хорошо потрудились, и вам опять улыбается и светит солнышко.

(Слайд 18)

Физкультминутка

Кто-то утром не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар.  (Дети дуют и разводят руки)
А как выпустит из рук (поднять руки вверх, хлопок)

Станет вдруг светло вокруг.  (Поворот)

– Что это за шар, ребята? (солнце)

– Почему весной наступают теплые денечки? (жарко светит солнышко)

– А, если каждый день светит солнышко, то, как называются такие денечки? (солнечные)

2) Работа с предложением.

– Составьте предложение из слов первой строки. (Слайд 19)

– Запишем предложение в тетрадь, пропустив одну строку. (Наступили солнечные денечки)

– Назовите слова с изученными орфограммами. Подчеркните сочетания в словах зеленой ручкой.

(Аналогичная работа проводится со словами второй строки слайда)

Дети составляют предложение .(На деревьях набухли почки)

– Являются ли эти два предложения текстом? (Да)

– Почему? (предложения связаны по смыслу)

– У каждого текста есть свое название, заголовок.

– Когда в природе происходят эти изменения? (Весной)

(Запись заголовка в тетради на пропущенной ранее строке)

Примерный текст:

Весной.

Наступили солнечные денечки. На деревьях набухли почки.

(Проверка)

V. Итог урока. (Слайд 20)

– О правописании какой орфограммы говорили на уроке?

– Чему научились? (Слайд 21)

(Чтение стихотворения со слайда всеми учащимися хором)

Домашнее задание. С.74, упр. 111. (Слайд 22)

Рефлексия. (Слайд 23)

Литература

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика.– М.:Знание. 1995
  2. Коллекция 80000 анимаций. – www.animashky.ru