Организационная информация |
|
Предмет |
Интегрированный урок по чтению и письму. Обучение грамоте (чтение), письмо |
Класс |
1 |
Методическая информация |
|
Тип урока |
Интегрированный урок по чтению и письму |
Цели урока |
– формирование знаний детей
о шипящих звуках, формирование умения правильно
обозначать на письме сочетания с шипящими
звуками; |
Задачи урока |
– научить находить новую
букву в печатном тексте, читать и писать слоги и
слова с изученной буквой; |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока |
В результате работы развивается воображение и творческие способности детей, ученики приучаются к самостоятельной исследовательской деятельности, знакомятся с новым материалом. |
Необходимое оборудование и материалы |
Компьютер, медиапроектор, экран. |
Ход урока
1. Организационный момент
.– Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу! (сл.2)
Учитель (от имени Лунтика)
– Привет! А вот и я! Вы меня узнали?(сл.3)
– Сегодня вместе с вами по лестнице знаний будет подниматься Лунтик. По лестнице знаний мы поднимаемся с 1 сентября. Чтобы подниматься всё выше надо иметь с собой багаж. Ребята, а что мы уже знаем и умеем? Что поможет нам подняться ещё выше? (сл.4)
2. Постановка целей урока. Объявление новой темы.
– Кто пришёл к Айболиту на приём? Как могла пожаловаться змея Айболиту? (ш-ш)(сл.5)
– А кто автор произведений о докторе Айболите?
– Я предлагаю всем вместе прошуршать, пошуметь. Вам, наверное, показалось странным моё предложение? Дело в том, что несколько уроков подряд мы будем “шипеть”– заниматься согласными звуками, будем учиться писать буквы, которыми обозначают эти звуки.
3. Изучение нового материала.
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь – не зевай!
Дружно хором отвечай!
Сегодня всё ликует
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …….. (шары)(сл.6)
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно ……. (шишек)(сл.7)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему …….. (штанишки)(сл.8)
– Давайте поможем Лунтику выделить в словах – отгадках первый звук.
– Что вы можете рассказать об этом звуке? ( Согласный, глухой)
– Проблемный вопрос. Может ли этот звук быть мягким?
– А вот вам картинки – слова, подсказки. (сл.9)
– Попробуйте назвать слово, в котором этот звук был бы мягким.
Вывод: звук [ ш ] всегда твердый.
– Давайте произнесём его протяжно, этот звук похож на звук, который издаёт утюг при шипении, или это звук кипящего масла на сковороде. Вот почему его называют шипящим.
– Вот на слайде звуковичок. Давайте оденем и обуем его. Что мы оденем ему на голову? (шляпу – глухой) Как мы будем его обувать? Какие ботиночки обуем ему на правую ножку? А на левую? (синие – твердый) (сл.10)
– Дайте характеристику этому звуку.
– А вот и наши старые друзья. Помогите Лунтику обуть и одеть их. (Дети работают в Букваре, раскрашивают звуковичков, при этом один комментирует.)
– Почему звуковички так дружно приняли в свою семью [ш]. (Это глухие, согласные звуки, и звук [ ш ] глухой.) (сл.11)
Обратить внимание детей.
– Почему возле этого звуковичка стоит восклицательный знак? В чем особенность этого звука? (Работа в учебнике, раскрашиваем и объясняем.)
Знакомство с печатной буквой “ш”
– А теперь посмотрим на эту букву! Кто знает, как называется эта буква?
На что похожа буква “ш”? (сл.12)
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотри на букву “ш” -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё
Работа по учебнику
– А сейчас мы поможем Лунтику научиться читать слоги и слова с этой буквой.
(Чтение слогов по учебнику, стр. 82)
Повторяем хором по слайдам. (сл.13,14)
Коллективное выведение орфограммы.(на экране ШИ….. , сл.15)
– Давайте прочитаем этот слог. Как мы его прочитаем? Почему?
– Дополни слоги, чтобы получились слова
– Я расскажу вам сказку, вы узнаете, почему буква Ш дружит только с буквой и.(сл.16,17,18,19)
В давние-давние времена братья Ж и Ш пришли в гости к гласным и стали с ними знакомится. Все гласные были на месте, только буквы И ни где не могли найти. “Где же И?”, – спросили братья у проходящей мимо красавице Ы. “Она не хочет с вами знакомиться”, – ответила та. Братья расстроились и ушли. По дороге домой они увидели больную, несчастную И, которую злодейка Ы не пустила в дом. Братья проводили больную домой, навещали её, приносили лекарства и вскоре стали лучшими друзьями. А на Ы они обиделись навсегда, ведь из-за неё скромная И чуть не умерла.
Навсегда запомните и вы: Ж и Ш дружат с гласной И и злы на Ы. Всегда пиши ЖИ и ШИ с гласной и. Вот такая история случилась в давние-давние времена.
Формулируем правило(сл. 20)
Работа по учебнику
– Для Лунтика оказалось непросто научится читать слова в которых есть “ш”.
(Чтение по “Букварю” стр. 82)
1 столбик-чтение по цепочке. Чем похожи все слова? Прочитайте самое длинное слово. Что обозначает слово шторм?(сл.21)
2 столбик-чтение по цепочке.
– Найдите группы однокоренных слов, выделите корень.(сл.22,23)
3 столбик-чтение слов про себя.
– Сколько гласных в каждом слове? Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный? Какое слово лишнее? Почему? (сл.24)
Физкультминутка (сл.25)
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок , на пятку,
Покачайтесь-ка в присядку.
Глубоко теперь вздохните,
Все в порядок приведем
И писать, друзья, начнем.
Работа в Прописи.
– Рассмотрим рисунок. Кто это? (шут) (сл.26)
Поразмыслим не спеша
И отыщешь обязательно
Пять вещей на букву “ш” (шар, шут, ширма, шатёр, штаны).
– Заштрихуйте эти предметы. Какой предмет украсите узором?
– Шут решил показать нам фокус. Как из слова утка сделать слово шутка? (сл.26, 1 щелчок)
– А теперь рассмотрите письменную букву “ш”. На какую письменную букву похожа “ш”? В чём их сходство и отличие? Давайте вспомним, как надо писать “и”? ( Ответы детей)
– А сейчас будем учиться писать букву “ш”. Начнём писать от верхней линии рабочей строки, ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, 2ой и 3ий элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо. ( сл.27, щелкаем по ручке)
– Давайте сфотографируем ширину буквы. Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (сл.28, щелкаем на стрелку 5 раз, ручка показывает ширину буквы)
– Выполните самостоятельно написание элементов и букв на 1-4 строках.
Учитель:
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас ничуть не скрою,
Ручку я – вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
1) Письмо стр. 27, 4 строчки.
2) Чтение и запись слогов “ша”, “шо”, “шу”.
3) Чтение и запись слога “ши”.
– Посмотрите на сочетания “ши”. Сколько одинаковых элементов будем писать? (5)
( Учитель показывает на доске, затем записывают дети.)
– Почему возле сочетания “ши” стоит восклицательный знак? ( Сочетание ши нужно запомнить. Это орфограмма)
– Подчеркните: “ши”(сл.29, три щелчка)
– Это обозначает, что мы графически объяснили, почему пишется буква “и”.
4. Закрепление изученного материала.
Игра.
Помогите курице – наседке вывести цыплят. Куринные яйца только те, на которых слова написаны правильно.(сл.30)
Работа по учебнику
Чтение слов 5 столбика ( про себя)
– Почему все слова этого столбика расположились на одном волшебном дереве? (сл.31, 4 щелчка)
– Что можете сказать? Выделите корень в словах и приставку. (Дети выполняют в Букварях, а проверяем по слайду)
– Шут продолжает шутить, он показывает фокусы.(сл.32)
– Как мышки сделать мишку? А из мишки – миску? (сл.33, 5 щелчков)
– Как крышу превратить в крышку?(сл.34, 2 щелчка)
– Что такое крошка? Что такое окрошка? (сл.34, 2 щелчка)
– Родственные ли это слова?
Чтение слов 6 столбика (про себя).
– Прочитайте съедобное слово.
– Прочитайте слово, обозначающее птицу. Кто видел коршуна? (сл.35)
– Это хищная птица, крылья длинные, широкие, с вырезкой. Живут везде, только на Крайнем Севере они не могут жить. Зимуют в Африке. Коршуны долго парят в воздухе, высматривают добычу, едят грызунов, лягушек, ящериц, отбросы. Изредка нападают на домашнюю птицу.
– Лунтик говорит нам “Молодцы!” (сл.36)
Работа в Прописи.
Страница 27.
– Прочитайте слова левого столбика. Какое слово вам незнакомо?
– Шапито – цирк. В переводе с французского – колпак, крышка, вид театрального помещения для циркового зрелища. (сл.37)
– Запишите это слово.
– Объедините слова в тематические группы: цирк, одежда, строительные материалы.
– Запишите слова письменными буквами. (Работа учащихся)
– Читаем слова первого столбика. Назовите слово, где есть сочетание “ши”. Запишите слово выделите орфограмму.(сл.38)
– Читаем слова второго столбика. Найдите слово с орфограммой “ши”, обведите слова, выделите орфограмму.(сл.38)
Физкультминутка (сл.39)
– Назовите слова, в которых встречается звук [ ш]?
Работа по учебнику
Чтение текста.
1) Чтение ключевых слов (сл.40, 1 щелчок)
– Рассмотрим иллюстрацию к рассказу, прочитаем заголовок. О ком мы будем читать? Чтобы до конца разобраться прочитайте текст.
2) Первичное чтение текста.
– Прочитайте текст про себя.
3) Беседа по вопросам.
– Кто же Паша?
– Какой Паша, раз он шутит?
– Как одет Паша? Почему?
– Можно ли из ромашек сделать окрошку?
– Как вы думаете, зачем Паше шишки?
4) Вторичное чтение текста.
– Прочитайте текст по предложениям (“ по цепочке”)
Работа в Прописи.
– Прочитайте предложение про Пашу на с.27 в Прописи.
– О ком говорится в предложении? Сосчитайте сколько слов в предложении. Как будем оформлять на письме предложение? Найдите ударные слоги в словах КЛОУН и ПАША. (сл.41,по щелчку считаем слова, отмечаем орфограммы)
(Запись предложения.)
– А сейчас Лунтик хочет познакомить нас со своими друзьями.
Игра “Читаем с Лунтиком”
– Прочитайте слова. Какую орфограмму надо знать, чтобы правильно записать эти слова? (сл. 42 – 45)
5. Итоги урока.
– С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой? Как вы думаете, мы сегодня ещё выше поднялись по лестнице знаний? Почему? (сл.46)
– Лунтик доволен, что он сегодня многому научился вместе с вами.
– Кому на уроке всё было понятно, со всеми заданиями справились, покажите свою фишку этому радостному человеку. (сл.47)
– Если в чём затруднялись, чувствовали себя не уверенно, покажите фишку этому человеку.
– Кому было очень трудно, с заданиями не справились, покажите фишку грустному человеку.
В помощь учителю
Использованные источники и литература
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник для первоклассников. – 3-е изд., перераб. -М.: Баласс, 2009
- Пронина О.В. Прописи “Мои волшебные пальчики” – 3-е изд., перераб. -М.: Баласс, 2009
- Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. Под ред. Бунеевой Е.В.– М.: “Баласс”, 2003
- Занимательное азбуковедение: кн. для учителя. Сост. В. Волина. – М.: Просвещение. 1991
- Анимированный плакат “Письменные буквы русского алфавита” Чулихина Е.А.
- Электронная физминутка для глаз. Галкина И.А.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиамультимедиа, каким образом осуществить
Для познавательной деятельности младших школьников характерно непроизвольное внимание, которое возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Каждый этап урока сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации. Использование компьютерных технологий способствует активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию интереса к предмету.