Интегрированный урок (обучение грамоте и письму) "Звук [ш], буква Ш. Строчная согласная буква Ш". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Организационная информация

Предмет

Интегрированный урок по чтению и письму. Обучение грамоте (чтение), письмо

Класс

1

Методическая информация

Тип урока

Интегрированный урок по чтению и письму

Цели урока

– формирование знаний детей о шипящих звуках, формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками;
– развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение кругозора, обогащение словарного запаса;
– воспитание интереса к урокам чтения и письма.

Задачи урока

– научить находить новую букву в печатном тексте, читать и писать слоги и слова с изученной буквой;
– развивать интерес к чтению, письму и желание читать, писать;
– формировать навык чтения, тип правильной читательской деятельности;
– воспитывать культуру поведения.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют ученики в ходе урока

В результате работы развивается воображение и творческие способности детей, ученики приучаются к самостоятельной исследовательской деятельности, знакомятся с новым материалом.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Нас сегодня ждёт дорога
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу! (сл.2)

Учитель (от имени Лунтика)

– Привет! А вот и я! Вы меня узнали?(сл.3)

– Сегодня вместе с вами по лестнице знаний будет подниматься Лунтик. По лестнице знаний мы поднимаемся с 1 сентября. Чтобы подниматься всё выше надо иметь с собой багаж. Ребята, а что мы уже знаем и умеем? Что поможет нам подняться ещё выше? (сл.4)

2. Постановка целей урока. Объявление новой темы.

Кто пришёл к Айболиту на приём? Как могла пожаловаться змея Айболиту? (ш-ш)(сл.5)

– А кто автор произведений о докторе Айболите?

– Я предлагаю всем вместе прошуршать, пошуметь. Вам, наверное, показалось странным моё предложение? Дело в том, что несколько уроков подряд мы будем “шипеть”– заниматься согласными звуками, будем учиться писать буквы, которыми обозначают эти звуки.

3. Изучение нового материала.

Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь – не зевай!
Дружно хором отвечай!
Сегодня всё ликует
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …….. (шары)(сл.6)
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно ……. (шишек)(сл.7)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему …….. (штанишки)(сл.8)

– Давайте поможем Лунтику выделить в словах – отгадках первый звук.

– Что вы можете рассказать об этом звуке? ( Согласный, глухой)

Проблемный вопрос. Может ли этот звук быть мягким?

– А вот вам картинки – слова, подсказки. (сл.9)

– Попробуйте назвать слово, в котором этот звук был бы мягким.

Вывод: звук [ ш ] всегда твердый.

– Давайте произнесём его протяжно, этот звук похож на звук, который издаёт утюг при шипении, или это звук кипящего масла на сковороде. Вот почему его называют шипящим.

– Вот на слайде звуковичок. Давайте оденем и обуем его. Что мы оденем ему на голову? (шляпу – глухой) Как мы будем его обувать? Какие ботиночки обуем ему на правую ножку? А на левую? (синие – твердый) (сл.10)

– Дайте характеристику этому звуку.

– А вот и наши старые друзья. Помогите Лунтику обуть и одеть их. (Дети работают в Букваре, раскрашивают звуковичков, при этом один комментирует.)

– Почему звуковички так дружно приняли в свою семью [ш]. (Это глухие, согласные звуки, и звук [ ш ] глухой.) (сл.11)

Обратить внимание детей.

– Почему возле этого звуковичка стоит восклицательный знак? В чем особенность этого звука? (Работа в учебнике, раскрашиваем и объясняем.)

Знакомство с печатной буквой “ш”

– А теперь посмотрим на эту букву! Кто знает, как называется эта буква?

На что похожа буква “ш”? (сл.12)
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Посмотри на букву “ш” -
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё

Работа по учебнику

– А сейчас мы поможем Лунтику научиться читать слоги и слова с этой буквой.

(Чтение слогов по учебнику, стр. 82)

Повторяем хором по слайдам. (сл.13,14)

Коллективное выведение орфограммы.(на экране ШИ….. , сл.15)

– Давайте прочитаем этот слог. Как мы его прочитаем? Почему?

– Дополни слоги, чтобы получились слова

– Я расскажу вам сказку, вы узнаете, почему буква Ш дружит только с буквой и.(сл.16,17,18,19)

В давние-давние времена братья Ж и Ш пришли в гости к гласным и стали с ними знакомится. Все гласные были на месте, только буквы И ни где не могли найти. “Где же И?”, – спросили братья у проходящей мимо красавице Ы. “Она не хочет с вами знакомиться”, – ответила та. Братья расстроились и ушли. По дороге домой они увидели больную, несчастную И, которую злодейка Ы не пустила в дом. Братья проводили больную домой, навещали её, приносили лекарства и вскоре стали лучшими друзьями. А на Ы они обиделись навсегда, ведь из-за неё скромная И чуть не умерла.

Навсегда запомните и вы: Ж и Ш дружат с гласной И и злы на Ы. Всегда пиши ЖИ и ШИ с гласной и. Вот такая история случилась в давние-давние времена.

Формулируем правило(сл. 20)

Работа по учебнику

– Для Лунтика оказалось непросто научится читать слова в которых есть “ш”.

(Чтение по “Букварю” стр. 82)

1 столбик-чтение по цепочке. Чем похожи все слова? Прочитайте самое длинное слово. Что обозначает слово шторм?(сл.21)

2 столбик-чтение по цепочке.

– Найдите группы однокоренных слов, выделите корень.(сл.22,23)

3 столбик-чтение слов про себя.

– Сколько гласных в каждом слове? Сколько слогов в каждом слове? Какой слог ударный? Какое слово лишнее? Почему? (сл.24)

Физкультминутка (сл.25)

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок , на пятку,
Покачайтесь-ка в присядку.
Глубоко теперь вздохните,
Все в порядок приведем
И писать, друзья, начнем.

Работа в Прописи.

– Рассмотрим рисунок. Кто это? (шут) (сл.26)

Поразмыслим не спеша

И отыщешь обязательно

Пять вещей на букву “ш” (шар, шут, ширма, шатёр, штаны).

– Заштрихуйте эти предметы. Какой предмет украсите узором?

– Шут решил показать нам фокус. Как из слова утка сделать слово шутка? (сл.26, 1 щелчок)

– А теперь рассмотрите письменную букву “ш”. На какую письменную букву похожа “ш”? В чём их сходство и отличие? Давайте вспомним, как надо писать “и”? ( Ответы детей)

– А сейчас будем учиться писать букву “ш”. Начнём писать от верхней линии рабочей строки, ведём наклонную линию вниз с закруглением вправо, ведём вверх, 2ой и 3ий элементы – наклонные линии с закруглением внизу вправо. ( сл.27, щелкаем по ручке)

– Давайте сфотографируем ширину буквы. Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (сл.28, щелкаем на стрелку 5 раз, ручка показывает ширину буквы)

– Выполните самостоятельно написание элементов и букв на 1-4 строках.

Учитель:

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я от вас ничуть не скрою,
Ручку я – вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

1) Письмо стр. 27, 4 строчки.

2) Чтение и запись слогов “ша”, “шо”, “шу”.

3) Чтение и запись слога “ши”.

– Посмотрите на сочетания “ши”. Сколько одинаковых элементов будем писать? (5)

( Учитель показывает на доске, затем записывают дети.)

– Почему возле сочетания “ши” стоит восклицательный знак? ( Сочетание ши нужно запомнить. Это орфограмма)

– Подчеркните: “ши”(сл.29, три щелчка)

– Это обозначает, что мы графически объяснили, почему пишется буква “и”.

4. Закрепление изученного материала.

Игра.

Помогите курице – наседке вывести цыплят. Куринные яйца только те, на которых слова написаны правильно.(сл.30)

Работа по учебнику

Чтение слов 5 столбика ( про себя)

– Почему все слова этого столбика расположились на одном волшебном дереве? (сл.31, 4 щелчка)

– Что можете сказать? Выделите корень в словах и приставку. (Дети выполняют в Букварях, а проверяем по слайду)

– Шут продолжает шутить, он показывает фокусы.(сл.32)

– Как мышки сделать мишку? А из мишки – миску? (сл.33, 5 щелчков)

– Как крышу превратить в крышку?(сл.34, 2 щелчка)

– Что такое крошка? Что такое окрошка? (сл.34, 2 щелчка)

– Родственные ли это слова?

Чтение слов 6 столбика (про себя).

– Прочитайте съедобное слово.

– Прочитайте слово, обозначающее птицу. Кто видел коршуна? (сл.35)

– Это хищная птица, крылья длинные, широкие, с вырезкой. Живут везде, только на Крайнем Севере они не могут жить. Зимуют в Африке. Коршуны долго парят в воздухе, высматривают добычу, едят грызунов, лягушек, ящериц, отбросы. Изредка нападают на домашнюю птицу.

– Лунтик говорит нам “Молодцы!” (сл.36)

Работа в Прописи.

Страница 27.

– Прочитайте слова левого столбика. Какое слово вам незнакомо?

– Шапито – цирк. В переводе с французского – колпак, крышка, вид театрального помещения для циркового зрелища. (сл.37)

– Запишите это слово.

– Объедините слова в тематические группы: цирк, одежда, строительные материалы.

– Запишите слова письменными буквами. (Работа учащихся)

– Читаем слова первого столбика. Назовите слово, где есть сочетание “ши”. Запишите слово выделите орфограмму.(сл.38)

– Читаем слова второго столбика. Найдите слово с орфограммой “ши”, обведите слова, выделите орфограмму.(сл.38)

Физкультминутка (сл.39)

– Назовите слова, в которых встречается звук [ ш]?

Работа по учебнику

Чтение текста.

1) Чтение ключевых слов (сл.40, 1 щелчок)

– Рассмотрим иллюстрацию к рассказу, прочитаем заголовок. О ком мы будем читать? Чтобы до конца разобраться прочитайте текст.

2) Первичное чтение текста.

– Прочитайте текст про себя.

3) Беседа по вопросам.

– Кто же Паша?

– Какой Паша, раз он шутит?

– Как одет Паша? Почему?

– Можно ли из ромашек сделать окрошку?

– Как вы думаете, зачем Паше шишки?

4) Вторичное чтение текста.

– Прочитайте текст по предложениям (“ по цепочке”)

Работа в Прописи.

– Прочитайте предложение про Пашу на с.27 в Прописи.

– О ком говорится в предложении? Сосчитайте сколько слов в предложении. Как будем оформлять на письме предложение? Найдите ударные слоги в словах КЛОУН и ПАША. (сл.41,по щелчку считаем слова, отмечаем орфограммы)

(Запись предложения.)

– А сейчас Лунтик хочет познакомить нас со своими друзьями.

Игра “Читаем с Лунтиком”

– Прочитайте слова. Какую орфограмму надо знать, чтобы правильно записать эти слова?  (сл. 42 – 45)

5. Итоги урока.

С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой? Как вы думаете, мы сегодня ещё выше поднялись по лестнице знаний? Почему? (сл.46)

– Лунтик доволен, что он сегодня многому научился вместе с вами.

– Кому на уроке всё было понятно, со всеми заданиями справились, покажите свою фишку этому радостному человеку. (сл.47)

– Если в чём затруднялись, чувствовали себя не уверенно, покажите фишку этому человеку.

– Кому было очень трудно, с заданиями не справились, покажите фишку грустному человеку.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник для первоклассников. – 3-е изд., перераб. -М.: Баласс, 2009
  2. Пронина О.В. Прописи “Мои волшебные пальчики” – 3-е изд., перераб. -М.: Баласс, 2009
  3. Уроки обучения грамоте по учебнику “Моя любимая Азбука” и прописям “Мои волшебные пальчики”. Методические рекомендации для учителя. Под ред. Бунеевой Е.В.– М.: “Баласс”, 2003
  4. Занимательное азбуковедение: кн. для учителя. Сост. В. Волина. – М.: Просвещение. 1991
  5. Анимированный плакат “Письменные буквы русского алфавита” Чулихина Е.А.
  6. Электронная физминутка для глаз. Галкина И.А.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиамультимедиа, каким образом осуществить

Для познавательной деятельности младших школьников характерно непроизвольное внимание, которое возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально. Каждый этап урока сопровождается демонстрацией слайдов мультимедийной презентации. Использование компьютерных технологий способствует активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию интереса к предмету.