Цели урока:
- Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
- Научить анализировать, наблюдать и делать выводы.
- Содействовать рациональной организации труда: воспитывать сознательное отношение к учёбе; развивать творческие способности, самостоятельность, организованность.
Содержание темы: данная тема программы 5 класса по математике любого действующего учебника из Федерального комплекта.
Тип урока: урок обобщения и систематизации с дидактическим “погружением” в тему “Зима”.
Организационные формы общения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, конверты с набором фрагментов разрезанной картинки, карточки для 3 и 4 заданий, презентация.
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели для игры.
- Актуализация опорных знаний.
- Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этапе обучения.
- Подведение итогов игры и урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Мотивационная беседа.
Сегодня мы с вами проведём необычный урок. Урок, который даст нам возможность получить новую и интересную информацию и одновременно поможет вспомнить всё, что вы знаете о действиях с натуральными числами.
И, конечно, вы покажете, как умеете выполнять эти действия.
Моя любимая пора,
Она прекрасна и бела!
Река покрылась коркой льда,
Обледенели провода.
Зима – любимая пора!
2. Математическая разминка: “Узнаем, кто находится за сугробами в лесу?”
Каждое задание пишется на отдельном “сугробе”, все вместе которые закрывают картинку снеговика и солнышка.
- Найдите периметр квадрата со стороной 3 см (12 см)
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 7 см и 2 см (14 см2)
- Найдите площадь квадрата со стороной 1 см (1см2)
- Чему равен периметр прямоугольника, если длина его сторон 5 см и 3 см (16см)
- Найдите сторону квадрата, периметр которого равен 8 см (2 см)
- Площадь прямоугольника 16 см2, его ширина 2 см. Найдите его длину. (8 см)
- Площадь квадрата 9 см2, какова длина его стороны? (3 см)
- ( 70 : 5 + 2 )• 4 – 64 Результат подели на 11. (0)
- ( 48 : 4 – 2 ) • 9 : 45 + 18 Результат возведи в квадрат. (400)
1 | 3 | 16 | 14 | 8 | 0 | 12 | 2 | 400 |
е | и | г | н | в | к | с | о |
Ответ: снеговик и
3. Задание “В лесу родилась ёлочка”
Снежками, лыжами, коньками,
На ветках снежными платками.
Еловым запахом в квартире
Гордится бабушка – Зима.
(Сделать 4 копии для каждой группы).
Сколько квадратов занимает ёлка?
Решение: 12•12 –(4•4 + 4•6 + 4•8) = 72
4. Задание “Где живут Дед Мороз и Санта Клаус”?
Задание 1 и 2 группам: где живёт Дед Мороз?
В Вологодской области находится местность, которая считается родиной Деда Мороза. Там зимой холодно и много снега. А известно ли вам как называется эта местность?
- 78 – х = 52
- 186 + у = 186
- У – 280 = 720
- Х + 150 = 1000
- 26 – в = 17
- 1000 – у = 150
- а : 9 = 3
- с • 8 = 32
- х •14 = 14
- 42 : а = 7
- 49 : с = 7
- 60 : у = 30
6 |
1000 |
2 |
9 |
0 |
1 |
4 |
26 |
850 |
7 |
27 |
т |
л |
г |
к |
е |
с |
у |
в |
и |
ю |
й |
(Ответ: Великий Устюг)
Задание 3 и 4 группам: где живёт Санта Клаус?
В Лапландии находится местность, которая считается родиной Санта Клауса. По-фински деревушку зовут Иоуллу – Пукки, что означает Рождественский дед или Рождественский козел. А известно вам, как называется эта местность? Решив уравнения с 1 по 9, и найдя по таблице – ключу нужное соответствие, вы это узнаете.
- 420 – а = 35
- в – 12 = 32
- 46 + х = 54
- а – 37 = 63
- 370 – х = 240
- 52 : в = 13
- а : 7 = 39
- х • 3 = 51
- 36 : х = 9
130 |
44 |
4 |
8 |
273 |
385 |
17 |
100 |
н |
о |
и |
в |
е |
р |
м |
а |
(Ответ: Рованиеми)
5. Задание “Составь рисунок”
Скользим по утреннему снегу
Навстречу солнечному свету,
Его лучи так ярко блещут –
Горят на небе золотом.
Каждой команде в конвертах даётся задание. Нужно из частей, которые вы видите в конвертах составить рисунок (<рисунок 1>).
6. Задание “Сказочный конкурс”
. (Про зайца и морковку)Заяц:
– Здравствуйте, ребята! Ой, бедный я, бедный! Такая история со мной приключилась! Слушайте.
Забрался я в огород и накопал моркови. Сразу есть не стал: собак боялся. Решил в лес добычу отнести, там и полакомиться. Несу я морковку, согнулся от тяжести.
Вдруг навстречу медведь:
– Попался, Заяц! Сейчас я тебя съем.
Я заплакал, взмолился:
– Не трогай меня, дяденька Медведь, я тебе морковки дам.
Посмотрел Медведь на меня.
– А много ли дашь? – спрашивает.
– Да бери, дяденька Медведь, половину того, что есть.
– Половину мне мало, – отвечает Медведь.
– Я большой, а ты маленький. Давай мне больше половины.
Обидно мне, но делать нечего. Отдал я половину своей моркови да ещё полморковки прибавил. Отпустил меня Медведь. Бегу по кусточкам, спешу домой. Вдруг, откуда ни возьмись, Лиса навстречу.
– Попался, Заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем!
Перепугался я, заплакал.
– Отпусти меня, тетенька Лиса, я тебе морковки дам.
– А много ли дашь? – спрашивает Лиса.
– Да бери, тетенька Лиса, половину того, что есть, а половину мне оставишь.
– Половину мне мало, – отвечает Лиса. Я большая, а ты маленький. Давай мне больше.
Обидно мне, но делать нечего. Отдал я половину своей моркови да ещё полморковки прибавил. Отпустила меня Лиса. Бедный я Заяц! Обидели меня звери: всего одну морковку мне оставили. Ребята, помогите мне! Ответьте: сколько у меня было моркови, сколько досталось медведю, сколько получила лиса?
Решение можно выполнить путём подбора чисел. Ясно, что количество морковок не меньше 5, но не больше 10, так, как отдавая всякий раз половину имеющихся у зайца морковок, у самого зайца осталась одна морковь. Искомое число 7.
Примерное решение:
Всего морковок | Отдал медведю (половину всего и пол морковки) | Осталось у зайца | Отдал лисе (половину оставшейся и пол морковки) | Осталось у зайца (одна морковь) | Результат |
7 |
3 с половиной +пол моркови =4 | 7-4=3 |
1 морковь с половиной +пол моркови =2 | 7-4-2=1 |
истина |
7. Домашнее задание
:1. Подготовить сообщение “Новогодние обычаи и традиции разных стран и народов” (взять одну страну).
8. Рефлексия.
(Выбор одного из трёх предложенных в презентации рисунков: 1, 2 или 3)
Оценка за урок в целом –
Оценка работы класса –
Моя работа на уроке –
Литература:
- Журнал учебно-методическое приложение к газете “Первое сентября”. Математика.
- Журнал учебно-методическое приложение к газете “Первое сентября”. Начальная школа.
- В.И. Жохов, В.Н. Погодин. Математический тренажёр: пособие для учителей и учащихся. Изд. Мнемозина. 2007 г.
- Научно теоретический журнал “Математика в школе”
- Литвинова С.А., Куликова Л.В. и др. “За страницами учебника математики” Изд. Панорама 2006 г.
- В.В. Трошин “Занимательные дидактические материалы по математике”.