Задачи:
- Конкретизировать знания о биосфере, ее границах, биомассе поверхности суши.
- Продолжить развивать умения самостоятельной работы, анализировать, обобщать и систематизировать.
- Продолжить воспитывать собранность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.
Оборудование: таблица “Биосфера и ее границы”, оборудование для показа презентации.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Биологический диктант:
- последовательная смена одних сообществ другими на определенной территории (экологическая сукцессия)
- сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания (экосистема)
- перечислить жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы)
- составные части пищевой цепи (продуценты, консументы, редуценты)
- составить простую пищевую цепь из 3 компонентов
Самопроверка (слайд №1).
Оцени свою работу (слайд №2).
III. Изучение нового материала.
Слайд №3. Ответить на вопрос, правильный ответ – тема нашего урока.
Записать число и тему урока (слайд №4).
Рассказ учителя – слайд №5, №6, №7.
1. Термин “биосфера” впервые ввел австрийский эколог и геолог Э.Зюсс в 1875 году. Учение о биосфере было создано русским ученым В. И. Вернадским в 20 – 30-х годах XX века. В его основу было положено представление о планетарной биогеохимической функции живого вещества и о сложной организованности биосферы.
2. Биосфера, по Вернадскому, – земная оболочка, область существования живого вещества. Она включает в себя не только живые организмы, но и изменённую ими среду обитания (кислород в атмосфере, горные породы органического происхождения и т.п.). Слайд №8.
3.Структура биосферы. Слайд №9.
Биосфера – многокомпонентная система, состоящая из отдельных структур. Система считается открытой, так как получает энергию Солнца извне.
Биосфера подразделяется на четыре крупные градации:
- моря;
- лиманы – залив, образованный морем в низовьях реки, а также соленое озеро вблизи моря;
- пресные водоемы;
- суша.
4. Самостоятельная работа. Границы биосферы. Заполнить схему. Слайд №10.
Учебник: В.И.Сивоглазов. Общая биология. 10-11 класс, стр.337.
Взаимопроверка слайд №11.
Просмотр слайдов №12 – 14.
5. Живое вещество биосферы. Рассказ учителя. Слайд №15, 16, 17.