Тип урока: комбинированный (с этапами изучения нового материала и его закрепления).
Цели урока:
- Сформировать начальное представление о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих все живое и неживое (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Научить школьников находить взаимосвязи в природе (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
- Воспитывать бережное отношение к природе (2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру).
Материалы и оборудование:
- презентация к уроку,
- учебник “Окружающий мир”. 1 класс (“Я и мир вокруг”) и рабочая тетрадь к учебнику, А.А. Вахрушев, О.В. Бурский. УМК “Школа 2100”,
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
У: Ребята, проверим готовность к уроку, улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям. (Презентация.ppt)
Д: Серьезные проблемы сегодня будем мы решать-
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Равновесие в природе – это важно или нет?”
2. Актуализация знаний.
У: Какие же тайны животных и растений мы открыли на предыдущем уроке?
Ответы учеников по пройденному материалу.
У: Назовите свойства живых организмов.
Д: Все живые организмы дышат, потребляют воду, питаются, приносят потомство и умирают.
У: Чем растения отличаются от животных?
Д: Растения “строят” свой организм из воздуха, почвенной влаги и растворенных в ней веществ, используя силу солнечного света. Растения дают другим живым существам пищу и кислород для дыхания. Поэтому они “кормильцы”. Животные так делать не могут. Они едят готовую пищу – растения или других животных. Животные – “едоки”. Зато они умеют передвигаться – бегать, прыгать, летать и плавать).
3. Постановка проблемы.
У: Растения обиделись на животных и ушли от них. Что случилось дальше?
Проверка творческого домашнего задания.
Ученики зачитывают или рассказывают свои сказочные истории.
У: Что нужно растениям для жизни?
У: Почему существует на Земле так много разных животных и растений?
У: Где живут изображенные на рисунках звери?
Тетрадь с.60. Задание 1.
У: Покажи стрелками, где на самом деле должны жить эти животные.
Ученики самостоятельно выполняют задание в тетради и делают вывод: “Каждый живой организм приспособился жить лишь в определенном месте, сообща с другими живыми организмами. Только в этом месте своего обитания растения или животные чувствуют себя “как дома”.
У: Могут ли растения жить без животных?
У: Могут ли животные жить без растений?
У: Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
Д: Равновесие в природе.
4. Совместное “открытие” новых знаний.
У: Что такое “равновесие”?
Д: Это значит “равное по весу”.
У: Толкование этого слова мы можем найти в словаре С.И. Ожегова: “Равновесие – устойчивое соотношение между чем-нибудь”.
У: Чем являются растения?
Д: Это часть природы.
У: Что они берут из природы?
Д: Воздух, воду, питательные вещества из почвы, солнечный свет.
У: Чем служат сами растения для других живых организмов?
Д: Пищей. Это “кормильцы”.
У: Животные тоже живут за счет воздуха и воды, получаемых от природы, а питаются растениями или друг другом. Кем они являются?
Д: “Едоками”.
У: Кто же поедает животных, когда их становится слишком много?
Д: Многие животные служат пищей для хищных зверей.
У: Какие животные чаще достаются хищникам на обед?
Д: Слабые, больные.
У: Нужны ли хищники?
Ответы учеников.
У: А теперь узнаем как живое превращается в неживое? Мы говорили только о “кормильцах” и “едоках”. Но все живые организмы рано или поздно умирают, значит, должна быть еще одна группа живых организмов. Что это за группа? Прочитайте об этом в учебнике на с. 59.
Учебник с.59.Ученики работают с текстами.
У: Подумайте, как неживое превращается в живое?
Ответы учеников.
5. Физкультминутка (офтальмотренажёр).
6. Первичное закрепление новых знаний.
У: Если исчезнут растения – не будет пищи и кислорода, и мы все погибнем. Исчезнут травоядные – станет много растений, им будет тесно, и растения погибнут, и мы. Исчезнут хищные животные – будет много травоядных, они съедят все растения и сами умрут от голода. Исчезнут почвенные микроорганизмы – умершие животные заполонят всю землю. Как же вести себя человеку в природе?
Ответы учеников.
У: Можно ли считать одни организмы вредными, а другие – полезными?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
У: Можно ли оставить только те живые организмы, которые полезны человеку?
У: Можно ли переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь только на желаниях человека?
Учебник с.61.
У: Что произошло с животными и растениями на рисунках? Правильно ли поступают люди?
У: Какие ошибки в действиях людей вы обнаружили?
У: У каждого вида живых организмов есть свой природный “дом” – место обитания. Занимаясь своим хозяйством, человек нарушает это место обитания, иногда просто по незнанию. Прочитайте об этом в учебнике на с. 61.
Ученики работают с текстами.
У: По вине человека уже исчезли многие животные и растения. Другие остались “бездомными”, потому что люди заняли места их обитания. Животных и растения, которым грозит вымирание, заносят в специальную Красную книгу. Их сохраняют в зоопарках, ботанических садах и заповедниках.
Тетрадь с.60. Задание 2.
У: Раскрасьте живые организмы, без которых не может существовать луг.
Ученики самостоятельно выполняют задание в тетради, вспоминают и загадывают загадки об этих животных.
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха.)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка.)
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Пчела.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)
У: Есть ли на лугу животные, которых вы не раскрасили?
Ответы учеников.
7. Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Ученики выполняют потягивания, взмахивают руками (имитируют полет бабочки), кружатся на месте, приседают.
8. Итог урока.
У: Что узнали нового?
Ответы учеников.
Д: Все в природе взаимосвязано. Человек не должен нарушать природное равновесие.
У: Ответили ли на главный вопрос урока?
У: Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
У: Как работал ты?
Рефлексия.
У: Человек может создавать роботов, летать на Луну. Но ни одно живое существо нельзя сделать на заводе или в лаборатории. Если не беречь природу, растения и животные исчезнут навсегда.
У: Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера “Про всех на свете”:
Все-все на свете – на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Литература:
- Окружающий мир. 1 класс (“Я и мир вокруг”). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2009. (Образовательная система “Школа 2100”).Авт. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
- Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир”, 1 класс (“Я и мир вокруг”). – М.: Баласс, 2008. (Образовательная система “Школа 2100”).Авт. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
- Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику “Я и мир вокруг”/ Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2008. (Образовательная система “Школа 2100”).
- И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. (Серия: “Мои первые уроки”). Авт. Тарабарина Т.И, Соколова Е.И.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2008.