Вид деятельности: изобразительная деятельность
Форма деятельности: занятие
Тема: Гроздья рябины (старшая группа)
Программное содержание: учить детей передавать характерные особенности ветки рябины: форму, строение ветки и листов, ягоды, их цвет и форму; закрепить умение красиво располагать ветку на листе бумаги; познакомить с новым приемом рисования-тычком; продолжать развивать навыки рисования пальчиками; воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
Предшествующая работа: наблюдение осенних явлений в природе; рассматривание кустов и деревьев, раскрашенных осенью, рассматривание гроздьев рябины.
Материалы для работы: гуашь, кисточки, листы бумаги, тычки, салфетки, стаканчики с водой, клей-карандаш, картинка с веточками рябины.
Ход занятия
Воспитатель заводит детей в группу. Дети садятся за столы. Воспитатель расспрашивает детей о наступившем времени года (осени). Что хорошего нам осень принесла, чем порадовала? (богатым урожаем, красотой в природе). А почему про осень говорят "Унылая пора очей очарованье?"(ответы детей) Воспитатель обобщает ответы детей: все становится мрачным, на улице холодает, часто идут дожди, животные готовятся ко сну, птицы улетают в теплые края. Но все ли птички от нас улетают? А что они кушают зимой, ведь корма почти нет? (ягоды, семена) Правильно, дети, в лесу остается много ягоды рябины, калины, которые для птиц являются лакомством. И зимой птицы питаются ей. А есть птицы, которые наоборот прилетают к нам в зимний период. Может, кто-нибудь из вас знает, что это за птицы. Правильно, снегири.
Дети, посмотрите, у меня на столе много птичек-снегирей, которые остались без корма. Чем мы можем им помочь? Давайте для них нарисуем вкусные ягоды. А какие-отгадайте по загадке:
Ягоды - не сладость, зато глазу радость,
И лесам украшенье, и птицам угощенье (рябина)
Давайте рассмотрим куст рябины. Какие листочки по форме, по цвету осенью у рябины: красные, желтые, овальные по форме. На чем держатся ягодки? (на веточке). Давайте посмотрим на ягодки. Какие они по цвету и форме?
Воспитатель показывает, как рисуется веточка рябины. Сначала на веточке рисуем кончиком кисточки листочки желтого цвета округлой формы. Листья располагаются симметрично друг другу. Затем рисуем веточку для ягод. Ягоды рисуем пальчиком, опуская указательный палец в гуашь красного цвета, затем на листок. На конце ягод тычком ставим черные точки. На листочках тычком можно нарисовать прожилки.
Воспитатель спрашивает у детей, почему эту ягоду рябиной зовут? (от нее рябит в глазах)
Дети приступают к рисованию веточек рябины у себя на листах для птички, которую они выберут. Воспитатель проводит индивидуальную работу во время рисования.
В конце занятия дети наклеивают птичку на свою работу. Проводится выставка работ.