Вредители комнатных растений. Тли

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели и задачи:

а) общеобразовательные.

  • Познакомить кружковцев с вредителями комнатных растений - тлями, особенностями их биологии и экологии. Дать определение энтомологии, энтомофага. Дать понятие "цепи питания", "партеногенез", "симбиоз". Изучить методы борьбы с вредителями комнатных растений.

б) экологического воспитания.

  • Привлечь внимание учащихся к экологическим аспектам проблемы - борьбы человека с насекомыми - вредителями. Воспитать чувство ответственности за нерациональное использование ядохимикатов; за последствия неразумного применения инсектицидов. Объяснить, что даже неприятные или вредные для человека насекомые имеют право на существование

Методы.  Беседа, рассказ, решение проблемных экологических задач, проведение наблюдений.

Оборудование.

  1. Натуральные объекты и научно-популярная литература по энтомологии, иллюстрации, рисунки вредителей, выполненные кружковцами старшего возраста; гербарные экземпляры растений, поврежденных вредителями; микроскопы, предметные стекла. "Тли, муравьи и божьи коровки" - презентация PowerPaint. Видеофильм "Страна насекомых".
  2. Для проведения наблюдений: чашки Петри, листья комнатных растений, пробирки.

План занятия.

1. Вступительная беседа

2. Предварительная оценка знаний обучающихся.

3. Изучение нового материала

а) Жизненный цикл тлей.

б) Враги тлей.

в) Тли и муравьи.

г) Виртуальная экскурсия "Вредители комнатных растений. Тли".

д) Методы борьбы с вредителями растений

4. Решение проблемных экологических задач.

5. Наблюдения и практические работы.

6. Закрепление изученного материала.

а) Фронтальная беседа.

б) Просмотр видеофрагментов

в) Раскрашивание контурных рисунков

Ход занятия

1. Вступительная беседа, в ходе которой кружковцы отвечают для себя на вопросы:

а) почему изучается эта тема?

б) что ребята должны узнать на занятии?

в) каким образом тема занятия относится лично к каждому?

(Ребята уже немного познакомились с тлями, проводя работы по уходу за растениями в "зимнем саду" и в домашней коллекции растений).

2. Предварительная оценка знаний обучающихся.

Тестирование с целью построения диаграммы роста уровня знаний. (Каждый кружковец получает тест на отдельной карточке).

Тест "Вредители комнатных растений".

Правильные суждения обозначьте "+", неверные "-".

1. Белокрылки не относятся к вредителям комнатных растений.

2. Тли являются насекомыми, развитие которых происходит с неполным превращением.

3. Божьи коровки и их личинки уничтожают тлей.

4. Трипс относится к грызущим вредителям комнатных растений.

5. Муравьи используют сладкие выделения тлей в пищу.

6. Расселение щитовки происходит на стадии взрослого насекомого.

7. Паутинный клещик строит паутинку инстинктивно, т.е. это его врожденная способность.

8. Химические методы борьбы с вредителями растений нужно использовать в первую очередь.

9. Использование химических ядов не имеет вредных последствий.

10. Яды, применяемые для борьбы с насекомыми - вредителями растений, называются инсектицидами.

3. Изучение нового материала.

а) Жизненный цикл тлей.

Целесообразно начать изучение биологии тлей с обсуждения сказки "Тля".

- Ты кто, букашка зеленая?

- Тля.

- А кто твоя мама?

- Тля.

- А кто твой папа?

- Не было такого!

- А кто твоя бабушка?

- Тля.

- А кто твой дедушка?

- Не было такого!

- А кто твоя прабабушка?

- Тля.

- А кто твой прадедушка?

- Не было такого

- А кто твоя прапрабабушка?

- Тля.

- А кто твой прапрадедушка?

- Тля.

- Наконец-то! Все-таки нашел одного родственника-мужчину.

- А сколько у тебя детей, тля?

- Тысяча.

- А внуков?

- Миллион.

- А правнуков?

- Триллион.

- А праправнуков?

- Я лучше напишу ...1 000 000 000 000 000 000 000 000.

- Тля, тля, а, сколько же тебе лет?

- Недавно месяц исполнился.

Эта сказка фантастична лишь тем, что тля разговаривает, во всем остальном в ней нет преувеличения.

Тля - самое плодовитое животное. Общий вес потомств одной - единственной особи, произведенного ею за год, может составлять 822 млн. тонн/!/, что в три раза превышает население всего земного шара.

Тли - насекомые, которые не имеют никаких средств защиты. Огромная плодовитость - единственное средство, которое может сохранить ее как вид.

Далее, обсуждая сказку, учащиеся самостоятельно открывают своеобразные особенности размножения тлей и их взаимоотношения с окружающей средой, вычерчивают схему жизненного цикла тлей.

Учитель дает понятие "развитие с неполным превращением", сравнивает его с понятием "развитие с полным превращением", опираясь на жизненный опыт кружковцев.

Понятие "партеногенез" дается в ознакомительном плане.

Затем следует рассказ о значении смены поколений у тлей, о том, что выгодная способность тлей изменять свои признаки в течение сезона при изменении внешних условий, передается по наследству и является результатом действия естественного отбора.

б) Враги тлей.

Энтомология - наука о насекомых (греч. entomon- насекомое; logos - наука). Специалист по энтомологии - энтомолог.

Энтомофаги - хищные насекомые (phagos - (греч.) "пожирающий", "поедающий"); насекомые, поедающие насекомых; насекомые - враги насекомых.

Насекомые - наши друзья. Божьи коровки - особенности их биологии и экологии.

в) Тли и муравьи.

Сообщение юнната о взаимоотношениях тлей и муравьев.

г) Виртуальная экскурсия "Тли, муравьи и божьи коровки". (Презентация). (Приложение 1).

д) Методы борьбы с вредителями растений

- биологический

- механический

- химический

- агротехнический.

Педагог раскрыть подробно суть каждого метода. Обсудает с юннатами вопрос: какой метод борьбы с тлями они бы стали использовать в первую очередь дома, на огороде?

Итогом беседы должен быть вывод: использование химических ядов имеет вредные, часто непредсказуемые для человека. (Гибнут насекомые - опылители, птицы, рыбы и т.д. Инсектициды - яды, применяемые для борьбы с насекомыми вредителями (лат. insecta - насекомое + caedere убивать (cide) На примере простейшей пищевой цепи необходимо показать пути возможного проникновения ядохимикатов в организм человека.

Необходимо акцентировать внимание ребят на правилах техники безопасности при работе с ядохимикатами, и недопустимости работы ребят с этими веществами.

4. Варианты проблемных экологических задач

а) В одном из районов Колумбии в борьбе с вредителями насекомыми

многократно применялись сильнейшие химикаты. Через некоторое время выяснилось, что в ближайших реках полностью исчезла рыба. Почему?

б) Проведя химический анализ жира тюленей, ученые установили присутствие в нем ДДТ. Как мог попасть этот сильнейший яд в организм тюленя?

5. Наблюдения и практические работы

а) Поместите тлей в пробирку, рассмотрите подогнутый хоботок, с помощью которого насекомое высасывает содержимое клеток растений, на заднем конце тела рассмотрите пару спинных трубочек, выделяющих жировое (восковое) вещество, которое предохраняет тлю от высыхания.

б) Поместите в чашки Петри по несколько тлей, положите туда же листья бальзамина, абутилона, кислицы. Подсчитайте количество тлей через неделю, через " недели. Такое наблюдение помогает учащимся изучить биологию тлей.

в) Летом понаблюдайте за божьими коровками, кормящимися тлями. Такое наблюдение позволяет детям познакомиться с биологическими мерами борьбы с этими вредителями.

г) Летом пронаблюдайте взаимоотношения тлей и муравьем, выясните, чем объясняется посещение колонии тлей муравьями.

6. Закрепление изученного материала.

а) Фронтальная беседа по изученному материалу.

б) Просмотр видеофрагментов документального фильма "Страна насекомых" ("Одомашнивание" тлей муравьями"; химические и биологические методы борьбы с насекомыми-вредителями; божьи коровки истребляют тлей).

в) Раскрашивание контурных рисунков "Оранжерейная тля"; "Тли и муравьи"; "Божьи коровки на колонии тлей". (Приложение 2). (Приложение 3).

г) Игра "Божья коровка собирает тлей". (Приложение 4).

Источники информации.

Литература.

1. Белошапкин С. П., Гончарова Н. Г., Гриценко В., Захваткин Ю. А., Исаичев В. В., Исаичев В., Кручина С. Н., Пономарева М. С., Попов С. Я., Соломатин В. М., Торянская Н. К., Третьяков Н. Н. Словарь-справочник энтомолога. Энтомология. Курс общей энтомологии. 2010.

2. Галынская Н. Тля. Вредители комнатных растений. "Домашние цветы" №5 (20), 2009.

3. Герасимов В.П. Беспозвоночные животные, изучение их в школе. М: Просвещение, 1978.

4. Егорова А. Кто вредит нашим растениям. "Цветоводство", №№ 1-2, 2001.

5. Жуков Т.И. Часы занимательной зоологии. М: Просвещение, 1968.

6. Кашо В. Экскурсия в природу. Насекомые. Комплект из 25 цветных открыток. М: Планета, 1980.

7. Каштанова О. Комнатным цветам нужна ваша помощь. "Наука и жизнь", №11, 1997.

8. Козлова М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных, 1991.

9. Комнатные растения. Под ред. Головкина Б.Н. М: Лесная промышленность, 1990.

10. Кэтрин Айронвуд. Ловушки для садовых вредителей. "Новый садовод и фермер", №№6-8, 1997. По материалам "Organic Flower Gardening".

11. Любит - не любит. М: "Наука и жизнь", №9, 2000.

12. Мариковский П.И. Юному энтомологу. М: Детская литература, 1978.

13. Мещерякова И.В. Защита растений на садовом участке. М: Знание, 1991.

14. Необыкновенные приключения Карика и Вали. По мотивам сказки Яна Ларри. М: Орбита, 1989.

15. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии. М: Просвещение, 1972.

16. Савковский П.П. Атлас вредителей плодовых и ягодных культур. Киев: "Урожай", 1976.

17. Третьяков Н. Тля-ля-ля. "АиФ На даче" № 13 (152), 2003.

18. Яхонтов А.А. Зоология для учителя М: Просвещение, 1982.

Электронные издания

1. "Биология 6-11 классы" CD-ROM 1, CD-ROM 2.

2. "Природа России" CD-ROM.

3. М.А. Козлова и И.М. Олигер "Школьный атлас-определитель беспозвоночных", 1991 года издания. http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/bespozv/index.html

4. Словарь - Справочник Энтомолога. Энтомология. Курс общей энтомологии. http://www.entomologa.ru/book/26.htm

5. Словарь-справочник является оригинальным трудом авторского коллектива, представленного сотрудниками и преподавателями кафедры энтомологии Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева. Авторы: С. П. Белошапкин, Н. Г. Гончарова, В. Гриценко, Ю. А. Захваткин, В. В. Исаичев, В. Исаичев, С. Н. Кручина, М. С. Пономарева, С. Я. Попов, В. М. Соломатин, Н. К. Торянская, Н. Н. Третьяков.

Интернет-ресурсы

http://ussr-forever.ru/nasekomie/215-vrediteli.html

http://gazeta.aif.ru/online/dacha/152/07_01

http://indasad.ru/vrediteli-plodovich/bachchevaya-tlya

http://cacedu.unibel.by/gimnb/parthners/serg/change1.htm

http://www.fialki-web.narod.ru/

http://cacedu.unibel.by/gimnb/parthners/serg/change1.htm

http://www.fialki-web.narod.ru/

http://baikal-viktoria.ucoz.ru/forum/51-470-2

http://www.fialki.com.ua/review/vrediteli-senpoliy-orange-tlya.html

http://www.vazony.com/pages/view/533

http://hobby.nikolaev.com.ua/05/modules.php?name=Recipe_hook&file=view&recipe_hook_id=243

http://www.kinoline.com.ua/forum/lofiversion/index.php?t22898.html

http://www.ogorodclub.ru/?p=878