Оборудование: наглядный и демонстрационный материал (игрушки, предметы), интерактивная доска.
Цель: обучение учащихся с ролью приставок и предлогов в предложении.
Задачи: обобщить и систематизировать грамматические особенности предлогов в русском и английском языках, углубить знания в сопоставлении предлогов; развивать умения и навыки распознавать предлог как часть речи; формировать умение исследовать предлог в определенном грамматическом аспекте, развивать практические навыки; воспитывать интерес и желание к изучению иностранных языков.
Ход урока
1. Оргмомент.
– Доброе утро! (на русском, английском и немецком языках)
Вступительное слово.
– Ребята, у нас в школе на этой неделе началась декада иностранного языка. В связи с этим, мы решили провести необычный урок русского и английского языка. Тема сегодняшнего урока “Предлоги и приставки”. Поскольку тему “Приставки” на уроках английского языка мы еще не проходили, то будет очень интересно проследить за ролью предлогов в русском и английском языках.
В классе есть дети, которые изучают немецкий язык, поэтому начало урока мы посвятим трем языкам. Это замечательно, что, обучаясь в Российской школе, у вас есть возможность изучать иностранные языки.
2. Цитаты великих писателей. Обсуждение высказываний.
“Кто не знает иностранный языков, тот ничего не смыслит в своём” Гёте.
“Знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку” Вольтер.
“Лишь усвоив в возможном совершенстве родной язык, мы в состоянии можем усвоить и язык иностранный”
Ф.Достоевский.
Слайд 1.
3. Происхождение слов.
– Некоторые слова настолько органично влились в нашу речь, что иногда невозможно определить, из какого языка они к нам “пришли”. Похожие слова звучат одинаково на разных языках. Вы отгадаете, какие это слова из пословиц. Я начну, а вы продолжите, договаривая пропущенное слово.
Слайд 2.
Бутер компьютер
Беби пилот и др.
Бол
Фильм
Вывод: и в английском, и в немецком, и в русском языках есть много слов, которые похожи по звучанию и написанию, и об их значении легко догадаться.
4.
– Многие русские писатели переводили с разных иностранных языков наши любимые сказки, рассказы. Без этих переводов мы никогда не узнали бы Золушку, Кота в сапогах и многих других. Давайте и мы сейчас поиграем в “Переводчиков”. На экране английские слова. Дети из английской группы читают слова, а немецкая группа догадываются, что эти слова означают.
Слайд 3.
– А теперь дети из немецкой группы составят с одним из этих слов предложение с предлогом, а английская группа переведёт его на английский язык.
– А теперь поменяем группу переводчиков. Дети из немецкой группы будут читать слова, а английская группа догадается об их значении.
5.
Одним из знаменитых переводчиков детских произведений был С.Я.Маршак. Прочитайте стихотворение-загадку и выпишите из него слова с предлогами и приставками на доске.
Отгадали, что это? (мяч)
Игра с мячом. Выбранный ученик получает мяч и выходит к доске выполнять задание.
Запись на доске:
Предлоги | Приставки |
в огород | покатился |
до ворот | докатился |
под ворота | подкатился |
– Что такое предлог? Приставка?
– Как отличить приставку от предлога?
– Какую роль в языке играют предлоги и приставки? (ответы учащихся)
Слайд 5.
6. Работа с английскими предлогами.
А) Упражнение на внимание.
– Stаnd up, children!
– Sаy “Yes” and clap your hands when you hear prepositions!
(Скажите “да” и хлопните в ладоши, когда услышите предлог.)
Mother, cabbage, corn, on, under, from, school, welcome, here, at, in, together, with, apple, healthy.
Б) Работа с предлогами местоположения on, under, in, at.
– Дети из английской группы кладут игрушки на нужное место.
T.: – Take the white car and put it on the chair.
(Возьми белую машинку и положи её на стул.)
T.: – Take the yellow doll and put it under the chair.
(Возьми жёлтую куколку и положи её под стул.) и т.д.
– Дети из немецкой группы записывают на доске слова с предлогом.
Вывод: …….
В) Игра “ Игрушки не на месте”
– Ученики исправляют ошибки учителя.
T.: – Look! Where is Krosh? He is under the tree.
P.: – No, Krosh is in the tree.
T.: – Look! Where is Nyusha? She is under the table.
P.: – No, Nyusha is on the table.
7. Работа с карточками.
– Дети из английской группы составляют предложения с предлогами по картинке (устно).
– Остальная группа детей выполняет письменную работу по карточке.
Выбери правильный предлог.
Дым идёт (из, с) трубы. | Дети купались (в, у) реке. |
Дети катались (из, с) горы. | Ворона слетела (с, на) крыши. |
Пастух пас стадо (у, в) реки. | Кошка уселась (с, на) крыльце. |
8. Вставьте в следующие предложения нужный предлог.
Слайд 6.
9. Сделай правильный выбор и запиши полученные предложения:
Набрал, выбрал (профессию, воды)
Слайд 7.