Цель урока: сформировать у детей представление о мажоре и миноре.
1. Организационный момент. (Слайд 2)
Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют «Здравствуйте»).
Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравствия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).
Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении. ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)
2. Теория.
Знакомимся с мажорным и минорным ладом.
Таким образом, мы подготовились к теме нашего урока. На этом уроке мы сравним творчество художников – людей, рисующих картины (портреты, натюрморты, пейзажи) и композиторов – людей, сочиняющих музыку(песни, пьесы, танцы, марши).
- Чем пользуются художники ,когда рисуют картины? Правильно, красками.(Слайд 3)
- Чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? Верно, звуками.
(Слайд 4)
У художников 2 группы красок – теплые тона (назовите самый теплый тон?) и холодные тона (какой самый холодный тон?)
Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад». (Слайд 5)
лад – это краска музыкального произведения, песни. |
Лад бывает мажор – сочный, яркий радостный (Слайд 6); и минор – задумчивый, углубленный, печальный. (Слайд 7)
Дети отвечают на забавные вопросы: (Слайд 8)
- Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?
- Если вы получили в школе «5»?
- Если у вас день рождения и вам дарят подарки?
- Если вы лакомитесь сладостями?
(Слайд 9)
- Если вы болеете?
- Если вам дают горькое лекарство?
- А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?
3. Слушание музыки и практическая деятельность: (Слайд 10)
Лад помогает передать характер, настроение музыкального произведения. (Слайд 11)
Какой лад (какую краску) избрал П.И.Чайковский для этих пьес?
- П.И.Чайковский «Болезнь куклы» (Слайд 12)
- П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (Слайд 13)
- П.И.Чайковский «Новая куклы» (Слайд 14)
Затем педагог предлагает рассмотреть репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица» (Слайд 15), В.Васнецова «Аленушка» и поразмышлять, какое настроение (лад) присутствует в этих картинах. (Слайд 16.)
4. Упражнение для дыхания.
Пора развеселить Аленушку, выполним упражнение « Хохотушки» (Слайд 17) (веселое отрывистое пение на слог «ха). В каком ладу будем распеваться?Конечно в мажорном (отрабатывается дыхание и звукообразование).
5. Пение.
В песне лад связан со словами и подчеркивает, усиливает их смысл. (Слайд 18)
Дети поют выученную на предыдущем уроке р.н.п. «Ходила младешенька» (Слайд 19)
Во время пения педагог обращает внимание на чистоту интонирования и умения слушать друг друга.
Русская народная песня редко звучит от начала до конца в одном ладу. Чаще всего лад гибко меняется: из мажора переходит в минор и обратно. (Слайд 20)
Определите лад в этой песенке. Дети очень точно улавливают смену лада и сами объясняют смысл этого: с одной стороны, собирать ягодку – большое удовольствие, но пораненная ноженька может помешать этому приятному занятию. Отсюда и смена лада, т.е. смена настроения в песне. (Слайд 21)
6. Музыкально-исполнительская деятельность детей.
(Слайд 22)
Дети (по желанию) исполняют пьесы ,выученные на уроках специальности. Остальные учащиеся анализируют прослушанные произведения. размышляют над образом, придумывают названия.
7. Закрепление материала:
Что такое лад? (Слайд 23)
Что такое мажор? (Слайд 24)
Что такое минор? (Слайд 25)
(Слайд 26,27)
8. Домашнее задание:
Рассказать о ладе : сравнить художников и композиторов. Что такое лад? Какие бывают лады? Какой ступенью отличается мажорный лад от минорного? Как лад влияет на характер музыкального произведения (пьесы, песни)?
Перечень используемой литературы:
- Н.Михайлова Сольфеджио. Волшебная лесенка;
- Ю.Фролова. Сольфеджио. Подготовительный класс.
- Т.Бакланова «Музыка»