Урок окружающего мира по теме "Реки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • Познакомить детей с особенностями рек (исток, устье, берега); причинами течения рек.
  • Научиться находить важнейшие реки на карте, правильно их показывать.
  • Учиться бережному отношению к природе.

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Картинки с изображением рек.
  3. Видеокассеты (см.. Используемые материалы)
  4. Макет из пластилина с урока « Что изображают на картах».
  5. Карта полушарий.
  6. Аудиокассета (фрагмент песни «Течет река Волга», Автор текста: Ошанин Л. Композитор (музыка): Фрадкин М.)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Сегодня будем продолжать изучать карту, учиться понимать язык карт.

– Что на карте изображают желтым и зеленым цветом?

Коричневым? Синим? (Слайд 2)

– Какие океаны, моря, озера, реки знаете, покажите на карте.

III. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрим видеофрагмент, чтобы определить тему урока. (Видеофрагмент «Река»)

– Какая тема?

Д. – Реки.

– Что вы хотели бы узнать о реках?

Д. – Что такое река?

– Какие бывают реки?

– Как образуются?

– Находить и правильно показывать на карте.

IV. Совместное «открытие» знаний.

На берегу какой реки расположен наш город?

Д. – Волга.

(Слайд 3)

– Это большая река? Каждый сможет переплыть?

А можно перешагнуть?

Д. – Большая река, немногие смогут переплыть, а перешагнуть – тем более – нельзя.

Рассказ учителя. (Слайды 4-5)

Волга – одна из самых знаменитых русских рек в Европе. На её берегах расположены десятки городов: Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Волгоград, Самара, Казань, Кострома… Занимает одно из первых мест по протяженности, длина ее свыше 3500 км.

Издавна русский народ называет Волгу – «Матушка-река», так как она кормит рыбой, дает пресную воду, это главный водный путь России: перевозят людей, грузы.

Любит русский народ реку. Много стихов, песен создано о Волге.

Аудиокассета – фрагмент песни «Течет река Волга» Автор текста: Ошанин Л. Композитор (музыка): Фрадкин М.

– Бесконечна река или у нее есть начало, где-то она заканчивается?

Посмотрим видеофрагмент. (Видеофрагмент «Исток Волги».)

– Откуда берет начало река Волга?

Д. – Из родника.

Начало на Восточно-Европейской равнине, в Тверской области, недалеко от деревни Волговерховье.

– Такая большая река, а начинается с маленького беззащитного родничка, который можно перешагнуть или случайно затоптать.

Чтобы этого не произошло – стоит указатель (скульптура, женщины-матери), место огорожено, его надо беречь и охранять, так как реки играют важную роль-это запасы пресной воды, они не бесконечны, нужно беречь каждую каплю. (Слайд 6)

– Кто заметил, что было написано на указателе?

Д. – Исток Волги.

Место, где начинается река – называется исток. (Слайд 7)

Где еще могут брать начало реки?

Д. – Озеро, болото, ледник в горах.

– Почему мы так говорим «река течёт»?

Опыт. Макет из пластилина к уроку «Что изображают на карте». (Слайд 8)

(Наливаем воду, наблюдаем, вода не течёт)

– Что нужно сделать, чтобы вода потекла?

Д. – Наклонить макет.

– Куда потечёт вода? Почему?

Д. – Вода потечёт вниз, по Закону всемирного тяготения.

(Слайд 9)

Река течёт по углублению в поверхности земли, которое называется – русло. (Слайд 10)

Движение воды в реке – течение. (Слайд 11)

– Одинаковое ли течение воды в реках?

Д. – Нет, неодинаковое. С горы течёт быстрее, а на равнине медленнее.

– Почему?

Д. – В горах больше наклон, сильнее притяжение.

– Что же такое река?

Дети рассказывают, что такое река.

– Сравним с определением в учебнике (учебник страница 105).

Река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. (Слайд 12)

Почему же вода в реке не кончается?

Д.- Впадают ручьи, другие реки, весной снег тает, вода попадает в реку, питают подземные воды. Мы знаем, что всё время происходит круговорот воды в природе. (Слайд13)

Карта Евразии. Путешествие по реке Волге, сопровождается рассказом учителя.

Начинаем наше путешествие от истока реки Волги, спускаемся на кораблике вниз по реке. В реку впадают другие реки, все они отдают ей свои воды и называются притоками. Плывём вниз по течению, справа – правый берег, слева – левый берег.

– Какие притоки называются левыми, правыми?

Д.

– Куда несёт свои воды река Волга? (Кораблик движется дальше, наблюдаем по карте)

Д. – В Каспийское море.

(Слайд 14)

– Куда ещё может нести свои воды река?

Д. – Озера, реки, моря, океаны.

Место, где река впадает в другие реки, море, называется – устье. (Слайды 15-16)

Реки текут от , большинство с , чем крупнее река, тем толще она изображается на карте.

V. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

– Попробуйте сами найти на карте и показать крупные реки:

  • 1 группа – Евразии;
  • 2 группа – Америки;
  • 3 группа – Африки.

(Учебник – физические карты, стр. 130-135). Карта полушарий.

Проверка: по одному ученику от группы называют и показывают реки по карте полушарий, остальные – проверяют по картам в учебнике.

!Запомни – показ от .

Посмотрите, какие самые крупные реки мира (Слайд 17)

VI. Итог работы.

– Проверим, как внимательны вы были. Ребята отгадывают кроссворд (Кроссворд у каждого ученика).

По горизонтали:

  1. Река, которая впадает в другую реку и отдаёт ей свои воды.
  2. Место, где река впадает в море, озеро, другую реку.
  3. Начало реки.
  4. Движение воды в реке.
  5. Самая знаменитая русская река.

Проверка. (Слайд 18)

– Какое слово получилось в рамке?

Д. – Реки. Это тема урока.

– В начале урока мы определи цели, все ли они достигнуты?

– Кто все слова записал правильно сам?

– Вы были внимательны, запомнили все слова, молодцы!

– Те, кто не записал некоторые слова, пропустил, не расстраивайтесь, у вас есть возможность прочитать материал урока, обратить внимание на эти понятия и запомнить их.

VII. Творческое задание по желанию.

– Подготовить рассказ об одной из рек, о которых шла речь на уроке.

– Подготовить рассказ об одной из рек города Костромы и Костромской области.

Используемые материалы:

  1. Видеокассета. «Мир вокруг нас». Часть 1. Природа. Студия «Кварт». Россия, 125057, Москва, ул. Острякова, д. 8.
  2. Видеоэнциклопедия для народного образования. Природоведение-2. Видеостудия «Кварт». Россия, 125057, Москва, ул. Острякова, д. 8.
  3. Мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия».
  4. Образовательная система «Школа 2100» Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. «Наша планета Земля». Учебник. Часть 1.- М.: Баласс, 2009.
  5. Образовательная система «Школа 2100» Вахрушев А.А. ,Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Окружающий мир. 2 класс. «Наша планета Земля». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.
  6. Аудиокассета . Фрагмент песни «Течет река Волга» Автор текста: Ошанин Л. Композитор (музыка): Фрадкин М.
  7. Энциклопедия для детей. Том 3. Москва. «Аванта +», 1994.