Цели:
- Познакомить детей с особенностями рек (исток, устье, берега); причинами течения рек.
- Научиться находить важнейшие реки на карте, правильно их показывать.
- Учиться бережному отношению к природе.
Оборудование:
- Презентация
- Картинки с изображением рек.
- Видеокассеты (см.. Используемые материалы)
- Макет из пластилина с урока « Что изображают на картах».
- Карта полушарий.
- Аудиокассета (фрагмент песни «Течет река Волга», Автор текста: Ошанин Л. Композитор (музыка): Фрадкин М.)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Сегодня будем продолжать изучать карту, учиться понимать язык карт.
– Что на карте изображают желтым и зеленым цветом?
Коричневым? Синим? (Слайд 2)
– Какие океаны, моря, озера, реки знаете, покажите на карте.
III. Сообщение темы и целей урока.
Посмотрим видеофрагмент, чтобы определить тему урока. (Видеофрагмент «Река»)
– Какая тема?
Д. – Реки.
– Что вы хотели бы узнать о реках?
Д. – Что такое река?
– Какие бывают реки?
– Как образуются?
– Находить и правильно показывать на карте.
IV. Совместное «открытие» знаний.
– На берегу какой реки расположен наш город?
Д. – Волга.
(Слайд 3)
– Это большая река? Каждый сможет переплыть?
А можно перешагнуть?
Д. – Большая река, немногие смогут переплыть, а перешагнуть – тем более – нельзя.
Рассказ учителя. (Слайды 4-5)
Волга – одна из самых знаменитых русских рек в Европе. На её берегах расположены десятки городов: Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Волгоград, Самара, Казань, Кострома… Занимает одно из первых мест по протяженности, длина ее свыше 3500 км.
Издавна русский народ называет Волгу – «Матушка-река», так как она кормит рыбой, дает пресную воду, это главный водный путь России: перевозят людей, грузы.
Любит русский народ реку. Много стихов, песен создано о Волге.
Аудиокассета – фрагмент песни «Течет река Волга» Автор текста: Ошанин Л. Композитор (музыка): Фрадкин М.
– Бесконечна река или у нее есть начало, где-то она заканчивается?
Посмотрим видеофрагмент. (Видеофрагмент «Исток Волги».)
– Откуда берет начало река Волга?
Д. – Из родника.
Начало на Восточно-Европейской равнине, в Тверской области, недалеко от деревни Волговерховье.
– Такая большая река, а начинается с маленького беззащитного родничка, который можно перешагнуть или случайно затоптать.
Чтобы этого не произошло – стоит указатель (скульптура, женщины-матери), место огорожено, его надо беречь и охранять, так как реки играют важную роль-это запасы пресной воды, они не бесконечны, нужно беречь каждую каплю. (Слайд 6)
– Кто заметил, что было написано на указателе?
Д. – Исток Волги.
Место, где начинается река – называется исток. (Слайд 7)
– Где еще могут брать начало реки?
Д. – Озеро, болото, ледник в горах.
– Почему мы так говорим «река течёт»?
Опыт. Макет из пластилина к уроку «Что изображают на карте». (Слайд 8)
(Наливаем воду, наблюдаем, вода не течёт)
– Что нужно сделать, чтобы вода потекла?
Д. – Наклонить макет.
– Куда потечёт вода? Почему?
Д. – Вода потечёт вниз, по Закону всемирного тяготения.
(Слайд 9)
Река течёт по углублению в поверхности земли, которое называется – русло. (Слайд 10)
Движение воды в реке – течение. (Слайд 11)
– Одинаковое ли течение воды в реках?
Д. – Нет, неодинаковое. С горы течёт быстрее, а на равнине медленнее.
– Почему?
Д. – В горах больше наклон, сильнее притяжение.
– Что же такое река?
Дети рассказывают, что такое река.
– Сравним с определением в учебнике (учебник страница 105).
Река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. (Слайд 12)
– Почему же вода в реке не кончается?
Д.- Впадают ручьи, другие реки, весной снег тает, вода попадает в реку, питают подземные воды. Мы знаем, что всё время происходит круговорот воды в природе. (Слайд13)
Карта Евразии. Путешествие по реке Волге, сопровождается рассказом учителя.
Начинаем наше путешествие от истока реки Волги, спускаемся на кораблике вниз по реке. В реку впадают другие реки, все они отдают ей свои воды и называются притоками. Плывём вниз по течению, справа – правый берег, слева – левый берег.
– Какие притоки называются левыми, правыми?
Д.
– Куда несёт свои воды река Волга? (Кораблик движется дальше, наблюдаем по карте)
Д. – В Каспийское море.
(Слайд 14)
– Куда ещё может нести свои воды река?
Д. – Озера, реки, моря, океаны.
Место, где река впадает в другие реки, море, называется – устье. (Слайды 15-16)
Реки текут от , большинство с , чем крупнее река, тем толще она изображается на карте.
V. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
– Попробуйте сами найти на карте и показать крупные реки:
- 1 группа – Евразии;
- 2 группа – Америки;
- 3 группа – Африки.
(Учебник – физические карты, стр. 130-135). Карта полушарий.
Проверка: по одному ученику от группы называют и показывают реки по карте полушарий, остальные – проверяют по картам в учебнике.
!Запомни – показ от .
Посмотрите, какие самые крупные реки мира (Слайд 17)
VI. Итог работы.
– Проверим, как внимательны вы были. Ребята отгадывают кроссворд (Кроссворд у каждого ученика).
По горизонтали:
- Река, которая впадает в другую реку и отдаёт ей свои воды.
- Место, где река впадает в море, озеро, другую реку.
- Начало реки.
- Движение воды в реке.
- Самая знаменитая русская река.
Проверка. (Слайд 18)
– Какое слово получилось в рамке?
Д. – Реки. Это тема урока.
– В начале урока мы определи цели, все ли они достигнуты?
– Кто все слова записал правильно сам?
– Вы были внимательны, запомнили все слова, молодцы!
– Те, кто не записал некоторые слова, пропустил, не расстраивайтесь, у вас есть возможность прочитать материал урока, обратить внимание на эти понятия и запомнить их.
VII. Творческое задание по желанию.
– Подготовить рассказ об одной из рек, о которых шла речь на уроке.
– Подготовить рассказ об одной из рек города Костромы и Костромской области.
Используемые материалы:
- Видеокассета. «Мир вокруг нас». Часть 1. Природа. Студия «Кварт». Россия, 125057, Москва, ул. Острякова, д. 8.
- Видеоэнциклопедия для народного образования. Природоведение-2. Видеостудия «Кварт». Россия, 125057, Москва, ул. Острякова, д. 8.
- Мультимедийная энциклопедия «Кирилла и Мефодия».
- Образовательная система «Школа 2100» Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. «Наша планета Земля». Учебник. Часть 1.- М.: Баласс, 2009.
- Образовательная система «Школа 2100» Вахрушев А.А. ,Самойлова Е.А., Чиханова О.В. Окружающий мир. 2 класс. «Наша планета Земля». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.
- Аудиокассета . Фрагмент песни «Течет река Волга» Автор текста: Ошанин Л. Композитор (музыка): Фрадкин М.
- Энциклопедия для детей. Том 3. Москва. «Аванта +», 1994.