Цели:
Воспитательные:
- Создать условия для развития самостоятельной активности учащихся.
- Создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся.
Развивающие:
- Организовать ситуацию для самоопределения учащихся на прогнозируемый результат познавательной деятельности.
- Создать ситуацию выбора учениками собственных маршрутов достижения поставленной цели.
- Формировать самостоятельное мышление учащихся, используя свой личный опыт.
Образовательные:
- Организовать деятельность учащихся на усвоение знаний и умений: производить вычислительные расчёты:
- нахождение молярной массы вещества;
- количество вещества;
- массу вещества, если известна масса раствора и массовая доля вещества в растворе.
Этапы урока:
- мотивация. Создание проблемной ситуации.
- проблемный химический эксперимент.
- выбор задачи и нахождения оптимального ее решения (работа в группах).
- обмен информацией. Представления результатов своей работы.
- обработка информации и выбор оптимального пути решения.
- подведение итогов. Составление алгоритма решения в общем виде.
- рефлексия.
Средства обучения – это инструменты познавательной деятельности учащихся и управляющей деятельности учителя. Динамичность урока обеспечивается за счет использования мультимедийной презентации (презентация), проблемного эксперимента, листа с условиями задач.
Методы: проблемный, эвристический.
Ход урока
I. Первый этап. Вводная часть: 3 минуты.
II. Второй этап. Организация проблемной ситуации на основе накопительного жизненного опыта.
Учитель: Любите ли вы готовить? С чего начинается путешествие в мир кулинарии? С кулинарной книги! В ней собрано большое количество рецептов. Чтобы блюдо получилось вкусным, важно соблюдать рецепт. Например, самый простой рецепт приготовления теста для блинов: 1л молока и 500г муки. А в холодильнике 0,5 литра молока. Получится ли в данном случае тесто для блинов и сколько граммов муки необходимо? Вывод: расчет ведем по недостаточному количеству одного из продуктов.
Перейдем на химическую «кухню». Учитель предлагает провести реакцию взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой. Что наблюдаем? Выделение газа, а на дне пробирки белый осадок. Составим ионное уравнение, согласно которому действительно наблюдаем выделение газа, а карбонат кальция полностью растворяется, не образуя осадка.
Вопрос: Откуда в наблюдаемом эксперименте осадок?
Вывод: карбонат кальция был взят в избытке, и поэтому не весь прореагировал с соляной кислотой. Как количественно определить, какое из веществ дано в избытке?
Учащиеся выдвигают свои гипотезы.
III. Третий этап. 15 минут.
Участникам группы предложено несколько задач. (Приложение 1). Участники группы выбирают одну из задач и предлагают свой вариант нахождения «избытка-недостатка». Затем демонстрируют свой вариант решения. Учитель вместе с учениками класса выбирает самый эффективный, либо предлагает свой способ решения.
IV. Четвертый этап. Оформление алгоритма решения задачи данного типа в общем виде.
V. Пятый этап. Общие выводы.
VI. Шестой этап. Рефлексия совместной деятельности
(ученики высказывают свое мнение о проделанной совместной работе, предлагают свои варианты домашних заданий).