Решение задач, если одно из веществ дано в избытке

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (817 кБ)


Цели:

Воспитательные:

  1. Создать условия для развития самостоятельной активности учащихся.
  2. Создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся.

Развивающие:

  1. Организовать ситуацию для самоопределения учащихся на прогнозируемый результат познавательной деятельности.
  2. Создать ситуацию выбора учениками собственных маршрутов достижения поставленной цели.
  3. Формировать самостоятельное мышление учащихся, используя свой личный опыт.

Образовательные:

  • Организовать деятельность учащихся на усвоение знаний и умений: производить вычислительные расчёты:
  • нахождение молярной массы вещества;
  • количество вещества;
  • массу вещества, если известна масса раствора и массовая доля вещества в растворе.

Этапы урока:

  1. мотивация. Создание проблемной ситуации.
  2. проблемный химический эксперимент.
  3. выбор задачи и нахождения оптимального ее решения (работа в группах).
  4. обмен информацией. Представления результатов своей работы.
  5. обработка информации и выбор оптимального пути решения.
  6. подведение итогов. Составление алгоритма решения в общем виде.
  7. рефлексия.

Средства обучения – это инструменты познавательной деятельности учащихся и управляющей деятельности учителя. Динамичность урока обеспечивается за счет использования мультимедийной презентации (презентация), проблемного эксперимента, листа с условиями задач.

Методы: проблемный, эвристический.

Ход урока

I. Первый этап. Вводная часть: 3 минуты.

II. Второй этап. Организация проблемной ситуации на основе накопительного жизненного опыта.

Учитель: Любите ли вы готовить? С чего начинается путешествие в мир кулинарии? С кулинарной книги! В ней собрано большое количество рецептов. Чтобы блюдо получилось вкусным, важно соблюдать рецепт. Например, самый простой рецепт приготовления теста для блинов: 1л молока и 500г муки. А в холодильнике 0,5 литра молока. Получится ли в данном случае тесто для блинов и сколько граммов муки необходимо? Вывод: расчет ведем по недостаточному количеству одного из продуктов.

Перейдем на химическую «кухню». Учитель предлагает провести реакцию взаимодействия карбоната кальция с соляной кислотой. Что наблюдаем? Выделение газа, а на дне пробирки белый осадок. Составим ионное уравнение, согласно которому действительно наблюдаем выделение газа, а карбонат кальция полностью растворяется, не образуя осадка.

Вопрос: Откуда в наблюдаемом эксперименте осадок?

Вывод: карбонат кальция был взят в избытке, и поэтому не весь прореагировал с соляной кислотой. Как количественно определить, какое из веществ дано в избытке?

Учащиеся выдвигают свои гипотезы.

III. Третий этап. 15 минут.

Участникам группы предложено несколько задач. (Приложение 1). Участники группы выбирают одну из задач и предлагают свой вариант нахождения «избытка-недостатка». Затем демонстрируют свой вариант решения. Учитель вместе с учениками класса выбирает самый эффективный, либо предлагает свой способ решения.

IV. Четвертый этап. Оформление алгоритма решения задачи данного типа в общем виде.

V. Пятый этап. Общие выводы.

VI. Шестой этап. Рефлексия совместной деятельности

(ученики высказывают свое мнение о проделанной совместной работе, предлагают свои варианты домашних заданий).