Цель: формировать у детей стереотипы гендерного поведения.
Образовательные задачи:
1. Учить анализировать, обобщать и, согласно возрасту, рефлексировать впечатления и знания о своеобразии и разности полов на примерах самых близких людей.
2. Учить идентифицировать себя с определенным полом и примерять на себя модель данного пола, объединяя социокультурное наследие (живопись, художественное слово) с личным опытом.
Развивающие задачи:
1. Формировать положительный образ - Я в процессе познания социального мира, в ходе исполнения роли своего пола.
2. Развивать у ребенка ценностное осмысление себя, как представителя определенного пола, активировать поиск своего места в мире.
3. Развивать умение аргументировать свои мысли и высказывания.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать чувство самоуважения, чувство собственного достоинства.
2. На примерах портретной живописи и художественного слова воспитывать эстетическое отношение к стереотипам мужественности и женственности.
Здоровьесберегающие задачи:
1. Содействовать сохранению психического и социального здоровья детей.
2. Профилактика умственного утомления на занятии.
3. Увеличение двигательной активности детей в ходе занятия.
Материалы и оборудование:
Рамка для фотографии, карточки со схемами-действиями полоролевого поведения мальчиков и девочек (по количеству превышающие количество детей), две корзины, одна их которых с бантом, репродукции портретной живописи знаменитых художников, элементы ролевых костюмов.
Ход занятия
1. Вводная часть.
Психогимнастика "Доброе утро" (проводится для включения детей в деятельность, оптимизации эмоционального состояния). Дети вместе с воспитателем говорят:
"Доброе утро, всем кто проснулся,
доброе утро, кто улыбнулся,
глазки откройте и посмотрите,
мы всех вас любим, и вы нас любите!"
2. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний с опорой на индивидуальный жизненный опыт.
Дети сидят на модулях - валиках на ковре.
Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Мы с вами встречаемся давно, но, насколько хорошо знаем друг друга? Давайте получше познакомимся и узнаем кто мы в этом мире, кто мы для своей семьи и друг для друга. Первой расскажу о себе я. Я - женщина, моё имя - Лариса. Дома меня называют по - разному: родители - дочкой, дочка - мамой, внук - бабушкой. А кто вы, и как вас называют дома родственники?
Ответы детей.
Воспитатель: в семье нас могут называть по-разному, в зависимости от того с кем общаемся. Об этом даже есть стихотворение Я. Акима "Кто кому кто?". Кто бы хотел его рассказать?
Дети рассказывают стихотворение.
3. Работа в основной части занятия.
А) Члены семьи - мужчины и женщины.
Воспитатель: В семье может быть много родственников и это хорошо. Ведь чем больше близких людей нас окружает, тем радостнее и интереснее жизнь. Мы часто фотографируем своих родных, а потом любим смотреть фотографии.
Я предлагаю вам поиграть в игру "Семейный фотограф". Кто-то один будет загадывать загадку о членах семьи, а вы своим видом, мимикой должны показать отгадку. Самую лучшую "отгадку" выбранный "фотограф" будет помещать в рамку. Первая загадка для мальчиков.
Все мальчики встают.
Ребёнок загадывает 1-ую загадку, в руках у него большая рамка:
Кто хозяин в доме первый,
На ком держится семья?
"Мама", - скажете наверно:
Ведущий выбирает ребёнка, демонстрирующего, по его мнению, лучшую фотографию и подносит к нему рамку "для портрета". Выбранный ребенок отвечает на загадку: "Это папа, это я".
Мальчики садятся.
Воспитатель: Почему ты выбрал именно этого ребенка? Почему говорят, что на папе держится семья? Каким должен быть, на ваш взгляд, главный мужчина в семье - папа?
Ответы детей. По необходимости воспитатель дополняет их.
Воспитатель: Следующая загадка для девочек.
Все девочки встают.
Девочка загадывает загадку:
Кто на кухне жарит, парит,
Кормит всех нас каждый день.
Убирать, стирать, готовить,
Ей ничуточки не лень.
Её любит вся семья:
Ведущая выбирает девочку, демонстрирующую, по её мнению, лучшую "фотографию" и подносит к ней рамку " для портрета". Выбранный ребёнок отвечает на загадку: "Это мама, это я".
Девочки садятся.
Воспитатель разговаривает с детьми о главной женщине в семье - маме: Какая ваша мама? Какой на ваш взгляд должна быть мама? Почему вы так думаете?
По необходимости ответы детей дополняются воспитателем.
Воспитатель: Следующую загадку тоже отгадывают девочки.
Все девочки встают.
Загадка:
У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики,
Смешные милые косички:
Выбранный ребёнок: "Конечно это я, сестричка".
Девочки садятся.
Воспитатель выясняет: У кого есть сестра, какая она? Какую бы сестричку хотели иметь дети? А какую дочку хотела бы иметь мама?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из девочек прочитать потешку "Аленка-сестричка".
Воспитатель: И последняя загадка будет для мальчиков.
Все мальчики встают.
Загадка:
Кто по утрам идет учиться,
Он получать оценки рад:
Выбранный ребенок: "Конечно это старший брат".
Мальчики садятся.
Воспитатель: брат, или мамин и папин сын - младший мужчина в семье. Каким сыном и братом, на ваш взгляд, должен быть мальчик?
Ответы детей.
Оздоровительный момент
(динамическая пауза для увеличения двигательной активности, смены вида деятельности, расслабления).
Воспитатель просит детей встать и выполнять движения согласно тексту, который он говорит.
Девочки умеют танцевать,
Мальчики бегать и маршировать. (пауза)
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье,
И становится понятно расслабляться нам приятно.
В конце воспитатель замедляет темп речи и демонстрирует расслабляющие движения, дети повторяют.
3. Работа в основной части занятия.
3 Б) Мужские и женские качества
Дети стоят полукругом рядом с воспитателем. Перед ними находится столик с двумя корзинами.
Воспитатель: Качества, которые должны быть у мужчин и женщин вы назвали. У нас по всей группе разложены карточки - схемы с изображением этих качеств. Я вам предлагаю выполнить самостоятельно задание, которое мы с вами назовём "Корзина в подарок". Причём девочки будут собирать свой подарок, (воспитатель показывает на корзину с бантом), а мальчики свой. Мальчики собирают в корзину те карточки, на которых изображены действия характеризующие мужчин, а девочки - женщин. Эти качества помогают им в жизни, учат умению видеть и понимать другого, и, которые, возможно, уже есть у вас и вы бы смогли бы ими поделиться, т.е. "подарить кому-нибудь".
Дети расходятся по группе и выбирают соответствующие схемы. Становятся возле стола с корзинами. Девочки, опуская в корзину свои карточки, проговаривают какое качество (изображённое на выбранной схеме) они "дарят", затем мальчики аналогично наполняют свою корзину.
Воспитатель: Ребята, какие замечательные подарки! Действительно достойные мужчин и женщин.
4. Закрепление новых знаний
Дети садятся на ковёр на модули-валики.
Воспитатель: Ребята, мы с вами любим фантазировать и часто представляем, какими будем, когда вырастем сами и какими станут наши друзья. Давайте поиграем в игру, "Каким я вижу тебя". Для этого нужно повернуться друг к другу, крепко взяться за руки, посмотреть в глаза друг другу и назвать качества, которыми будет обладать товарищ, но постараться, чтобы характеристика качества начиналась с первого звука имени. Начнем мы с Руслана. Руслан - ты будешь решительным.
По очереди дети подбирают характеристику. Кто затрудняется, может назвать ее на любую букву в имени.
Воспитатель: Карточки - схемы, которые мы собрали в корзину, нарисовал компьютер, а художники-портретисты рисуют людей, отражая в портретах весь мир чувств, в зависимости от того мужчина это или женщина, герой или трус, добрый или злой.
Дети, по очереди здороваясь, называют портреты и авторов.
С репродукции картин к нам в окошки смотрят мужчины и женщины, это наши старые знакомые. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: На кого из них вы бы хотели быть похожими, когда вырастете? Я предлагаю поиграть в игру "Зеркало", т.е. как можно достовернее стать зеркальным отражением портрета. Для этой цели можно использовать дополнительные предметы.
Дети встают, выбирают элементы костюма, которые отражают характеристику выбранного героя и имитируют портрет.
Воспитатель по очереди спрашивает: "Ты чьё отражение?" Ответ ребёнка.
Ребята вы настоящие артисты!
5. Итог занятия
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Мы сегодня говорили о том, какими бывают мужчины и женщины, какими вы видите в будущем себя.
Давайте с помощью цветка подарим комплименты друг другу, высказав свое доброе отношение. Начну я "Лиза, ты красавица (предавая шарик).
Дети дарят комплименты рядом стоящему другу.
Воспитатель, завершая круг, говорит:
Дорогие мои дети!
Дети отвечают хором: "Мы лучшие на свете!"