Цель:
- Помочь детям усвоить: получение числа 7 путем прибавления 1 к 6 и обозначение его цифрой 7;
- Построение натурального ряда чисел; написание цифры 7;
- Сформировать состав числа, все случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 7.
Универсальные учебные действия: Познавательные УД – моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта; Регулятивные Д – оценка собственной деятельности и включенности в работу над новым материалом.
Ход урока
I. Организационный момент
Все на месте, все ль в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Порядок будет на столе,
Порядок будет в голове.
II. Актуализация знаний
Счет до 10 и обратно, назовите последующие и предыдущие числа, назови соседей, счет двойками вперед и обратно.
III. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока
А)
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи,
Веселые друзья.
Ребята, Петя приглашает вас поиграть в вагончики. Сосчитайте, сколько вагончиков Петя уже выстроил в ряд? А сколько добавил с правой стороны? Каким выражением можно записать действие Пети? (6+1) Сегодня мы будем работать в тетради на странице 37. Запишите в задание 1 полученное выражение. Сколько вагончиков стало у Пети? Помогите сосчитать вагоны по порядку. Есть у нас такое число на числовом ряду? Где оно стоит? (После 6, правее) Значит, с каким числом мы познакомимся на уроке? Тема нашего урока «Число семь»
Б) Назовите число предметов на рисунках. С1 ЩЩЩ
В) В учебнике мы будем работать на стр. 76 и 77. Найдите тему нашего урока. Кто хочет ее прочитать? Мы уже узнали, что число 7 стоит правее чисел 6. Что же еще мы сможем узнать на уроке? (Как записать цифрой число 7. Из каких пар чисел можно составить число 7)
Г) Число 7 можно записать знаком – цифрой 7. Вывесить на доску печатную и прописную цифру 7 С 2-3
Поиграем в самого наблюдательного? Послушайте стихи про цифру 7:
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
С.Я. Маршак Щ
Семь – точно острая коса
Коси коса пока роса!
Г. Виеру Щ
Скажите, какой рисунок точнее отражает написание прописной цифры 7. Стихотворение С.Я. Маршака подходит для печатной цифры 7.
Давайте проанализируем письмо цифры 7.
Цифра семь состоит из трех элементов:
- верхней волнистой линии. Где она берет свое начало? (На верхней стороне клетки от середины) Где заканчивается? (В верхнем правом углу)
- большой наклонной палочки. Расскажите, как вы ее напишите (Из верхнего правого угла до середины нижней стороны клетки)
- маленькой палочки. Определите на глаз, где она проходит.
Обведите в воздухе образец цифры три раза. В тетради, в задании 2 обведите первую цифру. Сколько еще возможно обвезти? Как следует продолжить ряд из цифр 7? Запишите ряд так, чтобы 7 были красивы и правильны. У кого получится лучший ряд семерок, того приглашу к доске записать эту цифру на числовом ряду.
IV. Физкультминутка для глаз.
С 4
V. Первичное закрепление
А) С5 Посмотрите на задание 5 учебника. Поработайте в паре по алгоритму и запишите свой результат в тетрадь в задание 3
Б) В задании 4 запишем к рисункам числовые равенства. (С 6-13, тетрадь стр. 374)
С6 Выложите столько же вагонов, сколько у Кати. Чему равно целое? Щ
Сформируйте группы, разложив вагончики по размеру. Проверьте свое предположение Щ
Изменилось ли при этом целое? Щ
С7 Чему равна левая часть Щ, а – правая Щ?
Составьте выражение с действием сложения. В задание 4 тетради под буквой К. какое запишите равенство? Щ
С8 Щ Какое еще равенство с действием сложения можно составить, что оно будет обозначать?
Сделайте вывод: «Число 7 можно получить, используя пару чисел 1 и …; 6 и …
Записать на доске нужную пару.
Составьте равенства, используя эти числа и действие вычитание. Щ Щ
С9 Разложите вагончики на группы по цвету. Проверьте себя Щ.
Какие вопросы вы зададите, если на экране появятся такие ответы? С10-12
Сделайте вывод: «Число 7 можно получить, используя пару чисел 2 и …; 5 и …
Записать на доске нужную пару.
Давайте доиграем в вопросы и ответы.
С13 Как еще можно разложить вагончики?
Составьте равенства самостоятельно и запишите их в тетрадь. Проверьте свои записи. С12
Сделайте вывод: «Число 7 можно получить, используя пару чисел 3 и …; 4 и …
Записать на доске нужную пару.
В) Двигательная физкультминутка «Кони»
VI. Тренировочные упражнения и задания на повторение
А) С14 Игра. Помоги «строителям» положить «кирпичики» верно
Б) Как вы понимаете пословицы и поговорки связанные с числом 7: Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семеро одного на ждут.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Я сегодня познакомился с числом …
- Научился писать цифру…
- Узнал, что 7 могу получить, сложив части…
- Оцениваю свою работу на уроке …, потому что… С15