Практическая потребность в оценке состояния слуха, барофункции уха, пространственной ориентировки летчика, а также речевой функции в полете остро ощущалась уже в начале XX в. Видные отечественные оториноларингологи В.И. Воячек и В.Н. Окунев в 1908—1910 гг. заложили основы медицинских требований к ЛОР-органам воздухоплавателей, официально узаконенные в 1911 г. В них использовался широкий набор методических приемов, исключающих допуск к профессии летчика лиц, имеющих хронические гнойные заболевания уха и придаточных пазух носа, ослабление слуха до «неспособности ясно воспринимать звуковые сигналы беспроволочного телеграфа при шуме мотора», нарушение функции вестибулярного аппарата, выраженные даже в слабой степени. Оценивалась также бароаккомодационная функция .
Решению сложных задач авиационной оториноларингологии в значительной степени способствовала организация в 1935 г. в Москве Института авиационной медицины ВВС РККА им. академика И.П. Павлова, заместителем по науке в этом учреждении был видный оториноларинголог профессор бригврач Г.Г. Куликовский. В этот период был проведен цикл работ по обоснованию концепции физиологического взаимодействия анализаторных систем, прежде всего зрительной, вестибулярной, слуховой и проприоцептивной, применительно к формированию укачивания и особенностям пространственной ориентировки у летчиков . К.Л. Хилов показал новые закономерности во внутривестибулярных взаимодействиях . Большой комплекс работ по совершенствованию вестибулярного отбора при освоении новых видов авиационной техники провел А.П. Попов с учениками Усовершенствовал вестибулярные кумулятивные пробы И.Я. Борщевский Он также в течение многих лет проводил работы, а также руководил большим комплексом работ по изучению шумовой травмы в авиации . Им были обоснованы основные направления защиты летчиков от акустического воздействия, а летчики и инженерно-технический состав отнесены к представителям «шумовых» профессий.
Киносъемка глаза человека в инфракрасном освещении
Данные многолетних работ обобщены им в монографии «Противошумы в авиации» Г.Г. Куликовский выполнял ряд важных работ по совершенствованию врачебно-летной экспертизы, а также научно-практических исследований по совершенствованию вестибулярного отбора и тренировки Г.Г. Куликовский один из первых целенаправленно поднял вопрос о влиянии вибрации на организм летчика Глубокие исследования о состоянии барофункции у летчиков с рекомендациями для деятельности на скоростных и высокоманевренных летательных аппаратах того периода провели В.И. Воячек , И.Я. Борщевский А.П. Попов , А.А. Пухальский . В 30-е гг. были проведены работы по медицинским аспектам оптимизации радиосвязи в полете (В.И. Воячек , А.П. Попов . Важным этапом обобщения многолетних наработок по авиационной экспертизе, физиологии и гигиене являлись монографии «Авиационная медицина» , где в профильных главах подводились основные теоретические и практические итоги авиационной оториноларингологии с включением новых экспертных, физиологических, гигиенических и других аспектов. Указанные вопросы обобщались и в сборниках трудов Института авиационной медицины им. академика И.П. Павлова. В первую очередь следует отметить сборник 1939 г. под редакцией Г.Г. Куликовского, где представлена глава по авиационной оториноларингологии . Следует отметить также труд В.И. Воячека «Военная оториноларингология» .
В послевоенный период в связи с развитием реактивной авиации оториноларингологические аспекты авиационной медицины продолжали расширяться и углубляться. В 50-е гг. в связи со значительным увеличением энерговооруженности летательных аппаратов обострилась проблема воздействия шума на летный и инженерно-технический состав. Кроме того, группой исследователей под руководством И.Я. Борщевского были выполнены работы по изучению слуха и речи при дыхании под избыточным давлением, влиянию на ЛОР-органы полетов в герметических кабинах, в том числе при высотных, маневренных, длительных полетах, изучен слух у летчиков реактивной авиации, имеющих значительный налет, и др. В середине 50-х гг. в Институте были развернуты широкие и комплексные исследования по изучению влияния общих вибраций на организм человека применительно к летной деятельности, что значительно обогатило наши представления о действии их на ЛОР-органы и организм человека. Данные этих работ, обобщенные в монографии И.Я. Борщевского с соавторами, были использованы не только для авиационных рекомендаций, но и в гигиене и физиологии труда. Среди работ этого периода следует упомянуть блестящее исследование по бароаккомодационной функции уха, выполненное Е.М. Югановым . Можно выделить цикл работ по изучению реакции ЛОР-органов при длительном пребывании человека в скафандре (1955—1960). Существенно расширились исследования по обоснованию возможности поддержания надежного радиообмена с использованием различного типа трактов и радиогарнитур, в том числе в условиях сверхинтенсивных шумов, а также по разработке новых образцов индивидуальных противошумов . Весьма актуализировались проблемы укачивания и пространственной ориентировки, которые решались М.Д. Емельяновым и С.С. Маркаряном на основе концептуальных подходов, разработанных основателями авиационной лабиринтологии В.И. Воячеком и К.Л. Хиловым .
Таким образом, проведенные по многим направлениям работы авиационных оториноларингологов, ведущиеся, по существу, с начала XX в. и вплоть до периода непосредственной практической потребности зарождающейся космической оториноларингологии, по сумме и научно-практическому уровню накопленных знаний обеспечили грамотную, а главное — достаточно оперативную преемственность при разработке и решении отбора космонавтов для прогнозирования вестибулярных расстройств в космическом полете.
В это же время группа Е.М. Юганова пыталась подойти к решению проблемы величины ускорений, необходимых для создания искусственной весомости, и выяснению роли и значения при этом функции вестибулярного анализатора и физиологически обосновать их.
Эти работы проводились в лабораторных условиях при вращениях на центрифуге, вертикальных полетах ракет на высоту 200—500 км и в параболических полетах самолетов МиГ-15 и Ту-104. Были также проанализированы материалы медико-биологических результатов полетов Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.В. Терешковой и других советских космонавтов. Длительность невесомости в самолетных экспериментах достигала 45 с, в ракетах — 10 мин, а в орбитальных полетах — 5 суток.
Калиброметрию сосудов сетчатой оболочки глаза человека после воздействия перегрузок проводят Ю.П. Петров и Ю.В.Каменщиков.
Авторы пришли, к выводу, что особенности реакций вестибулярного анализатора человека в невесомости по сравнению с наземными условиями определяются уменьшением длительности поствращательного нистагма, снижением продолжительности иллюзии противовращения, меньшей выраженностью защитных движений при воздействии угловых ускорений, увеличением латентного периода «иллюзии качания», уменьшением минимального времени выпрямления при воздействии ускорений Кориолиса. Было высказано предварительное мнение, что в невесомости не происходит повышения возбудимости полукружных каналов.
Е.М. Юганов полагал, что невесомость представляет необычный «минус-раздражитель» для отолитов. Она создает качественно отличный от земных условий уровень раздражения отолитового рецептора, что определяет своеобразие функционального взаимодействия отолитового и купулярного аппаратов и проявляется во внешней картине понижения возбудимости полукружных каналов в невесомости относительно их возбудимости в наземной обстановке. Раздражение отолитового аппарата невесомостью оказывает большее тормозное влияние на функцию полукружных каналов, нежели в наземных условиях. Отсюда делается вывод, что внутренние формы функционального взаимодействия двух составляющих вестибулярной системы более разнообразны, нежели представлялось до сих пор. Было показано, что действие отолитовых раздражителей может привести как к торможению, так и к активации равнозначных реакций, вызванных раздражением полукружных каналов.
Существенен его вывод, что изменяющаяся весомость (центробежные силы) в зависимости от характера своего воздействия заметным образом укорачивает продолжительность нистагменной реакции либо увеличивает длительность вестибулярного нистагма. При этом гипервесомость (по отношению к Земле), как и сам процесс ее нарастания, вызывает активацию выраженности нистагма. Процесс уменьшения весомости и переход к состоянию невесомости приводят к торможению вестибулярного нистагма. Этот вывод существенно расширил представления о функциональном воздействии отолитов и полукружных каналов, содержащиеся в концепции, разработанной В.И. Воячеком и К.Л. Хиловым в 20-е гг., и, несомненно, является вкладом в мировую вестибулологию.
Один из наиболее важных выводов указанной выше комплексной работы состоит в том, что методы наземной вестибулометрии в принципе позволяют прогнозировать возникновение вестибулосенсорных и вестибуловегетативных реакций и, следовательно, в определенной степени и работоспособность человека в условиях невесомости.
Е.М. Юганов с учениками высказал мнение, что наиболее адекватными для отбора являются пробы с кумуляцией ускорений Кориолиса, укачиванием на качелях Хилова и «пробы на торможение», данные которых позволяют более четко определить индивидуальные особенности вестибулярной устойчивости человека к невесомости. Исследованиями группы врачей и инженеров во главе с Е.М. Югановым было также подтверждено, что расстройство двигательной активности в невесомости является результатом нарушения функционального взаимодействия анализаторов, обусловленного, прежде всего, своеобразием функционального состояния вестибулярной системы в этих условиях. Она, являясь наиболее чувствительным гравирецептором, определяется не уменьшением, а возрастанием величины ускорения, необходимой для создания искусственной весомости организма. Группа исследователей во главе с Е.М. Югановым уже в начале 60-х гг. провела работы по проблеме искусственной весомости как некой альтернативы невесомости — малоизученному новому фактору среды обитания в космосе. Было показано, что искусственная весомость при ускорении 0,3 g (0,29 g) является минимально эффективной величиной, достаточной для предупреждения неблагоприятного влияния кратковременной невесомости на двигательные реакции животного. Ю.М. Юганов пришел к выводу, что с учетом экспериментального исследования на людях можно полагать, что спутники с указанной величиной искусственной весомости при радиусе ~ 90м являются наиболее приемлемыми для поддержания работоспособности космонавта и предупреждения неблагоприятных вестибулярных реакций в полете
Естественно, что такие исследования могли быть проведены лишь при условии разработки специальной аппаратуры и оригинальных методов исследования.
Вторым важным и комплексным исследованием были трехлетние работы М.Д. Емельянова и его помощников (И.А. Сидельников, O.Н. Васильев, М.С. Левшина и др.) . Они посвящены дальнейшей разработке физиологических механизмов иллюзиий пространственного положения. Группой исполнителей были созданы и модифицированы специальные установки и разработаны методические приемы, позволяющие изучать взаимодействие вестибулярного, зрительного и проприоцептивного анализаторов, а также воспроизведение наиболее часто встречающихся иллюзорных ощущений пространственного положения. Полученные результаты, основанные на комплексном анализе эффектов физиологического взаимодействия указанных выше анализаторных систем, явились хорошей базой для использования их в работах, которые стали широко развиваться в связи с новыми фактами, полученными в первых пилотируемых космических полетах. Дальнейшее развитие указанного научного направления было продолжено М.Д. Емельяновым в Институте медико-биологических проблем . Еще до полета Ю.А. Гагарина специалисты Института не исключали возможности проявления вестибулярных расстройств в пилотируемом космическом полете. Опираясь на указанные выше теоретические концепции школы В.И. Воячека — К.Л. Хилова и новые данные, полученные группой Е.М. Юганова и М Д. Емельянова, в марте 1961 г. под руководством И.И. Брянова с участием М.Д. Горбова и Ю.В. Крылова начали разрабатываться простейшие пробы, проведение которых с учетом новизны пребывания человека в длительной невесомости (по сравнению с параболическими полетами) и ограниченных инструментальных возможностей в кораблях типа «Восток», имело цель исследовать динамику некоторых вестибулосенсорных и вестибулопостуральных рефлексов в условиях невесомости. Наличие скафандра, поза космонавтов, размеры кабины значительно снижали возможность разнообразить вестибулярную стимуляцию. В программе полета космических кораблей «Восток-2»—«Восток-6» этот эксперимент значился как «вестибулярные пробы» .
Впервые такие пробы были выполнены летчиком-космонавтом Г.С. Титовым во втором космическом полете (6—7.07.1961). Глубокий, подробный и всеобъемлющий анализ его ощущений в полете, в том числе результатов выполнения вестибулярных проб, дал бесценный материал для космической медицины, существенно дополнил важные аспекты медицинского отбора и подготовки космонавтов и положил начало развитию одного из крупнейших направлений этой науки, а обозначенная Г.С. Титовым проблема (космическая форма болезни движения) до сих пор входит в число наиболее приоритетных и актуальных исследований космической биологии и медицины
Один из наиболее важных результатов при выполнении этих проб состоял в том, что повороты и наклоны головы со скоростями, которые на Земле не вызывали никаких особенностей, а также функционально индифферентные на Земле оптокинетические раздражители в полете приводили к неприятным ощущениям, вызывали умеренное головокружение, ощущение «плавания» окружающих предметов и некоторые другие проявления. Это могло свидетельствовать о достоверном повышении возбудимости вестибулярной системы в невесомости.
Вскоре после полета Г.С. Титова ведущие ученые, главным образом военные оториноларингологи, на специальном совещании на базе ГНИИИАиКМ подробно проанализировали полученные им данные и наметили комплекс приоритетных направлений в космической физиологии и лабиринтологии по уточнению механизмов развития вестибулярных расстройств, а также по разработке средств и способов их профилактики. Свою точку зрения изложили В.И. Воячек, К.Л. Хилов, А.В.Лебединский, Е.М. Юганов, М.Д. Емельянов, И.И. Брянов, С.С. Маркарян и др.
В.И. Воячек привлек внимание к большой значимости ускорений Кориолиса в развитии симптомокомплекса укачивания в космическом полете, что вызывает раздражение всех трех полукружных каналов и дает большой активационный эффект. К.Л. Хилов считал, что при этом более четко проявляются реципрокные взаимодействия между отолитовым прибором и системой полукружных каналов. Е.М. Юганов вновь подчеркнул более сложные и противоположные векторные зависимости отолитового рецептора и системы полукружных каналов при действии пониженной или повышенной весомости. М.Д. Емельянов считал, что нарушение взаимодействия вестибулярной системы, механорецепторных полей и зрительной информации приводит к сенсорному конфликту . И.И. Брянов, ссылаясь на результаты проведения космонавтами специальных проб в полете, пришел к выводу о повышении чувствительности и возбудимости вестибулярной системы. Результаты указанного совещания определили сразу несколько главных направлений работ по изучению космической формы укачивания.
Наступил период существенного расширения и углубления работ специалистами Института авиационной и космической медицины, Центра подготовки космонавтов, Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя, а несколько позднее — и Института биофизики МЗ СССР.
Важное значение для успешного развития насущных запросов космической лабиринтологии имела многолетняя и плодотворная работа С.С. Маркаряна, который был организатором создания сложного и уникального вестибулярного стенда «Ротор», обеспечивающего вращение обследуемого в двух и даже трех плоскостях . Стенд был смонтирован в Центре подготовки космонавтов. Кроме того, С.С. Маркарян был автором не менее шести оригинальных вестибулометрических стендов, которые в течение многих лет используются как для дальнейшей разработки вопросов авиакосмической лабиринтологии, так и для текущих обследований летчиков и космонавтов.
Так, уже в конце 50-х гг. С.С. Маркарян, опираясь на теоретические положения о функциональном взаимодействии отолитов и полукружных каналов, разработал более эффективный, комплексный метод исследования вестибулярной устойчивости, впоследствии названный «непрерывной кумуляцией ускорений Кориолиса» (НКУК). Согласно этому методу, принципиально важным является тот факт, что при рекомендуемых наклонах головы у обследуемых возникает не только раздражение отолитового аппарата, но и дополнительное движение эндолимфы в полукружных каналах, т.е. происходит комплексное воздействие. Этот метод более надежно (на 11%) позволяет выявить скрытые вестибуловегетативные расстройства . Следует отметить серию работ, проведенных под научным руководством С.С. Маркаряна, о воздействии на человека широкого диапазона угловых скоростей, времени экспозиции и различной степени наклона туловища от вертикальной оси, что существенно уточнило величины предельной переносимости угловых ускорений . Проблема динамики вестибулярной функции в условиях измененной реактивности организма в течение ряда лет подробно изучалась группой ЛОР-физиологов (С.С. Маркарян, И.А. Сидельников, Э.В. Лапаев) . В 1962 г. группа под руководством М.Д. Емельянова (Ю.В. Крылов, Р.А. Вартбаронов) участвовала в комплексных исследованиях на базе Института биофизики МЗ СССР (научный руководитель — академик А.В. Лебединский). Здесь проводились первые в стране исследования по целенаправленному изучению длительного (в течение суток) воздействия на обследуемых малых величин ускорений Кориолиса применительно к концепции значимости указанного физического фактора на развитие космической формы болезни движения . Таким образом, вопросы воздействия на организм летчика ускорений Кориолиса, поставленные впервые В.И. Воячеком , получили свое дальнейшее целенаправленное развитие.
Продолжалось участие специалистов Института в параболических полетах на самолетах-лабораториях, которые с учетом новых задач пилотируемой космонавтики проводятся в течение многих лет. В Институте под научным руководством Е.М. Юганова продолжаются разработка и эксплуатация новых стендов. Особо следует отметить роль С.С. Маркаряна в создании целого комплекса вестибулометрических стендов (универсальное вестибулометрическое кресло, стенд оптокинетических раздражителей, вестибулометрический тренажер . В разработке указанных стендов и тренажеров активное участие принимал И.А. Сидельников, работавший в отделе с 1959 г. Большая доля его труда вложена в обоснование и особенно внедрение в практику метода определения степени вестибулярной устойчивости к непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса. И.А. Сидельников лично участвовал в совершенствовании и проведении вестибулярной тренировки первого отряда космонавтов и являлся совместно с С.С. Маркаряном автором метода «Определения скрытой формы вестибулярной устойчивости в условиях гипоксии» , а также метода повышения вестибулярной устойчивости во время тренировочных проб НКУК с помощью газовой смеси с повышенным содержанием как кислорода, так и углекислоты . Эти и другие исследования применительно к ЛОР-проблемам наполняли конкретным содержанием проблему реактивности организма в авиакосмической медицине, которую в концептуальном плане сформулировал Е.М. Юганов .
В течение ряда лет И.А. Сидельников глубоко изучал и совершенствовал электронистагмографию с учетом особенностей воздействия факторов авиакосмического полета для определения вестибулярной устойчивости, объективной оценки изменения реактивности вестибулярной системы. Он по праву считается одним из наиболее квалифицированных ученых, показавших особенности проявления нистагменных реакций по целому ряду их показателей при действии на человека различных факторов авиакосмического полета .
Значительный вклад в развитие космической оториноларингологии внес Э.В. Лапаев. С 1964 г. он принимал участие в изучении функции вестибулярного анализатора у испытателей и космонавтов при полетах на самолете Ту-104 в режиме кратковременной невесомости. Под его руководством группой исследователей (Г.И. Павлов, Н.Б. Платонов) был проведен биохимический анализ вестибулярного нистагма при изменениях радиуса криволинейного движения. На примере функции фронтальных и сагиттальных каналов проведены дополнительные исследования по их взаимодействию с отолитовым прибором, и получены данные о более сложной их взаимосвязи, вызывающей различные как по направленности, так и по соотношению вестибулодвигательные и вестибуловегетативные реакции обследуемых, что имеет существенное значение для отбора космонавтов. Его группой показана роль мозгового кровообращения в развитии вестибулярных реакций. Уже в 1967 г. Э.В. Лапаевым были получены интересные научно-практические данные по динамике ряда показателей, комплексно характеризующих гемодинамику при воздействии на обследуемых различной степенью вестибулярной устойчивости ускорений Кориолиса. Это были важные для теории и практики космической медицины исследования. Особо следует отметить выполненный с его участием цикл работ по изучению динамики мозгового кровообращения при создании отрицательного давления на нижнюю половину тела . Принципиально важные научно-практические положения были получены при изучении проблемы изменения реактивности вестибулярной системы под влиянием факторов полета В многочисленных исследованиях Э.В. Лапаева и руководимой им группы была показана активация вестибулярных реакций под воздействием гипоксии, измененной температуры, ускорений, невесомости, интенсивных низкочастотных звуковых стимулов и других воздействий, всегда сопровождавшихся торможением вестибулярного нистагменного рефлекса. На этой основе им было высказано положение об общности формирования и направленности процессов утомления и торможения, развивающихся в анализаторных системах под влиянием измененной реактивности. Следует отметить и выполненный О.А. Воробьевым под научным руководством Э.В. Лапаева комплекс работ по методам оценки вестибулярной асимметрии для использования в практике экспертной оценки Существенная модернизация лабораторно-стендовой базы отдела, проведенная на основе полученных новых данных, позволила в середине и конце 70-х гг. углубить и расширить исследования по изучению особенностей функции вестибулярного анализатора применительно к воздействию факторов космического полета.
Так, создание на базе малой центрифуги ЦФ-10 серии вестибулометрических стендов, не только более адекватно имитирующих некоторые физиологические эффекты сенсорного конфликта в невесомости, но и позволяющих дозированно воспроизводить феномен перемещения жидких сред в верхнюю половину тела, что характерно для космического адаптационного синдрома (КАС), привело к получению важных как в теоретическом, так и в практическом плане новых научных фактов.
Под научным руководством Э.В. Лапаева был выполнен цикл работ по влиянию вестибуловегетативных расстройств в условиях гипокинезии на регионарную гемодинамику В частности, при комплексном воздействии антиортостатической гипокинезии, ускорений Кориолиса и оптокинетической стимуляции с помощью ультразвуковых методов был проведен анализ линейной скорости кровотока в магистральных сосудах головы и динамики кровенаполнения ряда внутренних органов. Получены выраженные адекватные изменения указанных показателей по состоянию регионарной гемодинамики Сделан практический вывод о необходимости контроля за их изменениями Одновременно под научным руководством Ю.В. Крылова сотрудниками отдела В.В. Зарицким и А.А. Подшиваловым проводился цикл исследований по повышению неспецифической резистентности организма в условиях моделирования космической болезни движения (КБД)
В дальнейшем В.В. Ивановым, О.А. Воробьевым, В.В. Зарицким, А.А. Подшиваловым проводится цикл фундаментальных исследований по изучению характера обменных процессов, биохимического и иммунного статуса, процессов тканевого дыхания и гемодинамических реакций при экспериментальном укачивании. На основе полученных результатов с целью коррекции измененного функционального состояния организма при укачивании разработана методология профилактики болезни движения с позиций системного подхода Ее суть заключалась в том, что эффективность корригирующих воздействий по повышению уровня статокинетической устойчивости человека применительно к условиями космического полета достигает максимального значения при условии сочетанного воздействия на специфические (гравитационно зависимые) и неспецифические механизмы адаптации.
Одновременно совместно с группой фармакологов ИМБП в развитие разработанных теоретических представлений выполняются работы по совершенствованию средств и методов фармакологической коррекции расстройств, характерных для КАС, с помощью многокомпонентных рецептур, действие которых направлено на повышение специфической вестибуловегетативной устойчивости, а также оптимизацию общих адаптационных процессов как в начальном периоде действия невесомости, так и на этапе послеполетной реадаптации.
Особо следует остановиться на большом цикле исследований по проблеме оптико-вестибулярного взаимодействия, которые проводились в течение ряда лет при научной консультации Э.В. Лапаева О.А. Воробьевым. Было выявлено, что выраженность симптомов укачивания при одновременном действии вестибулярных и оптокинетических стимулов пропорциональна скорости развития и интенсивности вестибулосенсорных реакций. При этом оптокинетическая стимуляция может как улучшать, так и ухудшать переносимость пробы с непрерывным воздействием ускорений Кориолиса В дальнейших исследованиях экспериментально показано, что в условиях «конфликтных» (противоречивых в отношении реального движения человека) вестибулярных и оптокинетических воздействий ограничение как центральных, так и периферических полей зрения приводит к существенному повышению устойчивости к укачиванию, сопровождаемому выраженным снижением сенсорных проявлений
Экспериментально была обоснована гипотеза, что подверженность человека укачиванию в сложных динамических условиях определяется степенью фазового рассогласования сенсорных сигналов различных анализаторов. Были получены новые данные о том, что функциональная система восприятия движения может быть организована по квазиголо-графическому принципу, вследствие чего и проявляется ведущая роль фазового рассогласования сенсорных сигналов в генезе укачивания .
Таким образом, основополагающая концепция о роли функционального взаимодействия анализаторных систем в генезе укачивания пополнилась новыми серьезными научными фактами и конкретными практическими рекомендациями по методам анализа и вестибулярной подготовке авиакосмических специалистов.
Комплексное решение медико-биологических проблем, разрабатываемых в Институте, включало также изучение физиолого-гигиенических вопросов, среди которых самостоятельное значение имела экспериментальная оценка неблагоприятного влияния на космонавта шумов на различных участках космического полета и рекомендаций по средствам профилактики. Шумовое воздействие в космическом полете имеет существенную специфику. По величине уровня давления звука и экспозиции шума здесь есть существенные различия. Наибольших величин уровень давления звука достигает на активном участке, а на фоне спуска по расчетным данным уровни давления звука на 10—20 дБ ниже. На разных типах космических кораблей на космонавтов могут воздействовать и акустические импульсы высокой интенсивности .
Разработка этих проблем специалистами Института в прямой постановке началась с 1958 г., когда были сформулированы медико-технические требования к измерительной системе. Работы велись группой исследователей, возглавляемой Е.М. Югановым. В 1960 г. удалось получить удовлетворительные записи уровней давления звука в кабине на активном участке, в орбитальной базе и на спуске. Проведенная Ю.В. Крыловым в 1960—1961 гг. гигиеническая оценка таких шумов показала, что с учетом акустической эффективности гермошлема и шлемофона Ю.А. Гагарин должен вполне удовлетворительно перенести указанное акустическое воздействие. По предложению Ю.С. Быкова для большей надежности радиосвязи шлемофон был оснащен не одним, как в штатном варианте, а двумя направленными шумостойкими микрофонами. С учетом защитного эффекта противошумов был сделан прогноз о вполне переносимых уровнях акустических импульсов при отрабатывании сложных систем приземления корабля «Восток-1». Кроме того, были проведены дополнительные эксперименты в тепловом макете корабля «Восток», где в течение 12 суток изучалось влияние комплекса гигиенических факторов, в том числе и шума, на слуховую функцию применительно к нештатным ситуациям полета. Практика первых пилотируемых полетов подтвердила правильность научных изысканий и практических рекомендаций по проблеме защиты космонавта от шумового фактора.
Медико-биологические аспекты оториноларингологических проблем в космической медицине в начальный период (1950—1963), особенно требующие немедленного решения или концептуального ответа, изучались в основном силами специалистов ИАМ ВВС. Естественно, что специалисты ИАМ основное внимание уделяли профильному обеспечению требований комплекса конструкторских бюро, работавших под общим руководством С.П. Королева. Но уже в этот период медико-биологические отделения секции прикладных проблем АН СССР, работавшие под общим руководством М.В. Келдыша, помогали привлекать в качестве консультантов крупных ученых (Н.М. Сисакян, В.В. Ларин, В.Н. Черниговский, Н.П. Дубинин и др.) или руководимые ими академические научные коллективы. По естественным причинам в условиях форсированного развития медико-биологических направлений космической биологии и медицины эта помощь нередко обеспечивала серьезные и авторитетные прикрытия медико-биологических решений, которые по характеру обстановки должны были приниматься неотложно. По существу, фундаментальные академические работы требовали много времени, что не всегда позволяло получить нужный ответ в сжатые сроки. Однако такая поддержка вселяла уверенность, что специалисты Института находятся на правильном пути.
|