Цели урока:
- развивать умение различать парные согласные;
- формировать умения обосновывать написание путём подбора проверочного слова;
- формировать фонематический слух и орфографическую зоркость: развивать умения строить предложения, употреблять заглавную букву и нужный знак препинания в конце предложения;
- воспитывать аккуратность и интерес к русскому языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- На урок прозвенел сейчас звонок.
Сядем прямо и красиво
И работать будем во всю силу!
II. Пальчиковая гимнастика.
- Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разжимать.
- Встряхните кисти рук.
III. Чистописание.
-Отгадайте, над какой буквой мы будем сегодня работать?
(Чтение четверостишия)
-Стала снежинка
Буквою Ж
Солнце её
Не растопит уже!
а) Характеристика звука.
б) Письмо буквы Жж
в) Запись слов: Женя, живот, снежинки.
- Какие орфограммы вам встретились в словах?
IV. Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним словарным словом. Какое это слово, вы узнаете, отгадав загадку.
- Загадка.
Он вошёл никто не видел,
Он сказал – никто не слышал
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
(мороз)
- Что обозначает это слово?
а) Работа над пословицей.
«Мороз не велик, а стоять не велит».
б) Запись слова мороз .
- Обозначение ударной и безударной гласной.
- Какая ещё орфограмма в этом слове?
- Какой согласный звук мы слышим на конце слова? А какую букву пишем? Почему?
в) Работа над предложением.
- Зимой на улице очень холодно, дуют ветры и метели. И вот сильная вьюга размела слова в предложении. Вам нужно составить из этих слов красивое предложение.
и, пруд, сковал, мороз, речку
- Найдите и подчеркните главные члены предложения.
- Составьте схему к предложению.
- Предложение распространённое или нераспространённое?
V. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим работу над парными согласными. Будем учиться подбирать проверочные слова.
VI. Физкультминутка.
Мы писали и устали
Дружно тихо все мы встали.
Мы немножко отдохнём
И опять писать начнём.
Посмотри-ка, погляди-ка:
Ах, какая земляника!
Ниже, ниже приседай,
А теперь скорей вставай.
Тихо сели вновь за дело.
VII. Закрепление изученного.
- Перед вами слова:
Столп, снек, глас, паруз, арбус, сат, гот.
- Правильно ли записаны слова? Почему? Объясните.
- Запись слов у доски и в тетради. Сначала проверочное слово, а затем – проверяемое.
а) «Игра – эстафета»
- Какой ряд самый внимательный. Какому ряду улыбнётся солнышко. Ребята друг за другом выходят к доске и зачёркивают ненужную букву маркером.
Лё(д/т) | Сапо(к/г) |
като(к/г) | бере(г/к) |
холо(т/д) | гру(с/з) |
сугро(б/п) | бор(т/д) |
медве.ь(д/т) | плу(к/г) |
моро(с/з) | эта(ж/ш) |
горо(т/д) | зу(п/б) |
- Как проверить парный согласный на конце слова?
б) Фонетический разбор слова- хлеб.
VIII. Итог урока.
- Какие парные согласные вы знаете?
- Как проверяются парные согласные на конце слова?
- Кто испытывает затруднения?
- Выставление оценок.