Урок географии в 7-м классе "Африканское сафари" по теме "Африка"

Разделы: География


Тип урока - урок обобщающего повторения;

Цели урока:

  • Обучающие: организовать деятельность учащихся по изучению и первоначальному закреплению материала о природе Африки; продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы на примере Африки (геологическое строение - рельеф, географическое положение - климат, климат - внутренние воды, климат - природные зоны); организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний о географических закономерностях в разнообразных ситуациях.
  • Развивающие: содействовать формированию и развитию коммуникативной компетентности школьников, создать условия для развития у школьников умения находить, структурировать и использовать информацию.
  • Воспитывающая: содействовать развитию у учащихся умений общаться, умению работать в группах, воспитывать чувство сопричастности каждого к общему делу команды.

Оборудование к уроку:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска.

Особенности структуры урока: Урок обобщающего повторения с использованием слайд - презентации.

"Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым не имеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!" Б. Пиляцкий.

Ход урока

1. Оргмомент

Распределить учащихся на 3 группы.

Организовать учебное пространство. Итак ребята, Мы отправляемся в путь в африканское сафари, в дороге нам понадобятся знания, которые мы получили о Африканском материке. Все данные каждая группа будет вносить в маршрутный лист.

Мы проанализируем в конце урока листы каждой команды и выявим победителей. А сейчас в путь!

2. Актуализация знаний

1. Станция Карта

Какое же сафари без карты. Но для сафари нам нужна карта. (получают контурную карты разрезанную на части. Нужно склеить и нанести все объекты, которые знаете (рельеф, реки, крайние точки). Несколько учащихся, по очереди, работают у интерактивной доски.

2. Исследователи Слайд №2

На проекторе показаны портреты путешественников исследователей Африки, учащиеся записываю их имена. (Д. Ливингстон, Васко да Гама, В. Юнкер, А. Вавилов).

Климат.

Почему Африка - самый жаркий материк?

Колдовская страна! Ты на дне котловины
Задыхаешься, льется огонь с высоты,
Над тобою разносится крик ястребиный,
Но в сиянье заметишь ли ястреба ты?
Пальмы, кактусы, в рост человеческий травы,
Слишком много здесь этой паленой травы...
Осторожнее! В ней притаились удавы,
Притаились пантеры и рыжие львы.

Определение типа климата по климатограмме

Слайд №3

4. Описание рек и озер (слайды 6,7,8,9)

Раздать описания группам, необходимо определить о каком объекте идёт речь.

1. Красивое озеро с плавающими на нем островами, по которым гуляют только птицы. Большие валуны на его берегу, не дают в полдень тень, расположено на высоте 1134 м над уровнем моря.

2. Это - одно из семи мировых чудес природы. Названный племенем Кололо, жившим здесь в 1800-ых, "Мози-оа-Тунья" - "Дым, который гремит", представляет собой захватывающее зрелище устрашающей красоты и великолепия. Простирается на 1708 метров в ширину.Его высота 120 метров Плотный туман и громовой рев можно воспринимать с расстояния приблизительно в 40 км.

3. Это одно из самых глубоких озёр планеты и столь же древнее по происхождению как Байкал. По объёму и глубине занимает второе место после Байкала. Берега озера принадлежат четырём странам В озере водятся гиппопотамы, крокодилы, много водоплавающей птицы. Отсюда родом аквариумные рыбки цихлиды. Хорошо развиты рыболовство и судоходство.

4. Это одно из самых "непостоянных" озер мира - его зеркало регулярно меняет свои очертания, то расширяясь, то сокращаясь практически до одной десятой своего первоначального размера (обычно максимум приходится на август, минимум - на январь-февраль). Озеро не имеет стока, поэтому его воды слегка солоноваты, а глубина не превышает

5. Северные и восточные берега сильно изрезаны и очень живописны, а многочисленные мелководные лагуны и заливы, образованные сотнями песчаных кос и островов, представляют сложный лабиринт из воды и песка. Озеро считается настоящим островком живой природы среди засушливых пустынных районов, растительность, окружающая озеро, служит пристанищем для многих тысяч животных и птиц. На берега озера со всей Европы и Западной Азии слетаются перелетные птицы, в том числе фламинго и пеликаны.

5. Животные

Узнайте животных Африки.

Слайд №4

1. Марабу; 2.Муха цеце; 3. Кабан бородавочник; 4. Сурикаты; 5. Окапи; 6. Антилопа Гну; 7. Венценосный журавль.

6. Растения Слайд №5

Африка - родина эндемичных растений, определите, какие растения изображены на слайде, что вы о них знаете, как приспособились данные растения к жизни на материке?

7. Таинственный сундук

Итак, на наш Африканский берег вынесло сундук. В этом сундуке лежат очень ценные предметы, которые дала Африка миру, попробуйте определить что в сундуке:

1. Полезные свойства этого растения были обнаружены козами, объедающими кустарник.(зерна кофе)

2. Плоды этого растения называют хлебом пустыни. (финики)

3.Вавилов, впервые установил, что Африка является родиной этого растения. (пшеница)

8. Африка - родина человечества

Сегодня на Африканском материке проживает множество различных народов. Давайте попробуем их узнать

Слайд №6

9. Пословицы

Узнать народ можно изучая его культуру. Давайте попробуем объяснить африканские пословицы:

- "для дела нужен мир, а для поездки сухая погода".

- "родником восторгается тот, кто не видел Нила ".

- "не может роса соперничать с Солнцем".

- "один гнилой банан испортит всю ветвь".

- "лекарство для завистников - пустыня".

- "страшно в лесу, стыдно дома".

3. Рефлексия

Игра "Что такое? Кто такой?"

4.Домашнее задание:

Составьте кроссворд на тему "Африка".

Приложение.