На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования.
Массовое музыкальное воспитание и образование в России, в основном, осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Принципиально важное значение этот тезис приобретает в отношении преобладающей группы учащихся детской музыкальной школы, не ориентированных на дальнейшее профессиональное образование. [2]
Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу расширения своего воздействия, обучая практически всех желающих. Охватывая значительный пласт детей, школа в последнее время часто сталкивается с психологическими трудностями у ряда обучающихся детей. Эти ученики в своем большинстве проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере. Задача педагога в этих случаях становится двоякой: с одной стороны, это общеэмоциональное влияние на ученика с помощью репертуара, с другой – психокорректирующее воздействие на него всем процессом обучения. Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.[8]
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладают в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами – музыкантами не только не всех, но лишь очень немногих».[5]
Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – играть на инструменте.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.
В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.
Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.
Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве, в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения. [7]
А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели».
Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией. [4]
Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.
Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке.
Согласно данным детской психологии, только яркий эмоциональный тонус создает условия для образования устойчивых рефлекторных навыков. Если у ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные связи не образуются, а возникшие не закрепляются. Этими законами психологии, наряду с общими методическими установками, и должен руководствоваться в своей работе с детьми преподаватель ансамблевого класса. [8]
Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. [2]
Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.
Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.
Выводы психологов можно подтвердить тем фактом, что многие учащиеся моего класса, закончившие основной курс обучения, продолжают заниматься в ансамбле. Это происходит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому музицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе.
Говоря о развитии коммуникативных способностей, невозможно не упомянуть о таком свойстве личности, как способность к общению.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д. Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.
Способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – в способах и приёмах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной – в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе. [7]
Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации. Учет этих особенностей особенно актуален для преподавателя по классу баяна – аккордеона, так как обучаться игре на этих инструментах приходят, в основном, мальчики.
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими людьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.
Однако различия между полами в уровне общительности не столь количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней для мальчиков значит больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.
Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержании статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия. Застенчивость – самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Им приходится ограничивать себя в контактах, они постоянно тратят много времени впустую на переживание своих комплексов. В конечном итоге, возникают неврозы. [3]. Коллективное музицирование помогает в преодолении многих комплексов, учит определенной этике, позитивному общению, повышает самооценку.
Психологами установлено, что в наибольшей степени личностные характеристики связаны с показателями в творческой деятельности. Подростки с выраженным творческим потенциалом отличаются среди сверстников развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе, и напористостью. Не менее важны развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя. [6]
Говоря о развитии коммуникативных способностей учащихся, невозможно не упомянуть о роли руководителя ансамблевого коллектива в развитии этих качеств.
Основная задача руководителя - это установление правильных взаимоотношений с воспринимающей аудиторией. Без способности к внешнему выражению своих мыслей и чувств довольно сложно. Что такое общение? Это способность найти подход к другим людям, способ коммуникации, информативное общение. Вся дирижёрская деятельность, весь репетиционный процесс предполагает системное взаимодействие руководителя и участников ансамбля - это непрерывное взаимное общение. От взаимоотношений, складывающихся между ними в процессе общения зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и неудовлетворённость общей работой.
Таким образом, коммуникативная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей участвующих в совместном творчестве, позволяющие партнерам реализовать свои способности через общую для них деятельность. Намного легче работать тому, кто контактен, общителен, внешне одинаково относится ко всем, с кем работает. Немаловажную роль здесь играет искренность в отношениях с коллективом.
Одна из главных задач руководителя ансамблевого коллектива — воспитание уважительных отношений между участниками ансамбля, потребности к совместному общению, главной целью которого является совместное музицирование. Чтобы возникла подлинная увлеченность ансамблевым исполнительством нужна система психологических контактов, способных сплотить участников ансамбля в единый творческий коллектив. Во всей этой работе значение руководителя трудно переоценить. Создание спаянного дружбой и любовью к ансамблевому музицированию коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель коллектива должен внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам коллектива, быть им настоящим товарищем. [4]
Содержащийся в программе ДМШ учебный материал распределяется по методически обоснованному плану, в котором учитываются практические навыки, приобретаемые учеником в каждый год обучения. Но в то же время сами формы обучения совместной игре содержат в себе общеразвивающие тенденции. Эти тенденции, как сами формы бучения, являются не столь вспомогательными и подготовительными, сколь эстетически самоценными. Отсюда и вся педагогическая работа в ансамблевом классе являет собой не столько процесс достижения результата, сколько сам результат в чистом виде, если можно так выразиться. Каждое выступление уже является самостоятельным значимым достижением, а разнообразие форм работы, накопленных за годы обучения, и дает в совокупности ожидаемый итог общего развития. Его достижение происходит как результат перехода количества усвоенного материала (ряда отдельных результатов) в новое качество – мастерство, в котором спаяны в едином комплексе и общеэстетическое развитие, и музыкальный рост, и психологическая коррекция. [8]
Таким образом, чем больше ребенок будет общаться с педагогом и сверстниками на почве музыкального творчества, тем легче будут преодолеваться неизбежные возрастные кризисы, особенно кризисы подросткового возраста. В подростковом возрасте участие в коллективных творческих проектах архиактуально для ребенка, который остро начинает ощущать свое взросление. Музыкальная школа предоставляет такую возможность. Это занятие в классе ансамбля. Коллективное музицирование развивает коммуникативные способности, дает платформу для конструктивного, созидательного, культурного, успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому как воздух!
Библиография
- Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное воспитание важно»
- Драгайцева Д.Г. «Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в Детской музыкальной школе»
- Кон И.С. «Психология ранней юности» Москва «Просвещение» 1989 г.
- Пилецкая А.А. «Коммуникативные и организаторские способности руководителя хора как основные компоненты модели специалиста»
- Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика»
- Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва «Владос» 2001 г.
- Синявский В.В., Федоршин Б А. «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей»
- Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008г.