Значение коллективного музицирования в развитии коммуникативных способностей учащихся в ДМШ и ДШИ

Разделы: Музыка


На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования.

Массовое музыкальное воспитание и образование в России, в основном, осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Принципиально важное значение этот тезис приобретает в отношении преобладающей группы учащихся детской музыкальной школы, не ориентированных на дальнейшее профессиональное образование. [2]

Музыкальная школа на современном этапе призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу расширения своего воздействия, обучая практически всех желающих. Охватывая значительный пласт детей, школа в последнее время часто сталкивается с психологическими трудностями у ряда обучающихся детей. Эти ученики в своем большинстве проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере. Задача педагога в этих случаях становится двоякой: с одной стороны, это общеэмоциональное влияние на ученика с помощью репертуара, с другой – психокорректирующее воздействие на него всем процессом обучения. Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.[8]

А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладают в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами – музыкантами не только не всех, но лишь очень немногих».[5]

Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться этой интересной игре – играть на инструменте.

Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле.

В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки.

Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.

Коммуникативные способности – это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения. В структуре коммуникативных способностей выделяют следующие блоки: личностный блок; социально-перецептивный; операционно-технический блок. Все структурные компоненты коммуникативных способностей выступают в нерасторжимом единстве, в комплексе, обеспечивая регуляцию процесса общения. [7]

А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели».

Автор считает, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, способности входить в разные роли, способность приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях обмена информацией. [4]

Коммуникативные способности – это во многом степень успешности использования вербальных и невербальных средств общения, т.к. по словесному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке.

Согласно данным детской психологии, только яркий эмоциональный тонус создает условия для образования устойчивых рефлекторных навыков. Если у ребенка нет положительного тонуса, то новые рефлекторные связи не образуются, а возникшие не закрепляются. Этими законами психологии, наряду с общими методическими установками, и должен руководствоваться в своей работе с детьми преподаватель ансамблевого класса. [8]

Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. [2]

Это положение особенно актуально для учащихся младших классов, так как у них еще недостаточно развиты музыкально – технические навыки, необходимые для сольного музицирования. При этом участие в концертах является одним из мощнейших стимулов поддержания интереса к дальнейшему обучению.

Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, необходимо подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.

Выводы психологов можно подтвердить тем фактом, что многие учащиеся моего класса, закончившие основной курс обучения, продолжают заниматься в ансамбле. Это происходит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому музицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе.

Говоря о развитии коммуникативных способностей, невозможно не упомянуть о таком свойстве личности, как способность к общению.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В процессе общения осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и т.д. Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Таким образом, общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Не просто действие, не просто воздействие одного субъекта на другого, а именно взаимодействие.

Способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – в способах и приёмах психологического воздействия и активного взаимодействия в совместной деятельности; перцептивной – в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активные приспособления индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе. [7]

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации. Учет этих особенностей особенно актуален для преподавателя по классу баяна – аккордеона, так как обучаться игре на этих инструментах приходят, в основном, мальчики.

На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими людьми, затевают совместные игры и т.д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.

Однако различия между полами в уровне общительности не столь количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней для мальчиков значит больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный канон маскулинности или феминности. Мужской стиль, традиционно ориентированный на поддержании статуса, обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Такая нормативная установка заставляет мужчин скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия. Застенчивость – самая распространенная коммуникативная трудность подростков и юношей. Им приходится ограничивать себя в контактах, они постоянно тратят много времени впустую на переживание своих комплексов. В конечном итоге, возникают неврозы. [3]. Коллективное музицирование помогает в преодолении многих комплексов, учит определенной этике, позитивному общению, повышает самооценку.

Психологами установлено, что в наибольшей степени личностные характеристики связаны с показателями в творческой деятельности. Подростки с выраженным творческим потенциалом отличаются среди сверстников развитым чувством индивидуальности, стремлением опираться на собственные силы, желанием работать самостоятельно, уверенностью в себе, и напористостью. Не менее важны развитый самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя. [6]

Говоря о развитии коммуникативных способностей учащихся, невозможно не упомянуть о роли руководителя ансамблевого коллектива в развитии этих качеств.

Основная задача руководителя - это установление правильных взаимоотношений с воспринимающей аудиторией. Без способности к внешнему выражению своих мыслей и чувств довольно сложно. Что такое общение? Это способность найти подход к другим людям, способ коммуникации, информативное общение. Вся дирижёрская деятельность, весь репетиционный процесс предполагает системное взаимодействие руководителя и участников ансамбля - это непрерывное взаимное общение. От взаимоотношений, складывающихся между ними в процессе общения зависит успех или неуспех репетиции, интерес к ней или безразличие и неудовлетворённость общей работой.

Таким образом, коммуникативная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей участвующих в совместном творчестве, позволяющие партнерам реализовать свои способности через общую для них деятельность. Намного легче работать тому, кто контактен, общителен, внешне одинаково относится ко всем, с кем работает. Немаловажную роль здесь играет искренность в отношениях с коллективом.

Одна из главных задач руководителя ансамблевого коллектива — воспитание уважительных отношений между участниками ансамбля, потребности к совместному общению, главной целью которого является совместное музицирование. Чтобы возникла подлинная увлеченность ансамблевым исполнительством нужна система психологических контактов, способных сплотить участников ансамбля в единый творческий коллектив. Во всей этой работе значение руководителя трудно переоценить. Создание спаянного дружбой и любовью к ансамблевому музицированию коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель коллектива должен внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам коллектива, быть им настоящим товарищем. [4]

Содержащийся в программе ДМШ учебный материал распределяется по методически обоснованному плану, в котором учитываются практические навыки, приобретаемые учеником в каждый год обучения. Но в то же время сами формы обучения совместной игре содержат в себе общеразвивающие тенденции. Эти тенденции, как сами формы бучения, являются не столь вспомогательными и подготовительными, сколь эстетически самоценными. Отсюда и вся педагогическая работа в ансамблевом классе являет собой не столько процесс достижения результата, сколько сам результат в чистом виде, если можно так выразиться. Каждое выступление уже является самостоятельным значимым достижением, а разнообразие форм работы, накопленных за годы обучения, и дает в совокупности ожидаемый итог общего развития. Его достижение происходит как результат перехода количества усвоенного материала (ряда отдельных результатов) в новое качество – мастерство, в котором спаяны в едином комплексе и общеэстетическое развитие, и музыкальный рост, и психологическая коррекция. [8]

Таким образом, чем больше ребенок будет общаться с педагогом и сверстниками на почве музыкального творчества, тем легче будут преодолеваться неизбежные возрастные кризисы, особенно кризисы подросткового возраста. В подростковом возрасте участие в коллективных творческих проектах архиактуально для ребенка, который остро начинает ощущать свое взросление. Музыкальная школа предоставляет такую возможность. Это занятие в классе ансамбля. Коллективное музицирование развивает коммуникативные способности, дает платформу для конструктивного, созидательного, культурного, успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому как воздух! 

Библиография

  1. Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное воспитание важно»
  2. Драгайцева Д.Г. «Ансамблевое музицирование подростков в классе общего фортепиано как фактор развивающего обучения в Детской музыкальной школе»
  3. Кон И.С. «Психология ранней юности» Москва «Просвещение» 1989 г.
  4. Пилецкая А.А. «Коммуникативные и организаторские способности руководителя хора как основные компоненты модели специалиста»
  5. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика»
  6. Подуровский В.М., Суслова Н.В. «Психологическая коррекция музыкально – педагогической деятельности» Москва «Владос» 2001 г.
  7. Синявский В.В., Федоршин Б А. «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей»
  8. Смирнов В.Д. «Общеразвивающие и психологические возможности ансамблевой игры в ДМШ» Газета «Играем с начала» № 5-6 2008г.