Цель: Формировать у подростков установку на здоровый образ жизни, культуру понимания проблемы наркомании и тяжелых последствий. Обучить равноправному общению среди сверстников, умению отказываться от сомнительных предложений, защищать свои интересы.
Материал: видеоролик, воздушные шары, маркер, мультимедийный проектор.
Ход занятия
1. Предлагается просмотр видеоролика, в котором наглядно продемонстрирован вред психотропных веществ, курение, алкоголизм.
- Чем обеспокоен режиссер и автор данного ролика?
- Что заинтересовало вас?
Наша страна стоит перед лицом опасного и безжалостного врага, имя которого – наркомания. Наркомания прямая угроза нашей национальной безопасности, поскольку связана с такими явлениями, как преступность, терроризм, безработица, распространение СПИДа. Наркомания смертельное заболевание, при хроническом влечении к наркотику, без медицинского вмешательства прекратить зависимость не возможно.
Болезненное пристрастие к наркотику возникает потому, что он изменяет химическое равновесие в организме внутренних гормонов настроения. Возникает физическая и психическая зависимость. Под физической зависимостью подразумевают, системное употребление наркотиков. Организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности. Психическая зависимость развивается намного раньше, когда для поддержки нормального психического самочувствия человеку постоянно требуется прибегать к употреблению химических веществ.
«Средний возраст» наркомана 14 лет, но в наркологических центрах попадают пациенты в возрасте от 8-9 лет. Почему это происходит?
2. Моделирование ситуации.
Приглашается два желающих человека. Они разыгрывают ситуативную задачу.
«Твой друг (подруга) пригласила тебя на вечеринку, сказав, что там будут твои одногруппники и «реальные ребята».
- Приходи, «родоков» не будет, вот и повеселимся, потанцуем, выпьем, а может и «куранем».
Задача хозяина вечеринки убедить и заставить попробовать психоактивное вещество, а задача гостя после длительного отказа – согласиться.
(разыгрывание ситуации)
День за днем идут, проходят недели, человек все больше поддается зависимости. Его системное заболевание приводит к одиночеству. Друзья, которые его окружали, а быть может и подтолкнули на этот шаг – отходят. И тут полное одиночество, опустошение, нет смысла в жизни. Жизнь - сплошная паутина проблем. Но решать ее придется.
3. Игра «Паутина».
Один ведущий выходит за дверь. Все остальные участники становятся в круг, держась за руки. Они «плетут паутину», т.е. «запутываются» не разрывая рук. Ведущий должен распутать сеть паутины.
Вопросы к ведущему:
- Какие эмоции ты испытывал, когда зашел?
- На каком этапе было сложнее или легче?
- Что чувствуешь сейчас?
Из любой ситуации есть выход, его только нужно искать и не опускать руки. Вы сами несете ответственность за свою жизнь. Вы должны научиться отказываться от тех предложений, которые несут разрушения Вашему здоровью и будут угрожать Вашей жизни. У вас должно быть наготове множество способов, как отказаться, если это тебе не нужно. Важно научиться уверенно и агрессивно говорить «Нет».
4. Разыгрывание ситуации.
Для разыгрывания ситуативной задачи приглашаются два участника.
«Во дворе знакомый сказал: «Я достал «дудку», пойдем в подъезд, попробуем, или ты боишься? Если ты не пойдешь, то ты мне не друг?» Цель одного из участников навязать наркотическое средство, а другого отказаться, сказать «Нет»
(разыгрывание ситуации). Спасибо.
Он сумел сделать правильный выбор, он знаком с последствиями злоупотребления наркотических средств. Его не смутило ни давление ровесников, ни насмешки, ни дразнилки. Он уверен в себе. Именно уверенность - это тот фактор, который гарантирует эффективный путь сопротивлению давлению. Уверенность помогает человеку отстаивать свои права, выйти достойно из конфликтных ситуаций, сохранить свою индивидуальность. Уверенность помогает человеку сказать твердое «Нет» (вручение памяток «Уверенность»). Вы свою жизнь планируете и прогнозируете сами, ставите перед собой определенные цели и стараетесь достичь их. Тогда ваша жизнь будет яркой, разнообразной, интересной. Старайтесь, чтобы вас окружали люди, которые поддержат и помогут.
- Кто в вашей жизни может быть таким человеком?
5. Коммуникативная игра.
Я предлагаю вам поиграть в игру « Жажда объединения».
(звучит легкая ритмичная музыка)
Держа шары обеими руками участники, плавно перемешаются по комнате. Следующий этап, игроки объединяются друг с другом. Ваша пара должна выглядеть следующим образом: первый участник держит шар впереди, идущий сзади держит мяч у груди, стараясь так близко следовать за первым, чтобы шар упирался тому в спину. Когда это положение будет принято, второй игрок вытягивает руки. Два игрока являются одной командой и должны так согласовать свои движения, чтобы мяч не упал на пол.
Объединение продолжается. Две пары сливаются в квартет, идут цепочкой по комнате, связанные воздушными шарами.
На следующем этапе объединяются уже два квартета. Техника та же.
Посмотрите сколько нас, мы единое целое!
Мы не безразличны к этой проблеме!
Это проблема каждого из нас!
Мы готовы бороться с наркологической зависимостью!
6. Арт-техника на воздушных шарах.
Для вас задание: изобразите на шарах с помощью маркера эмблему, а желающих девиз или лозунг. «Я против наркотиков!»
Продемонстрируйте свои произведения и сделайте презентацию (выслушивается каждый участник). Отбросьте свои шары, как можно дальше от себя. Помните - эксперименты с наркотиками не допустимы. Никогда, ни при каких условиях и обстоятельствах не прикасайтесь к ним. Найдите в себе силы уверенно и агрессивно сказать «Нет».
7. Итог занятия.
- Как чувствуете себя, какие эмоции испытывали в определенных ситуациях?
- Что понравилось больше всего?
- В каком упражнении не видите смыла?