Необычайно важно научить старшеклассников не просто выдавать заученные формулы и химические уравнения, сопоставлять, анализировать строение молекул, сравнивать протекающие процессы. Такие навыки приобретаются и успешно закрепляются при проведении уроков по технологии ДЖИГСО. Такая методика позволяет ученикам многократно пропустить через себя фактический материал, проговорить его, а значит, качественно присвоить важнейшие его положения. Предлагаю вариант такого урока по одной из самых трудных в химии тем в 11 классе. Такой урок я проводила как открытое мероприятие для учителей химии района в разные годы, результат всегда положительный.
ПЛАН УРОКА
Тема: Высокомолекулярные соединения: строение, свойства.
Цель: Установить зависимость свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) от строения макромолекул.
Технология: групповая работа по технологии ДЖИГСО.
Вид урока: семинарское занятие, 2 часа
Оборудование: на столах учащихся учебники химии 10, 11 классов и пособия различных авторов (Л.А.Цветков, О.С.Габриелян, Г.П.Хомченко и др), справочные материалы под редакцией Ю.Д.Третьякова, рабочие тетради по химии.
Подготовка: карточки с вопросами для групп обучения (1 этап) и экспертных групп (2 этап), тестовые задания для контроля репродуктивного уровня, класс поделен на группы
Класс разделён на 4 группы, каждая группа – у своего стола.
I. Проблематизация, постановка задач.
II. Работа групп обучения (технология «хождение в гости»)
А)
- 1 группа. Сравните по строению и свойствам термопластичные и термореактивные полимеры.
- 2 группа. Сравните реакции синтеза путём полимеризации и поликонденсации.
- 3 группа. Сравните гуттаперчу и природный изопреновый каучук.
- 4группа. Сравните по строению и свойствам искусственные и синтетические волокна.
Б) Обмен информацией.
III. Контроль репродуктивного уровня – тест из трёх заданий.
IV. Создание и работа групп по проблемам – экспертных групп
- 1 группа Бутадиеновый и дивиниловый каучуки имеют одинаковую молекулярную формулу. Чем объяснить существенное отличие свойств этих полимеров?
- 2 группа Объясните отсутствие летучести у высокомолекулярных соединений.
- 3 группа Рассмотрев химическую структуру волокна капрон, поясните, почему волокно неустойчиво к действию растворов кислот.
- 4 группа «Масса макромолекулы, полученной в результате полимеризации, равна сумме масс исходных мономеров». Распространяется ли это утверждение на полимеры, получаемые реакциями поликонденсации?
V. Возвращение к группам обучения –
каждый учащийся доводит до группы ответ на свой вопрос. После работы каждого «эксперта» - контрольный вопрос классу
Какие вопросы остались непонятными?
VI. Контроль уровня усвоения материала.
Письменный ответ на вопрос соседа слева.
- I в. - № 2
- II в. - № 3
- III в. - № 4
- IV в. - № 1