Внеклассное занятие "Пусть улыбка сияет здоровьем!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: Формирование у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта.

Оборудование:

  1. Небольшие зеркальца (по количеству учащихся).
  2. Плакаты «Строение ротовой полости», «Строение зуба», «Как правильно чистить зубы», «Зубы в течение жизни», «Жевательная резинка», «Кариес», «Правила борьбы с «кариесом».
  3. Рисунки «веселого» и «грустного» зубиков (по количеству учащихся).
  4. Фотографии улыбающихся людей из журналов
  5. Памятки для учащихся «Правила борьбы с «кариесом» (по количеству учащихся).
  6. Магнитофон и запись песни «Улыбка».
  7. Ребус И(6) – Е(4) – Б(1) – Е(2) – Г(5) – Р(3) – У(8) – Ы(10) – Б(9) – З(7) - !(11)
  8. Экран чистки зубов.
  9. Дневник питания.
  10. Карточки «Здоровые продукты - для здорового питания».
  11. Игра «Лабиринт». (по количеству учащихся).
  12. Рисунки щуки, бобра, змеи.
  13. Памятка, диплом, обязательство для родителей. (по количеству учащихся).

Ход занятия

Добрый день, веселый класс,
Принимайте в гости нас.
Пусть сегодняшний урок
Всем ребятам будет впрок.
Для начала вы, ребятки,
Отгадайте две загадки:

  1. «В красном домике уют,
    В красном домике живут
    За розовыми губками
    Беленькие… ЗУБКИ».

  2. «Каждый день поутру
    К ним приходит ко двору
    Заботливая «тетка»
    С толстой ручкой… ЩЕТКА (зубная)».

Упражнение «Что находится во рту.»

Детям предлагается взять в руки зеркальце, открыть рот и рассмотреть полость рта, ощупать языком свои зубы и десны и описать, что они чувствуют; обратить внимание на то, что зубы разные по своей форме.

Учитель спрашивает детей, что они знают о зубах, для чего нужны зубы. (Выслушиваю желающих ответить и дополняю, если не все сказали: зубы нужны, чтобы есть, правильно говорить и красиво улыбаться.) (Приложение 1)

Упражнение «Зачем нужны зубы».

Представьте человека, у которого нет рта. Что не может делать такой человек?

Попробуйте откусить от яблока, закрыв передние зубы губами.

– Произнесите слово «зубы», не касаясь языком передних зубов.

Игра «Как я выгляжу».

  1. Детям предлагается показать друг другу картинки улыбающихся людей, обращая внимание на то, как приятно смотреть на улыбающегося человека, какие красивые у него зубы.
  2. Далее предлагается закрасить зубы людей черным карандашом, обращая внимание на то, какой некрасивой становится улыбка.
  3. Делается вывод о необходимости научиться правильно ухаживать за зубами.

А сейчас, друзья, давайте улыбнемся друг другу! Звучит запись песни «Улыбка».

Наверное, большинство ребят уверены, что зубы – это маленькие белые камушки во рту, которые иногда болят и которые родители заставляют чистить щеткой. Хотя, казалось бы, чего их чистить, когда они и так белые? Конечно, это не так.

То, что вы, дети, увидели в зеркале и потрогали языком во рту, – это еще не весь зуб, это его белая часть, которая называется коронкой. Остальная часть зуба спрятана в десне. Она называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в челюсти. Вот так выглядит зуб (Приложение 2)

(плакат схематично строение зуба в разрезе) снаружи и изнутри. Благодаря нервам зуб чувствует тепло и холод. Зуб такая же живая часть тела, как рука или нога и т.п. У взрослого человека 32 зуба. (Приложение 3)

Сейчас у каждого из вас меньше зубов, и они называются молочными. Пройдет немного времени, и их сменят более крепкие постоянные зубы. А когда ты вырастешь, у тебя будет 32 зуба, красивых и крепких. Конечно, если ты будешь о них заботиться.

Учитель: Помните ли вы, когда у вас выпал первый молочный зуб? Что вы делали?

– В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением молочных зубов.

Например, в Испании обычай таков: дети кладут вечером свой зуб под подушку, ночью приходит мышонок и приносит ребенку деньги или подарок.

Другой испанский обычай: надо забросить зуб на крышу дома, рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, чтобы взять зуб и принести новый.

Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух и кричит: «Превратись зуб в Они!» Они – это японское чудовище, у которого очень крепкие зубы.

Корейский обычай. Выпавший зуб бросают на крышу и говорят: «Черная птица, я даю тебе старый зуб, пожалуйста, дай мне новый!» Черная птица в Корее символизирует удачу.

Упражнение «Почему зубы разные»

Еще раз посмотрите на ваши зубы с помощью зеркальца

– Почему зубы у человека разные?

Зубы отличаются друг от друга. Одни острые, плоские, служат, чтобы резать пищу, - это резцы (передние зубы). Другие, заостренные, нужны, чтобы разрывать кусочки еды, это клыки. И есть еще толстенные, крепкие, они помогают пережевывать огурец, морковку, репку, твердую пищу растирают и раздавливают, – это коренные зубы.

Крепче мясорубки
мелют мясо зубки,
мелют яблоко легко!..
Пьют кефир и молоко
И смеются голыши,
потому что крепыши.

– Приведите примеры животных у которых хорошо развиты резцы, клыки, боковые (жевательные) зубы.

загадка:

Полосатая злодейка
Съест любого малыша:
Пескаря, плотву, уклейку…
Не проглотит лишь ерша. (Щука)

Всем известна кусака- щука! Рот у неё большой, а в нем полным-полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов, все направлены назад. Только без таких зубов щуке не прожить: ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно её удержать в пасти.

загадка: Вьётся веревка, на конце головка. (Змея)

Ядовитые змеи гадюки кусают, когда нападают на добычу: мышей, лягушек – или когда защищаются. На верхней челюсти у них растут два ядовитых зуба. При укусе именно через эти зубы впрыскивается в ранку жертвы яд. Это зубы-шприцы. Может пострадать от яда гадюки и неосторожный человек. Если вы встретите змею в лесу, не трогайте её и обойдите. Ядовитые змеи очень полезны. Не обижайте их, и вас не укусят!

загадка:

Эти строители – речные жители.
Пилят древесину, строят плотину. (Бобры)

У бобров зубы – стамески. Они всю жизнь ими грызут, и всю жизнь резцы острые и постоянно растут. И у бобров, и у белок, и у сусликов, и у мышей-полевок.
Как замечательно, когда зубки белые и красивые! Вот бы они всегда были такими и никогда не болели. Но, к сожалению, некоторым детям об этом остается только мечтать.

Наверняка вы все когда-либо замечали на своих зубах черные пятнышки, «дырочки», испытывали зубную боль и обращались за помощью к стоматологу. Почему же происходят с зубами эти неприятности?

Главный враг зубов – кариес. У него есть два верных союзника – зубной налет и сахар, который содержится в пищевых продуктах.

Когда человек не чистит или плохо чистит зубы, то сначала появляется зубной налет. Он почти не заметен, но это сначала: постепенно поверхность зуба становится слегка желтой и шершавой. Язычок не скользит по зубику. Этот налет состоит из огромного числа микробов. Их миллиарды. Сами эти бактерии не могут разрушить прочную твердую эмаль зуба. Но всякий раз, когда мы едим пищу, особенно сладкую, в которой много сахара, бактерии превращают этот сахар в кислоту. Кислота может разрушить эмаль очень быстро.

Вот посмотрите, к чему приводит нежелание чистить зубы: (Приложение 4.)

  1. Кислота разрушает эмаль – самую прочную ткань зуба.
  2. Появляется полость («дырка»), которая увеличивается и позволяет кислоте разрушить дентин (более мягкий, чем эмаль).
  3. Кариес распространяется в глубину зуба, в пульпу, в мякоть, поражает нервы, и появляется зубная боль!

Больные зубы становятся хрупкими, черными, некрасивыми…

А ведь началось все с простой лени почистить зубы после еды! Давайте же научимся чистить зубы правильно и будем это делать каждый день утром и вечером, забыв про лень.

Никому из нас не лень
Чистить зубы дважды в день!

Практическое обучение чистки зубов с использованием щетки, таблицы.

Раз, два, три, четыре, пять
– Вышла щеточка гулять.
И пошла она по кругу
От налета чистить зубы.
Каждый зубик раз по пять
Гладит, чистит и опять
Покружилась возле щек,
А потом у язычка,
Сверху вниз у губ прошлась,
Сполоснулась, принялась
Заново все повторять.
После щеткиной работы
Рот прополощи водой.
А вечернею порой
Ничего не пропусти –
Все, как утром, повтори (Приложение 5)

– Зубы надо чистить не только справа налево, но и сверху вниз, с внутренней и с внешней стороны.

Чистим зуб со всех сторон,
Чтобы был здоровым он!

Обязательно почистите язык от налета.

Мы язык почистим, чтобы
Разбежались все микробы!
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить десны можно…
А потом что?
А потом Зубы мы ополоснем.
Нам понадобится кружка…
Улыбнитесь-ка друг дружке,
Поработаем умело!
Наши зубки стали белы.

Не следует чистить зубы чаще трех раз в день, так как частая и усердная чистка может разрушить зубную эмаль и повредить десны.

Зубную щетку используйте только для чистки зубов и сразу же ее промывайте. Никому не позволяйте пользоваться вашей зубной щеткой и сами никогда не пользуйтесь чужой.
Почему мы чистим зубы именно зубной пастой, а не мылом? Зубная паста содержит фтор – специальное вещество, которое предотвращает появление и развитие кариеса. Есть еще зубные порошки, зубные эликсиры, зубные нити – все они помогают ухаживать за зубами.

Зубные нити (флосcы) предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи из промежутков между зубами.. Так как при чистке зубов щеткой налет из межзубных промежутков не удаляется полностью, то чистка зубов флоссом является необходимым дополнением. Поэтому чистить зубы флоссом рекомендуется после каждого приема пищи и чистки зубов.

Всем нужна Зубная Нить!
С нею будем мы дружить!

Каждому ребенку выдается «Экран чистки зубов», чтобы ребенок мог закрасить рисунок каждый раз, когда он почистил зубы. (Приложение 6)

Упражнение «Правила безопасности». Спросить у ребят, ломал ли кто из них зуб, при каких обстоятельствах это произошло, что чувствовали в этот момент.

Спросить детей, как возможно повредить зуб, какие вредные привычки могут повредить зуб или могут помешать правильному росту и попробовать сформулировать основные правила безопасности.

Правильное питание – здоровые зубы. Сладости приятны на вкус, но так ли они хороши для ваших зубов и организма в целом? Конфеты, пирожные, печенья, и другие сладости, которые дети любят есть между приемами пищи, могут причинить вред зубам. В состав некоторых сладких пищевых продуктов, кроме того, входит много жира. Дети, которые едят много сладостей, каждый день потребляют различные виды сахара, включая столовый сахар (сахарозу) и фруктозу. Крахмал, содержащийся в продуктах, также разлагается в полости рта, образуя сахара.

Как правильно питаться, для того, чтобы защитить зубы от кариеса? Прежде, чем приступить к еде, спросите себя, из каких компонентов состоит пища, которую Вы собираетесь съесть. Присутствует ли в ней сахар? Если да, то подумайте снова - выбор других продуктов был бы более полезен для Ваших зубов. Имейте в виду, что некоторые виды сладостей могут причинить больший вред, чем другие. Липкие и жевательные конфеты в течение более длительного периода времени находятся в полости рта, по сравнению с продуктами, которые легко жуются и быстро проглатываются. Таким образом, липкие и жевательные сладости приводят к более длительному контакту зубов с сахаром. Кроме того, важное значение имеет частота приема сладостей: едите ли Вы сладости много раз в течение дня или обычно это бывает только во время десерта после обеда. Разрушительные кислоты формируются у Вас во рту, каждый раз, когда Вы едите сладости. Кислоты воздействуют на ваши зубы по крайней мере в течение 20 минут прежде, чем они нейтрализованы. Таким образом, чем чаще Вы едите сладости в течение дня, тем больший вред Вы наносите Вашим зубам.

Здоровые продукты - для здорового питания. Раздать детям карточки , где перечислены продукты для здорового питания (Приложение 7)

Упражнение «Веселый и грустный зубик».Раздать детям зубики и предложить поднимать веселый зубик, когда называю полезный для зубов продукт, и грустный – когда вредный продукт. (Приложение 8)

Часто кушать, как попало,
Вам, ребята, не пристало.
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, орехи, сыр,
Овощи, поп-корн, кефир.
Вот тогда не повредит
Кариесзубной бандит.

Упражнение «Классификация продуктов».

Детям предлагается разделить продукты, вырезанные из журналов на три группы : необходимые продукты питания, продукты, которые можно употреблять иногда, вредные продукты для организма.

Помните: Как можно реже употребляйте продукты, содержащие сахар. Избегите сладостей между приемами пищи. Ешьте низкокалорийные или обезжиренных пищевые продукты. После приема пищи, чистите зубы фторосодержащей зубной пастой или хотя бы полощите рот водой после каждого приёма пищи.

Полоскать нам рот приятно
Эликсиром ароматным!

Жевательная резинка.

(Приложение 9)

– Кто из вас знает вкусную защиту от кариеса?

Чем полезна жевательная резинка?

Когда ее нужно употреблять ?

Сколько по времени?

Если щётку не найдём
Жвачку дружно пожуём

Дневник питания.

(Приложение 10)

Детям предлагается записывать в Дневник питания свой дневной рацион, указывая не только основные приемы пищи , но и все перекусы.

Чтобы иметь красивую улыбку и здоровую полость рта не забывай два раза в год посещать стоматолога. Он проверяет, как ты ухаживаешь за своими зубами и лечит те, которые начали портиться. Врач удаляет повреждённые части зуба и заменяет их пломбами. Иногда, приходится удалять разрушенный зуб целиком и вставлять вместо него искусственный.

К стоматологу идем
В год два раза на прием

Учитель: что делать, чтобы не дать «кариесу» разрастись и повредить зубы?

Ученик:

Как поел – почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты –
Очень важные продукты.
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.

Учитель вывешивает плакат «Правила борьбы с «кариесом».

  1. Чисти зубы два раза в день: утром и вечером.
  2. Полощи рот после еды водой.
  3. Как можно реже ешь сладости.
  4. Два раза в год ходить к стоматологу на проверку.

Если б зубы вдруг могли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
"Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,
И снаружи, и внутри нас почеши".
А потом бы, а потом Зубы пошли б к врачу.
И сказал бы врач: "Я вас полечу".
А потом бы, а потом,
Улыбаясь всем ртом
К ужину как раз
Возвратились в дом.

Учитель: «Кариес» у меня перепутал все буквы. Помогите разобраться.

Ребус: И(6) – Е(4) – Б(1) – Е(2) – Г(5) – Р(3) – У(8) – Ы(10) – Б(9) – З(7) - !(11)
(Ответ: Береги зубы!)

Игра «Лабиринт» (Приложение 11)

Итог.

Учитель: Молодцы! А теперь возьмитесь за руки и пустите искорку тепла, доброты – улыбнитесь друг другу!

Учащиеся исполняют песню на мелодия: «Мы едем, едем, едем…»

Мы чистим, чистим зубы
И весело живем.
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
– Эй, давай не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, сверху вниз
Чистить зубы не ленись

В конце каждому ребенку выдаётся диплом, обязательство для родителей (Приложение 12)

Список литературы:

  1. Методическое пособие по гигиене полости рта для начальной школы. Colgate-Palmolive Company. Издательство Медиа Сфера, Москва, 1996

Источники:

  1. www.colgate.ru
  2. blendamed.ru
  3. www.dantistika.ru/stati/profilaktitforpacient/