Интеллектуальная игра-соревнование "Шоссе светофорных наук"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели:

  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • пропаганда правил дорожного движения.

Задачи:

  • проверить и закрепить знания ПДД;
  • закрепление навыков безопасности поведения на дороге;
  • применение на практике знаний правил, знаков, регулирования движения.

Оборудование:

  • 3 набора со знаками дорожного движения;
  • 3 плана города, 3 набора знаков дорожного движения на стоечках;
  • 3 бланка для ответов;
  • макет светофора, знаки дорожного движения для оформления; компьютер для презентации;
  • диск с презентацией;
  • 3 набора цифр от 1 до 36 для выставления баллов, костюмы знаков дорожного движения, костюм постового, кружки для жеребьевки.

Музыкальное оформление: магнитофон, запись музыки "Зажигай", запись песен "Рыжий конь", "Песенка извозчика", "Зеленый свет".

Время проведения: 45 минут

Участники: школьники 10-13 лет

Условия проведения.

Игра проводится в классе или на параллели. С помощью тематической разбивки (красные, желтые, зеленые кружки) играющие делятся на 3 команды по 6 человек ("Желтые", "Зеленые", "Красные"). Игра состоит из 5 туров. В каждом туре принимают участие 3 команды одновременно. Жюри в конце каждого тура выставляет очки, заработанные командой. Выигрывает та команда, которая после 5 туров наберет наибольшее количество баллов.

Ход игры

Песня на мотив "Зажигай"

Золотым сияньем светит
Ярче звездных огней,
Светофор так сияет,
И дорога видней.
Огоньки его точный
Вам покажут маршрут,
И прямою дорогой
К цели нас приведут.
Это не забава, это не игра,
Ты имеешь право,
И тебе пора.

Припев:

Ты сияй, светофор любимый,
Нет тебя ярче в целом мире,
Зажигай глаз зеленый, красный,
Путь любой будет безопасным!

Учитель: Ребята, сегодня и мы с вами совершим путешествие по шоссе светофорных наук. Хозяином шоссе является Светофор.

Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне, возле здания Британского Парламента. Его изобретатель - Дж. П. Найт. Его детище управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Поднятые горизонтально, они означали сигнал "стоп", а опущенные под углом в 45о - движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались соответственно сигналы красного и зеленого цветов. Светофор использовался для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для транспортных средств. К сожалению, 2 января 1869 года газовый фонарь светофора взорвался, ранив управляющего светофором полицейского.

Первая автоматическая система светофоров была разработана в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсвеченные надписи "Stop" и "Proceed".

Изобретателем первого электрического светофора может, по-видимому, считаться Лестер Вайр из Солт-Лейк-Сити (штат Юта, США). В 1912 году он разработал (но не запатентовал) светофор с двумя круглыми электрическими сигналами (красного и зелёного цвета).

5 августа 1914 года в Кливленде (штат Огайо, США) Американская светофорная компания установила на перекрестке 105 улицы и авеню Эвклида четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Этот день и считают днем рождения светофора. Они имели красный и зеленый сигнал и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на перекрестке.

В 1920 году трехцветные светофоры с использованием жёлтого сигнала были установлены в Детройте (штат Мичиган, США) и Нью-Йорке. Авторами изобретений были соответственно Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис.

В Европе аналогичные светофоры были установлены в 1922 году в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара и в Гамбурге на площади Стефанплатц. В Англии - в 1927 году в городе Вольвехэмптоне. А в 1928 г. в британском Лидсе был установлен первый в мире "электрический полисмен" - так англичане назвали автоматический светофор, установленный на железном шесте на высоте два с половиной метра.

А когда у нас появились первые светофоры?

Ученик: В СССР первый светофор установили 15 января 1930 года в Ленинграде, на пересечении Невского и Литейного проспектов. А первый светофор в Москве появился 30 декабря того же года на углу улиц Петровка и Кузнецкий мост.

Учитель: Каждый светофор запрограммирован на определенное время. "Живут" и ручные светофоры. Каждый пешеход имеет право включить себе зеленый свет. Все водители светофоры уважают. И мы, пешеходы, должны уважать этого справедливого хозяина дороги.

Чтобы отправиться в путешествие, давайте немного разомнемся. Попробуем подняться по дорожной лестнице.

1 тур. "Вверх по лестнице".

Каждой команде задается по 10 вопросов. За каждый правильный ответ ей прибавляется 1 балл, за каждый неправильный - снимается.

"Зеленые"

1. Что означает зеленый сигнал светофора? (Иди)

2. Какие бывают перекрестки? (Регулируемые, нерегулируемые)

3. Что означает знак ? ("Дорожные работы")

4. Какая часть улицы предназначена для пешеходов? ( Тротуар)

5. Верно ли, что знак означает "Железнодорожный переезд без шлагбаума"? (Да)

6. Как должен поступить пешеход, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал светофора изменился на желтый, а он не успел перейти дорогу? (Остановиться на осевой линии)

7. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом? (Нет)

8. С какого возраста, согласно ПДД, можно получить права на управление автомобилем? (18 лет)

9. Можно ли велосипедисту ехать по проезжей части, если рядом с ней имеется велосипедная дорожка? (Нет)

10. Под каким номером находиться знак под названием "Неровная дорога"? (2)

1.

2.

3.

"Красные"

1. Что означает красный сигнал светофора? (Стоять)

2. Назовите транспорт, перевозящий пассажиров. (Автобус, троллейбус, трамвай)

3. Что означает знак ? ("Велосипедная дорожка")

4. Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок? (Путь удлиняется, идешь полубоком к едущему транспорту)

5. Верно ли, что этот знак означает "Поворот направо запрещен"? (Нет)

6. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? (По левой обочине, навстречу движению транспорта)

7. Приспособление у велосипеда, мотоцикла, автомашины для перевозки грузов. (Багажник)

8. С какого возраста, согласно ПДД, разрешено управлять велосипедом при движении по дорогам? (С 14 лет)

9. Чем отличаются дороги с односторонним движением от дорог с двухсторонним движением? (1 - в одном направлении движение, 2 - в двух направлениях)

10. Под каким номером находится знак под названием "Пешеходный переход"? (2)

1.

2.

3.

"Желтые"

1. Что означает желтый сигнал светофора? (Внимание)

2. Как называется зебра на проезжей части? (Пешеходный переход)

3. Что означает знак ? ("Уступи дорогу")

4. По какой стороне тротуара нужно двигаться пешеходу? (Правой)

5. Верно ли, что этот знак означает "Движение налево"? (Да)

6. Как переходить улицу, если нет светофора? (Посмотреть налево, дойти до середины, посмотреть направо)

7. Разрешено ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (Нет)

8. Детей какого возраста запрещено перевозить на переднем сиденье автомобиля? (Моложе 12 лет)

9. На сухой или мокрой дороге автомобиль тормозит лучше? (На сухой)

10. Под каким номером находится знак под названием "Велосипедная дорожка"? (2)

1.

2.

3.

Учитель: Итак, мы с вами немного размялись и теперь начинаем наше путешествие с его необыкновенными жителями.

(Выходят ребята в костюмах дорожных знаков)

1 ученик:

Мы - хозяева дороги
И хотим здесь всем сказать:
Те, кто с нами крепко дружит,
Знают правила на пять.

2 ученик:

Всем, кому даны колеса,
Передайте наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.

3 ученик:

Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили -
Мы дежурим круглый год.

4 ученик:

Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как,
Мы дорогу всем покажем,
Уважайте каждый знак!

Учитель: Это одни из помощников нашего светофора - дорожные знаки. И чтобы продолжить путешествие, мы должны с ними познакомиться. Вы, наверное, слышали, что все дорожные знаки разделены на 7 групп и каждая из них живет в своем городе.

Ребята, а какие это группы? (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, приоритета, сервиза, дополнительной информации.)

2 тур. "Азбука дорог".

Каждой команде выдается набор дорожных знаков. Они должны выбрать знаки своей группы. За каждый правильно выбранный знак команда получает балл. (Звучит песня "Рыжий конь")

  • 1 команда - предупреждающие,
  • 2 команда - запрещающие,
  • 3 команда - предписывающие.

Ответы:

  • предупреждающие - 2, 4, 14;
  • запрещающие - 1, 12, 13;
  • предписывающие - 3,5,11.

Учитель: А знаете ли вы, ребята, что самые первые дорожные знаки появились на древнеримских дорогах еще до н.э. Это были каменные столбы с указанием расстояния до Рима, ближайшего населенного пункта и другой полезной информацией.

А что вы можете рассказать о первых дорожный знаках, появившихся на Руси?

Ученик: На Руси при царе Алексее Михайловиче впервые стали устанавливать верстовые столбы. Он приказал между Москвой и загородной резиденцией - селом Коломенское - через каждую версту поставить высокие столбы, чтобы их не занесло снегом, и они указывали дорогу домой. В народе их прозвали "коломенской верстой". При Петре 1 строительство дорог возросло. На большаках стали устанавливать верстовые столбы и раскрашивали их в цвет русского национального флага.

Позднее стали устанавливать столбы на перекрестки и делать на них надписи, куда какая дорога ведет. Дороги, на которых ставили столбы, стали называться столбовыми, а на второстепенных дорогах столбов не было.

Учитель: Первые дорожные знаки в привычном для нас виде связаны с началом эпохи автомобильного движения. Международная конференция в 1909 году в Париже утвердила 4 вида дорожных знаков - в то время этого было достаточно, но с тех пор их число стремительно росло. В 1968 году на следующей конференции уже было введено 126 знаков. В 1978 году принят новый государственный стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков.

Ребята, вы хорошо знаете помощников Светофора. С их помощью мы смело можем дальше продвигаться по нашему шоссе. Если сравнить правила дорожного движения с книгой, то дорожные знаки - это буквы, по которым эту "дорожную книгу" читают в любой стране мира. Я думаю, что сейчас вы сами уже можете поговорить с нашим шоссе.

3 тур. "Разговор с дорогой".

Каждой команде раздается план города "N" и набор с дорожными знаками. Их задача расставить знаки на свои места. Сколько знаков будет расставлено правильно, столько баллов получает команда. (Звучит песня "Песенка извозчика")

 

Ответ:

Ученик:

По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
(Я.Пишумов)

Учитель: На шоссе светофорных наук соблюдают правила все: и водители, и пешеходы. Дорожные знаки и разметка помогают организовать движение машин и людей, они облегчают работу водителей и помогают всем правильно ориентироваться в сложной обстановке на дорогах. Вот почему надо знать азбуку улиц и дорог как водителям, так и пешеходам. Сейчас мы проверим, как вы знаете правила дорожного движения.

4 тур. "Правила дорожного движения".

Командам на экране показывают ситуацию на дороге и дают варианты ответов. Они должны выбрать правильный. Сколько правильных ответов, столько баллов и зарабатывает команда.

Как должен поступить пешеход?

1. Остановиться и пропустить автомобиль.

2. Спокойно двигаться дальше.

3. Бегом пробежать арку ворот.

4. Убедиться, что автомобиль уступает дорогу, и продолжить движение.

Ответ: 4

Что означает эта разметка?

1. Пешеходный переход.

2. Место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть.

3. Место перегона скота.

Ответ: 2

Кто первым проедет перекресток?

1. Водитель велосипеда.

2. Водитель автомобиля.

Ответ: 2

На этом участке переходить дорогу опасно.

1. Да

2. Нет.

Ответ: 1

Разрешает ли пешеходам указанный знак переходить здесь через дорогу?

1. Разрешает.

2. Не разрешает.

Ответ: 2

Как поступить пешеходу?

1. Выйти из-за кустов и строения, внимательно осмотреть дорогу.

2. Быстро перебежать дорогу.

3. Если это возможно, отойти на некоторое расстояние от строения и кустов, чтобы был хороший обзор дороги.

Ответ: 3

Учитель: Теперь я вижу, что вы знакомы не только с дорожными знаками, но и с другим помощником светофора - разметкой. Вы смело можете ходить по шоссе светофорных наук без посторонней помощи и, я думаю, даже поработать инспектором дорожного движения.

(Выходит ученик в костюме инспектора и манипулирует жезлом, а 2-ой читает стихотворение)

Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.

Вы видали, вы видали?
Все машины сразу встали.
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.

Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, Постовой.

Все машины одному
Подчиняются ему.

Учитель: Итак, хотите попробовать себя в роли инспектора ГИБДД?

5 тур. "Юный инспектор".

Командам на экране показывают прохождение пути велосипедистом и пешеходом. Ребята должны найти, где участники дорожного движения нарушили правила. За каждый правильный ответ команда получает балл.

Ответы.

1. Не пропустил машину.

2. Проехал по тротуару, где запрещено.

3. Не слез с велосипеда у пешеходного перехода.

Ответы.

1. Не пропустил машину скорой помощи.

2. Перешел улицу не по пешеходному переходу.

Учитель: Наше путешествие по шоссе светофорных наук подходит к концу. Давайте посчитает очки, которые набрали команды.

Танец "Зеленый свет"

Вручение грамот.

Использованная литература.

  1. Википедия - свободная энциклопедия. - http:// ru.wikipedia.org/wiki/Светофор.
  2. Воронова Е.А. Красный, Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с. - (Сердце отдаю детям)
  3. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В.Ковалева - Изд. 2-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 160 с.: ил. - (Библиотека учителя).
  4. Корнилова Марина. День рождения светофора. - http://www.perevozka.info/2007/08/04/svetofor
  5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками [Текст] / Авт. - сост. М.С.Коган. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2006. - 256 с. - (Сценарий игр и праздников).
  6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями/ авт. - сост. В.В.Шумилова, Е.Ф.Таркова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 222с.