Диагностика в процессе проектной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


В процессе проектной деятельности я использую два вида диагностики: общая и тематическая. Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к проектной деятельности, ее эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы над проектами. Общая диагностика направлена на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие, уровень воспитанности. Данный вид диагностики предусматривает изучение взаимоотношений в семье, так как проектная деятельность младших школьников рассматривается как совместная деятельность детей и взрослых (родителей).

Общую и тематическую диагностику я провожу в три этапа: начальный, корректирующий (текущий) и обобщающий (итоговый).

Начальный этап диагностики провожу в первые месяцы учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих, коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. На данном этапе общей диагностики определяется, насколько ребенок готов к началу проектной деятельности. Полученные данные помогают мне определиться с выбором тем проектов.

Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитии обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива. Информация, полученная на текущем этапе диагностики, помогает мне судить об эффективности проектной деятельности в целом, корректировать ход работы, совершенствовать стиль отношений с детьми, между детьми. Я имею возможность более активного, самостоятельного, творческого участия их в деятельности группы и коллектива.

Итоговый этап диагностики проводится в конце учебного года - для того, чтобы определить, совпал ли полученный результат совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. Благодаря полученной информации я могу сделать вывод об эффективности проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Этапы тематической диагностики:

Начальный этап тематической диагностики проводится на подготовительном этапе проекта. Цель данного этапа - выявление понимания детьми проблемы проекта, важности темы и интереса к ней.

Текущий этап тематической диагностики помогает мне понять, насколько увлечены дети темой проекта, значима ли она для них, принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности участников проекта. Как и текущий этап общей диагностики, оценивает правильность ранее принятых решений, помогает корректировать ход работы над проектом, совершенствовать взаимоотношения между детьми. Провожу на поисково-исполнительном этапе выполняемого проекта.

Итоговый этап тематической диагностики проводится на рефлексивном этапе проекта. Его цели - выявление личностных изменений в процессе работы над проектом: насколько тема была близка каждому ребенку, что они узнали нового, что изменили в ходе работы над проектом.

Здесь провожу сопоставительный анализ начальных и итоговых данных диагностики. Разница между ними определяет эффективность как отдельного проекта, так и проектной деятельности в целом.

Общая и тематическая диагностика обучающихся в процессе проектной деятельности позволяет проводить качественный мониторинг развития навыков, умений и способностей обучающихся, а также выявлять отношение детей к темам проектной деятельности, помогает выстраивать работу по проекту.

Я использую следующие диагностики:

Анеты для родителей:

  • "Восприятие родителями личных качеств детей";
  • "Взаимопонимание между родителями и детьми";
  • "Знание родителями потребностей ребенка".

Тест для обучающихся и их родителей "Когда все дома";

Тесты для родителей:

  • "Определение степени проявления заботы о ребенке";
  • "Определение уровня самостоятельности ребенка".

Психологическую игру для обучающихся "Винтик и Шпунтик"

Работу по проекту помогают организовать тематическая диагностика. В зависимости от темы проекта я использую:

Анкеты для обучающихся:

  • "Бережное отношение к хлебу" к теме проекта "История брошенной булки";
  • "Здоровое питание" к теме проекта "Правильное питание";
  • "Отношение к экологическим проблемам города" к теме проекта "Подходы к отходам";
  • "Порядок на школьном дворе" к теме проекта "Мой школьный дворик".

Приложение.