Цель урока:
- актуализировать знания учащихся о служебных частях речи;
- систематизация отличий служебных и самостоятельных частей речи;
- сопоставить правописание служебных частей речи со сходными сочетаниями знаменательных слов;
- совершенствовать правописные навыки;
- развивать языковую компетенцию учащихся;
- совершенствовать коммуникативно-речевые умения учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, рисунки учащихся на тему “Мое любимое явление природы”, толковый словарь, рассказ К.Г.Паустовского “Родник в мелколесье”, мультимедийная установка.
План урока
Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять ее.
К.Г.Паустовский.
I. Организационный момент.
II. Новый материал.
1. Стихотворение Ф.И.Тютчева “Как неожиданно и ярко…” (Загадка).
Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О каком явлении природы идет речь в этом стихотворении?
2. Слово учителя.
Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав – в русском языке есть великое множество слов и названий. Но русский язык, по мысли К.Г.Паустовского, открывает свои богатства лишь тому, кто любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Вот почему эпиграфом нашего урока мы выбрали слова К.Г.Паустовского.
3. Работа с эпиграфом.
Как вы понимаете слова эпиграфа?
(Писатели учат нас всматриваться, вслушиваться, понимать и беречь окружающий нас мир.)
У кого из писателей мы уже встречались с подобной мыслью?
(У М.М.Пришвина, когда работали с его произведением “Кладовая солнца”.)
4. Наблюдение над языковым материалом.
- Какие части речи относятся к служебным?
- Чем они отличаются от самостоятельных?
- Какова их роль в предложении?
- Нет ли слов служебных частей речи в словах нашего эпиграфа?
5. Слово учителя.
К.Г.Паустовский любил повторять: “Для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно общение – с лесами водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под лещины…” И дивишься, “сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений”.
6. Работа с рисунками детей на тему “Мое любимое явление природы”.
Почему эту тему избрали для своего рисунка?
Что вас заворожило: понятие или само слово, которое обозначает это понятие, его звучание?
(Останавливаем внимание на рисунке “Закат”).
Как по-другому называется это явление природы? (Вечерняя заря).
Подберите родственные слова к слову “заря”.
(Зарево, зорька, зорюшка, зарница, озарять, озарение, зоренька…)
Почему корень в этих однокоренных словах пишется по-разному?
Значение каких слов непонятно вам?
7. Работа с толковым словарем.
Зарница, -ы, ж. Отдаленная мгновенная вспышка на небосклоне – отблеск молний дальней грозы.
8. Индивидуальная работа учащихся с раздаточным материалом.
Выписать из текста, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки,
1 вариант – предложение, где есть предлог (предлоги),
2 вариант – сложное предложение с союзным соединением.
Зарницы.
Чаще всего зарницы бывают (в) июл.., времени (со) зревания хл..бов. (По) этому существу..т повер..е что зарницы “з..рят хлеб”. (От) этого хлеб и (на) ливает(?)ся быстрее.
9. Проверка.
- Объяснить написание слов с предлогами.
- Слов какой служебной части речи не оказалось в этом тексте?
- Что вы знаете о правописании частиц?
10. Слово учителя.
Слова, называющие явления природы, даже нельзя громко произнести. Не получается! Ласка, нежность слышится в звучании этих слов. Насколько они поэтичны! Вот одно из них.
11. “Собери слово”.
1). У причастия взять приставку. Пробираешься по узкой лесной тропинке среди растрепанных берез.
2) У сказуемого взять корень. Скоро в их зеленой листве засветятся на солнце первые желтые пряди. (Рассвет).
12. Слово учителя.
Рассвет… Сколько поэзии, очарования чувствуется в этом слове. Ему будто жаль разбудить все спящее.
М.М.Пришвин советовал: “Если хочешь понять, как сложится день, непременно надо выйти из дома и наблюдать предрассветный час”.
13. Творческая работа.
Составить на основе данного текста предложения, соответствующие схемам. (Текст читается учителем).
Рассвет.
Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, меняется и превращается в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче проступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Но вот там, где должно взойти солнце, небо проясняется. В эти мгновения природа будто раскрывает свои объятия, чтобы без суеты и шума принять его. Сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает зеленая хвоя. А заря между тем разгорается, и вот уже золотые полосы потянулись по небу. Подул предрассветный ветер, и тихо всплывает багровое солнце. Все быстрее встает туман с лугов и серебрится в солнечном луче. Воздух дышит свежестью первых мгновений утра, когда все уже так светло и так еще безмолвно.
14. Слово учителя.
Чаще всего нам поэтическими кажутся те слова, которые обозначают понятия сами по себе поэтические: заря, листопад, оттепель и др.
А бывает и так, что в понятии вроде бы и ничего поэтического нет, а вот слово, его обозначающее, не дает покоя, будоражит душу, как у героя рассказа К.Г.Паустовского “Родник в мелколесье”: “Кое-где по мху… попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.
Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.
- Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. – Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
-Да, должно быть, - согласился я.
- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. – И вот скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя…
- А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.
- Да вот этот самый “родник”. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку. А река льется-течет через всю нашу матушку-землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. Как бы родня! – повторил он и засмеялся.
Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
Н.В.Гоголь писал: “ Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи”.
15. Домашнее задание.
Письменная работа “Мое любимое слово”.
16. Слово учителя.
Необычайно красив русский язык. Но как часто мы не можем найти нужного слова для выражения своей мысли. А потому, что мы ленивы и нерадивы, имея под рукой такое богатство. А ведь одно неудачное слово может разрушить, исказить весь смысл.
Проверим, насколько вы наблюдательны и чутки к родному слову.
17. Творческая работа.
Восстановить авторский текст, вставив пропущенные прилагательные.
(…) день перед Рождеством прошел. (…, …) ночь наступила. Месяц величаво поднялся на небе посветить (…) людям и всему миру. Он вызывал поскорее выбежать на (…) снег. Снег загорелся (…, …) полем и весь обсыпался (…) звездами.
18. Проверка.
III. Подведение итогов урока.
- Какие части речи мы называем служебными?
- Укажите их функции.
- Откуда берутся слова?
- Кто создал эту красоту звучания? (Народ).
Слово учителя.
Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ. Весь многовековой опыт, вся поэтическая сторона его характера отражается в языке. И народ, который создал такой язык, поистине великий и счастливый.
И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе “Русский язык”.