Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (700 кБ)


Цели урока:

  • Совершенствовать умение учащихся склонять имена прилагательные, правильно писать окончания;
  • Развивать внимание, наблюдательность, умение обобщать и делать выводы;
  • Воспитывать культуру речи, умение общаться друг с другом, работать сообща.

Оборудование:

  • Раздаточный материал - карточки с буквами для составления слов (Приложение 1);
  • Мультимедийный проектор и экран;
  • Презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1)

- Мы начинаем урок русского языка.

- И тема нашего урока "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа" (слайд 1)

- А начнём мы нашу работу с разминки.

2. Разминка (Приложение 1)

- Возьмите карточки с буквами и назовите те, которые обозначают гласные звуки.

- Какими могут быть гласные в словах?

- Как проверить написание безударной гласной?

- На какие группы делятся согласные?

- Назовите буквы, обозначающие непарные звонкие согласные.

- Назовите букву, обозначающую непарный глухой согласный.

- Как проверить написание парных согласных?

3. Работа в группах (Приложение 1)

- А теперь, работая в группах, выполните следующие задание : (слайд 2)

Работая в "четвёрках", из букв на карточках учащиеся составляют слова: зима, холод, утро, окно, сила.

- Проверим, как вы справились с заданием. (слайд 3)

- А, чтобы все узнали, какое слово составила ваша группа, определите, за какой картинкой оно спряталось. (слайды 3)

К компьютеру поочерёдно подходят по одному ученику из каждой группы и, щёлкая по картинке, заменяют её словом. (Очерёдность не имеет значения, т.к. в презентации используются триггеры). После выполнения задания учащимися, учитель переходит на слайд 4.

4. Повторение изученного материала (слайд 4)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Что такое имя существительное?

- Как называется изменение имени существительного по падежам?

- Какая часть слова изменяется при склонении?

- А я попрошу вас изменить слово, подобрав к нему однокоренное имя прилагательное. (слайд 5)

К компьютеру поочерёдно подходят по одному ученику из каждой группы и, щёлкая по соответствующему прямоугольнику, "открывают" новое слово. (Очерёдность не имеет значения, т.к. в презентации используются триггеры).

- Что такое имя прилагательное?

- От чего зависят число, род и падеж имён прилагательных?

- Выполните следующее задание : (слайд 6)

Учащиеся выполняют задание индивидуально в рабочих тетрадях.

5. Сравнение И.п. и В.п. имён прилагательных мужского и среднего рода.

- Ваша самостоятельная работа поможет нам восстановить предложения.

Слайд 7 - Какое имя прилагательное надо вставить в это предложение?

- В форме какого падежа употребим имя прилагательное "зимний" в этом предложении? (слайд 8)

Учащиеся высказывают свои предположения и проверяют правильность ответов щелчком на название падежа. (Очерёдность не имеет значения, т.к. в презентации используются гиперссылки).

- Почему имя прилагательное стоит в форме именительного падежа? (слайд 8)

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное? (слайд 8)

- Назовите окончание вопроса. (слайд 8)

- Назовите окончание имени прилагательного. (слайд 8)

Ответы учащихся на вопросы отображаются на экране (слайд 8).

Аналогичная работа выполняется по слайдам 9 - 10, 11 - 12, 13 - 14, 15 - 16.

- Прочитайте предложения, которые мы восстановили. (слайд 22)

- В какой последовательности их надо расставить, чтобы получился текст. (слайд 22)

- Запишите текст в тетради, выделите окончания имён прилагательных и укажите их падеж.

- Сравните записанный текст с текстом упражнения 49 на странице 174. (слайд 23)

6. Обобщение (слайд 24)

- В каких падежах употреблены имена прилагательные в тексте? (слайд 24)

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода в форме И.п. ?

- Какие окончания они могут иметь?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода в форме В.п. ?

- Какие окончания они могут иметь?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода в форме И.п. ?

- Какие окончания они могут иметь?

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода в форме И.п. ?

- Какие окончания они могут иметь?

- Что интересного увидели?

- Как же будем различать эти падежи у имён прилагательных?

- А как будем проверять окончания имён прилагательных?

7. Итог урока (слайд 25)

- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Я благодарю всех за активную работу. Наш урок окончен.