Цели урока:
- Совершенствовать умение учащихся склонять имена прилагательные, правильно писать окончания;
- Развивать внимание, наблюдательность, умение обобщать и делать выводы;
- Воспитывать культуру речи, умение общаться друг с другом, работать сообща.
Оборудование:
- Раздаточный материал - карточки с буквами для составления слов (Приложение 1);
- Мультимедийный проектор и экран;
- Презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1)
- Мы начинаем урок русского языка.
- И тема нашего урока "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода единственного числа" (слайд 1)
- А начнём мы нашу работу с разминки.
2. Разминка (Приложение 1)
- Возьмите карточки с буквами и назовите те, которые обозначают гласные звуки.
- Какими могут быть гласные в словах?
- Как проверить написание безударной гласной?
- На какие группы делятся согласные?
- Назовите буквы, обозначающие непарные звонкие согласные.
- Назовите букву, обозначающую непарный глухой согласный.
- Как проверить написание парных согласных?
3. Работа в группах (Приложение 1)
- А теперь, работая в группах, выполните следующие задание : (слайд 2)
Работая в "четвёрках", из букв на карточках учащиеся составляют слова: зима, холод, утро, окно, сила.
- Проверим, как вы справились с заданием. (слайд 3)
- А, чтобы все узнали, какое слово составила ваша группа, определите, за какой картинкой оно спряталось. (слайды 3)
К компьютеру поочерёдно подходят по одному ученику из каждой группы и, щёлкая по картинке, заменяют её словом. (Очерёдность не имеет значения, т.к. в презентации используются триггеры). После выполнения задания учащимися, учитель переходит на слайд 4.
4. Повторение изученного материала (слайд 4)
- К какой части речи относятся эти слова?
- Что такое имя существительное?
- Как называется изменение имени существительного по падежам?
- Какая часть слова изменяется при склонении?
- А я попрошу вас изменить слово, подобрав к нему однокоренное имя прилагательное. (слайд 5)
К компьютеру поочерёдно подходят по одному ученику из каждой группы и, щёлкая по соответствующему прямоугольнику, "открывают" новое слово. (Очерёдность не имеет значения, т.к. в презентации используются триггеры).
- Что такое имя прилагательное?
- От чего зависят число, род и падеж имён прилагательных?
- Выполните следующее задание : (слайд 6)
Учащиеся выполняют задание индивидуально в рабочих тетрадях.
5. Сравнение И.п. и В.п. имён прилагательных мужского и среднего рода.
- Ваша самостоятельная работа поможет нам восстановить предложения.
Слайд 7 - Какое имя прилагательное надо вставить в это предложение?
- В форме какого падежа употребим имя прилагательное "зимний" в этом предложении? (слайд 8)
Учащиеся высказывают свои предположения и проверяют правильность ответов щелчком на название падежа. (Очерёдность не имеет значения, т.к. в презентации используются гиперссылки).
- Почему имя прилагательное стоит в форме именительного падежа? (слайд 8)
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное? (слайд 8)
- Назовите окончание вопроса. (слайд 8)
- Назовите окончание имени прилагательного. (слайд 8)
Ответы учащихся на вопросы отображаются на экране (слайд 8).
Аналогичная работа выполняется по слайдам 9 - 10, 11 - 12, 13 - 14, 15 - 16.
- Прочитайте предложения, которые мы восстановили. (слайд 22)
- В какой последовательности их надо расставить, чтобы получился текст. (слайд 22)
- Запишите текст в тетради, выделите окончания имён прилагательных и укажите их падеж.
- Сравните записанный текст с текстом упражнения 49 на странице 174. (слайд 23)
6. Обобщение (слайд 24)
- В каких падежах употреблены имена прилагательные в тексте? (слайд 24)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода в форме И.п. ?
- Какие окончания они могут иметь?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода в форме В.п. ?
- Какие окончания они могут иметь?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода в форме И.п. ?
- Какие окончания они могут иметь?
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода в форме И.п. ?
- Какие окончания они могут иметь?
- Что интересного увидели?
- Как же будем различать эти падежи у имён прилагательных?
- А как будем проверять окончания имён прилагательных?
7. Итог урока (слайд 25)
- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. Я благодарю всех за активную работу. Наш урок окончен.