Цель: дать комплексную характеристику морей.
Задачи:
- Сформулировать представление о морях как больших водоемах с соленой водой, расположенных по окраинам океанов, сообщающихся друг с другом и находящихся на одном уровне; сравнить моря с другими водоемами: река, озеро; раскрыть проблемы экологии.
- Продолжить формирование интеллектуальных умений сравнивать, выделять главную мысль, анализировать, обобщать, делать выводы; формирование практических умений – работать с картами, таблицей, текстом учебника.
- Продолжить становление научного мировоззрения на основе взаимосвязи компонентов природы в природном сообществе – море, становление экологической культуры на основе природоохранного, этического аспектов, эковоспитания.
Методы по источникам знаний:
1. Словесные: беседа вводная, беседа, текущая на
основе наблюдений, беседа обобщающая, рассказ.
2. Наглядные: демонстрационный метод,
интерактивная доска.
3. Практические: краткосрочный опыт «Выпаривание
соленой воды», «Определение уровня воды на
разных высотах».
Средства обучения:
1. Учебник-тетрадь «Наша планета Земля» автор
А.А. Вахрушев
2. Индивидуальные: экранно-плоскостные,
компьютер, медиапроектор, телевизор,
видеомагнитофон, интерактивная доска SMART BOARD.
Тип урока по дидактическим целям: изучение нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационно-мотивационный момент
Приветствие. На экране видеозаставка с изображением моря.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О
море)
– Правильно. Сегодня на уроке вы попробуете сами
определить особенности морей. Вспомним, что мы
знаем об обитателях морей и определим
возможные проблемы, которые существуют по этой
теме.
II. Актуализация опорных знаний у детей по новой теме
– Дети, вы любите цветы?
– Очень приятно среди зимы полюбоваться
цветущими растениями, а особенную радость
испытываешь тогда, когда это растение выращено
тобой самим. Вот и мы в течение нашего урока
попробуем “вырастить” цветок, но цветок этот
необычный. Давайте назовём его ромашкой знаний,
особенностью цветка является то, что каждый
лепесток “раскрывается” только тогда, когда мы
показываем свои знания по определённому вопросу.
(Слайд: цветок ромашка)
III. Совместное «открытие» знаний
– Почему брошенный камень падает вниз? Реки
текут сверху вниз?
– Как называется проточный водоём с истоком и
устьем?
– Водоём со стоячей водой – это…
– С каким явлением связано испарение воды с
поверхности водоёмов?
– Чем отличается вода в реке от воды в океане?
(Используется интерактивная доска. На каждый вопрос делается гиперссылка к правильному ответу. За правильный ответ закрашивается один лепесток ромашки инструментом с интерактивной доски. На последний вопрос правильный ответ приветствуется веселым дракончиком.)
а) – Дракончик очень доволен вашими ответами и
предлагает вам послушать историю, которая с
ним приключилась недавно.
– Нашего Дракончика звали не иначе как
Водохлеб.
– А кто такой водохлеб? (Ответы детей)
(Слайд: статья из толкового словаря)
– Очень любил пить воду наш дракончик. Он
постоянно пил все, что ему попадалось на пути.
Только все звери привыкнут ходить на водопой к
озеру, Дракоша-водохлеб тут как тут. Выпьет озеро.
Почти все водоемы осушил Водохлеб. Обиделись
животные и обратились к мудрому тигру: «Скажи
нам, мудрый тигр, что делать? Дракоша-водохлеб
уж не только пресные, но и соленые озера выпил?»
Подумал тигр и сказал: «Предложите ему выпить
море». Пьет, пьет Дракоша, а вода-то в море не
заканчивается.
Ребята, объясните, почему тигр дал такой совет?
Дети: Моря связаны между собой и с океанами, образуя мировой океан.
Учитель: Итак, вы определили первую особенность морей: Моря связаны между собой и с океанами. Запишите это к себе в учебник-тетрадь (авт. Вахрушев А.А.) на стр. 28. А мы добавляем к нашей ромашке знаний еще один лепесток.
б) – Чтобы определить вторую особенность морей, мы проведем небольшой опыт.
(Взять шланг и изогнуть его, как показано на рисунке. Налить в него с помощью воронки воды. Затем опустить один конец шланга. Посмотреть, что будет происходить с водой. Затем повторить этот опыт, опустив другой конец шланга. Записать в учебник результаты наблюдений и сделать выводы.)
Вывод: вода стремится находится на одном уровне. И также, как мы убедились, что вода стремится находится на одном уровне, в природе на нашей планете вода в морях тоже находится на одном уровне. Мы определили вторую особенность морей Вторая особенность морей: уровень воды во всех морях одинаков. И мы добавляем еще один лепесток к ромашке знаний.
Физминутка
На интерактивной доске появляется рыбка. Нужно следить за ней глазами. Повторить движения рыбки сначала рукой, а потом всем телом.
в) – Ребята, а вы могли бы как Дракоша напиться морской воды?
Дети: Нет. Она соленая.
Учитель: А почему вода в морях соленая,
откуда берется эта накопленная соль?
Дети: Вода испаряется, а соль оседает на
дно.
Учитель: Мы на прошлом уроке
окружающего мира оставили в блюдце соленую воду.
Посмотрите, что произошло. Объясните это.
Запишем третью особенность морей: моря большие
водоемы с соленой водой. И мы добавляем еще один
лепесток к ромашке знаний.
IV. Закрепление нового материала
(Видеофильм о море, морских обитателях)
– Итак, море – это большие водные пространства со своими обитателями. Каких обитателей морей вы наблюдали и знаете.
(Слайд: обитатели морей)
– Какие вы знаете названия морей? А какое море есть в нашем регионе? (Азовское)
(Слайд: Азовское море)
Площадь Азовского моря 38 тысяч квадратных километров – огромная территория равная территории Франции и Англии вместе взятым. Азовское море самое рыбопродуктивное.
(Слайд: разнообразие рыб Азовского моря)
Здесь рыбы добывается в 2,5 раза больше, чем на
Каспии, в 5 раз больше, чем на Балтике, в 13 раз
больше, чем на Аральском море. И в 20 раз больше,
чем в соседнем Черном море. В чем причины
такой рекордной рыбопродуктивности?
Одна из причин в том, что Азовское море очень
богато пресноводным питанием. Впадающие в него
реки за 8 лет обновляют его воды. 95% стока дают 2
реки Кубань и … Дон. Причем Дон основная питающая
море река отличается изменчивостью водного
питания. Изменения речного стока вызывает
существенные вариации солености моря. А это
далеко не безразлично обитателям морских глубин.
Повышение солености среды нарушает сложный
механизм водообмена, приводит к угнетению или
даже смерти рыб, планктона, моллюсков.
В хозяйственной деятельности человеком
используется вода. Часть взятой из рек воды
человек возвращает назад. Весь вопрос только в
каком виде? Промышленные и бытовые стоки с
огромной территории бассейна реки, сбросные воды
оросительных систем, дождевые воды, впитавшие в
себя пыль и грязь – все это несут в море речные
воды.
(Слайд: Каков Дон – таково и море)
А ведь каков Дон – таково и море. В последние годы Азовскому морю стала грозить еще одна опасность – развернулись разведочные работы по поиску нефти и газа.
(Слайд: Экологические проблемы)
- Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных вагонов.
- Всего 5 л нефтепродуктов затягивает пленкой 50 м2 водной поверхности (то есть площадь нашего класса).
- Экологическое моделирование. Что может произойти при кораблекрушении танкера с нефтью?
- Каждый метр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л хорошей воды.
- Экологическое моделирование. Проследи, как загрязненная вода реки Дон может повлиять на жизнь Азовского моря.
- При утечке из крана воды за сутки набегает целое ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? Месяц?
Как же сохранить природу моря? (Ответы детей)
V. Применение новых знаний
– Попробуйте нарисовать проекты плакатов, придумать какие-то призывы, девизы по этой проблеме.
(Творческая деятельность детей по группам)
VI. Задавание домашнего задания с аннотацией
– Дома прочитать об обитателях морей. Смоделировать решение экологических проблем, обозначенных на уроке
VII. Оценивание детей
Тест на интерактивной доске. Дети работают за ноутбуками
VIII.Подведение итога урока
– Посмотрите, какой красивый, полноцветный цветок знаний получился у нас в конце урока. Я желаю вам, ребята, на своём пути в страну знаний собирать только такие красивые цветы.
(Звучит песня «Волшебный цветок»)