Состав числа 7

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Второй год работаю по программе «Планета знаний».
В моей работе использую современные образовательные технологии.  Ведущими являются технология проблемно-диалогического обучения и деятельностный метод обучения.
Данный урок является первым  по теме Состав числа 7. На уроке были достигнуты поставленные цели.  Первый этап урока является мотивационным – необходимо заинтересовать учащихся ,подготовить к работе, быстро включить всех учащихся  в деловой ритм и организовать их внимание.  На втором этапе – аклуализации знаний учащихся, происходит подготовка учащихся к тому виду учебной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока, актуализация  опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.  Учащиеся самостоятельно ставят цели урока на этапе целеполагания, активно их принимают.  Учитель организовывает действия учащихся по достижению этих целей.  Благодаря предоставленной ученикам свободе выбора того или иного варианта задания у них развивается способность к самооценке, умение критически относиться к своим знаниям, стремление к достижению более трудной цели.  Работа в парах способствует развитию сотрудничества и взаимопомощи, продуктивных и конструктивных межличностных отношений.  Проверка выполнения задания проводится так, чтобы ученики сами оценили его правильность. Учитель руководит работой учеников при помощи вопросов.  Практическая часть урока способствует закреплению знаний, развитию умений рассуждать, выстраивать логические суждения. На последнем этапе учитель отмечает, что дети успешно справились с поставленными задачами.

Программа: «Планета знаний».

Тип урока: урок изучения нового.

Форма: урок-игра.

Цель: способствовать формированию знаний состава числа 7.

Задачи:

  • Развивающие:
    • развивать навык  устного и письменного счёта, умение считать в пределах 7: складывать, вычитать, сравнивать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться в пространстве, развивать внимане, умение делать выводы, мобильную и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающие формы деятельности.
  • Обучающие:
    • закрепить название и последовательность чисел первого десятка, умение сравнивать числа, умение ориентироваться в пространстве (лево, право), написание цифры 7;
    • повторить состав чисел до 7, умение называть и получать следующее и предыдущие числа;
    • повторить последовательность дней недели.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к математике, культуру общения, умение работать в парах и группах (чувство взаимопомощи), самооценку;
    • продолжить формировать у учащихся умение организовывать себя и работать в заданном темпе.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно
На урок торопит нас
Математика сейчас
Пожелаем всем удачи
За работу в добрый час!

– С каким настроением вы начинаете урок? (Приложение 1)

2. Актуализация знаний – Сегодня на уроке я предлагаю пойти в гости на праздник – праздник одного числа (Слайд 1)
А вот какого числа вы мне скажете сами. (На доске – ряд чисел, обратной стороной)
– Скажите, а что мы уже умеем делать как школьники?

Считать
Писать
Сравнивать
Вычислять
Измерять…

– Сейчас мы это и проверим:
– Какое число идет первым при счёте? (1 – дети сами открывают на доске)
– Откройте число, которое больше 4, но меньше 6 (5)
– Как можно получить 5?
– Слева или справа от 5 находится 4? (Слева)
– Как его можно назвать? (Предыдущим)
– Оно больше или меньше 5? Докажите.
– Как получить сле6дующее число у 5? (Сделать 1 шаг вправо по числовому лучу)
– Назовите его. (6)
– Откройте число 2
– Какое число стоит справа? (3)
– Откройте самое маленькое двузначное число  (10)
– Что вы о нём знаете?
– Что больше 6 или 10? Докажите
– Какое число на 1 меньше, чем 10? (9)
– Из оставшихся чисел откройте большее число (8)
– Какое число осталось не открытым? (7)
– Как вы думаете праздник какого числа будет? (7)

3. Сообщение темы урока (Слайд 2)
– А раз это праздник, то что должно быть? (Веселье, подарки…)
– И мы приготовим для 7 свой подарок – это ваши знания. А ещё мы подарим вот этот шарик, а каким он будет зависит только от вас! (Приложение 1)
– Что мы уже знаем и умеем делать с числом 7?
  • Считать до 7
  • Писать цифру 7
  • Сравнивать
  • Чертить и измерять отрезки
  • Значение числа 7 в древней мифологии…
  • Сказки с числом 7 (Слайд 3)

– А где нам это может пригодиться? (На математике, на уроках труда. В жизни…)
– А что же мы ещё не знаем про 7? (Состав числа 7 )
– Тема нашего урока состав числа 7.

4. Целеполагание – Что мы должны узнать?
– А чему мы должны научиться на уроке?
– А для чего нам это знать?
– Давайте вспомним как пишется 7 (Слайд 4  )
– А для чего нам надо уметь писать 7?
На «шариках»: 7 77 777
– Какую закономерность заметили? Продолжите.
– Как мы должны писать? Почему?
– Как по-другому можно записать 7? (Римскими цифрами)
– Давайте представим себя в роли древних римлян и попробуем с помощью палочек выложить Рим. Цифру 7.
– А где мы можем встретить римские цифры? (Слайд 5)
– На любом празднике есть гости, вот и наш первый гость –
Смешарик.  (Слайд 6) Он приготовил тоже подарок – физминутку.
(Слайд 7)
5. Решение учебных задач

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение знаний учащихся

 

– А вот и следующий гость – Карлсон (Слайд 8).Он тоже не знает состава числа 7. Ребята, как же мы придём к 7, если мы не всё о ней знаем? (Надо узнать)
– Наш гость ужасный сладкоежка, он очень любит «побаловаться» плюшками и хочет разложить плюшки на 2 тарелки, а как это сделать не знает.
– Сколько всего плюшек? (7)
– Сейчас объединитесь в группы, и попробуйте сами разложить 7 плюшек на 2 тарелки и запишите выражения
– Как надо работать в группах?
– Проверяем. (Дети от каждой группы по одному вывешивают на доску примеры с ответом 7)

2 + 5  4 + 3   1 + 6  5 + 2  3 + 4  6 + 1

– Посмотрите получилось много равенств. Математика –наука точная, она любит порядок. Давайте и мы в этих выражениях наведём порядок. (Работа в группах)

– Проверяем:

1 + 6         4 + 3
2 + 5          5 + 2
3 + 4          6 + 1

–У кого так же? Нарисуйте улыбочку.
– Нам их нужно запомнить, чтобы было легче, какие можно исключить? Почему? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)
– А где мы можем проверить правильность наших предположений? (В учебнике, у учителя спросить, по компьютору) (Слайд 9)
– Как вы думаете какое свершилось чудо? (Мы сами узнали состав числа 7)
– А для чего нам это надо знать? (Чтобы научиться решать примеры на сложение  и вычитание).
– Вот этим мы сейчас и займёмся! Садитесь на свои места.
(Слайд 10)
– Следующий гость – Незнайка. Его не отпускают на праздник, потому что он не может решить примеры. (Мы ему поможем)

7 – 1 =          4 – 3 =
2 + 2 =          7 – 5 =
5 – 2 =          1 + 4 =

– На какие две группы можно их разбить? (Сумма и разность,…)
– Каких примеров больше? На сколько?
– Найдите сумму и разность.
– Запишите ответы в порядке убывания
6 5 4 3 2 1
– Назовите пары чисел сумма которых равна 7.

Загадка:

Братьев этих ровно 7
Вам они известны всем
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом
Попрощается последний
Появляется передний. (Дни недели)

– Как вы думаете, почему я вспомнила загадку о днях недели? (Их 7). Назовите их. (Слайд 11)
– Откройте учебник  с. 84 № 2
– Сколько рабочих дней? (5)
– Сколько выходных? (2)
– Сколько всего? (7).Запишите равенство (5 + 2 = 7)
– Сколько всего дней? (7)
– Сколько учебных? (5)
– Сколько остальных? (2)
– Как это записать? (7 – 5 = 2)
– Какой ещё пример на вычитание  мы можем записать? Объясните.
(Слайд 12)
– Какое из этих выражений  является решением этой задачи?
(Слайд 13)

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка
Распрямились, потянулись
А теперь назад вернулись.

Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.

Голова устала тоже
Так давайте ей поможем
Вправо, влево, раз и два
Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

 

 

 

Работа в парах

– С составом какого числа мы познакомились?
– В гости прилетел Мотылёк с подарком, давайте поможем ему подняться на самый верхний этаж, где живёт цифра 7. (Слайд 14)
Проверка: если правильно – «+»
если ошибка  – «?»
– У кого все «+» – зажгите зелёный огонёк
– У кого «?» – жёлтый
– Кто выполнил без ошибок – я рада за вас.
– Кто понял и исправил ошибку – молодцы!
(Слайд 15)
– А вот и последние гости Крокодил Гена и Чебурашка. Они очень дружат и  всё делают вместе, в паре. А вы умеете работать в парах?

1 вариант – соедините пары чисел красным карандашом сумма которых равна 5. (2 вариант проверяет)

– Поменяйтесь ролями: 2 вариант – соедините синим карандашом пары чисел, сумма которых равна 6.
– А вместе соедините зелёным карандашом пары чисел, сумма которых равна  7.
(Слайд 16) – проверка.
– У кого всё верно?
– У кого ошибка? Оцените друг-друга.
(Слайд 17)

Рефлексия – А вот и сама виновница торжества, давайте подарим ей свой подарки – шарики, но прежде… На обратной стороне нарисуйте личико: если вы хорошо запомнили состав числа 7, то дорисуйте улыбочку, если не уверенны, то прямой ротик
– Покажите свои подарки.
– Как вы думаете, справились мы со своей задачей?
– 7 довольна? А вы?
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Какое вызвало затруднение?
– Давайте скажем друг другу СПАСИБО.
– С каким настроением вы заканчиваете урок?

Литература:

1.  Обучение в 1 классе.  Математика 1 класс.  Авторы: М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова.
2.  Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа 1-4 классы УМК «Планета знаний».
3.  Истомина Н. Б.  Практикум по математике в начальных классах.
4.  Истомина Н. Б.  Лабораторные работы в курсе «Методика математики» / Начальная школа 1990 №2 с. 71-75.
5.  Начальная школа ПлюсДО и ПОСЛЕ №9/03.
6.  Интернет-источник: http://psy. 1september. ru/2001/14/2_3. htm