Азотная кислота

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Место урока: Урок 5-6, по теме «Подгруппа азота».

Тип урока: комбинированный.

Цель: создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способов получения азотной кислоты, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать воспитанию моральных качеств личности.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических и химических свойствах, о способах получения азотной кислоты и ее применения;
  • Повторить материал о реакциях ионного обмена и условиях их протекания до конца, опираясь на теорию электролитической диссоциации
  • Формировать умения исследовательской работы, через химический эксперимент;
  • Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление;
  • Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания

Средства обучения и материалы:      

  • Учебник «Химия – 9» под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, 2009 г.
  • Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
  • Мультипроектор;
  • Электронная презентация урока Power Point «Азотная кислота»;
  • Электрохимический ряд напряжений металлов;
  • Памятка «Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации»;
  • Инструкция по выполнению химического эксперимента:
  • Оценочный лист.

Химические реактивы:

Для учащихся: Азотная кислота, оксид меди (II), гидроксид натрия, гидроксид меди (II), карбонат натрия.

Для учителя: Азотная кислота (разбавленная, концентрированная), цинк, медь

Учебно-методический комплекс под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, примерная программа основного общего образования по химии. На уроке реализуется личностно ориентированный подход в обучении и элементы ИКТ на всех этапах урока.

Проект урока рассчитан на 2 урока.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный этап
– Приветствую учащихся.
Отмечаю отсутствующих.
Организую внимание, объясняю, как работать с оценочным листом (приложение 1).
– Отвечают на приветствие.
II. Мотивационно-целевой этап
– Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько секунд, мы узнаем, что это за соединение. На повестке урока…(Слайд 1, слайд 2)
– Как вы уже догадались, сегодня мы будем изучать азотную кислоту, способы ее получения, свойства, области применения.
– Прочитывают, отвечают на поставленный вопрос, записывают тему урока в тетрадь.
– Как вы думаете, какова цель нашего урока?
1. узнать (Что?)
2. понять (Что?)
3. научиться (Чему?)
4. закрепить (Что?)
5. зачем это надо?
– Определяем план работы по изучению кислоты.
Ответы учащихся.
III. Организационно-деятельный этап
1. Строение (слайд 3, 4)
2. Физические свойства (слайд 5)
3. Химические свойства (слайд 6)

Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты:
Объяснение учителя. Учащиеся делают записи в тетрадь.
1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).
2) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).
? возникает вопрос: характерны ли азотной кислоте общие свойства? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент.
Ответы учащихся.
– Работа в парах по выполнению химического эксперимента «Изучение химических свойств азотной кислоты общих с другими кислотами» (приложение 2) Читают инструкцию.
– Напоминаю технику безопасности при выполнении химического эксперимента Слушают.
– Выполнение химического эксперимента (приложение 2). Выполняют работу и делают записи в тетрадь
– Взаимопроверка написания уравнений реакций по эталону (слайд 7-11) Обмениваются тетрадями, проверяют работы, ставят баллы в оценочный лист
Вывод: Азотной кислоте характерны общие свойства кислот: реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот, обусловленные наличием в молекулах иона Н+;
Ребята, вы наверно заметили, что вы при выполнении химического эксперимента вы не провели реакцию взаимодействия азотной кислоты с металлами. Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты.
Учитель демонстрирует в вытяжном шкафу взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медными опилками и взаимодействие соляной кислоты с цинком. У учащихся возникает противоречие: вместо водорода, как при взаимодействии металлов с кислотами, выделяется бурый газ!
? У учащихся должен возникнуть вопрос: почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? Разобраться в этом поможет ПАМЯТКА «Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации» (приложение 3, слайд 12)
Записывают вывод в тетрадь.
Задание 1: Составить уравнения реакций
(используя слайд 12 и памятку).
1 вариант: Реакция разбавленной азотной кислоты с цинком.
2 вариант: Реакция концентрированной азотной кислоты с серебром.
Выполняют задание по эталону.
Взаимопроверка (слайд 14) Обмениваются тетрадями и проверяют, выставляют баллы в оценочный лист.
? Какие особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами вы выяснили? Учащиеся отмечают, что в разной концентрации азотная кислота реагирует не только с металлами до водорода в ряду активности металлов, но и с металлами после водорода – медь, серебро и даже золото; никогда не образуется водород, продуктами реакций являются нитраты, оксиды азота и вода.
? В чем же причина такого необычного «поведения» азотной кислоты?
Ответы учащихся, запись в тетрадь
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет уравнение реакции взаимодействия раствора соляной и цинка. В тетрадях записывается уравнение реакции взаимодействия раствора соляной кислоты и цинка.
Задание 2: выполнить электронный баланс к уравнениям реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с цинком и раствора азотной кислоты с медью; Выполняют задание.
Вывод:в случае с раствором соляной кислоты окислителем является протон водорода, а в случаях с азотной кислотой окислитель - атом азота нитрат-аниона. Вероятно, в этом причина сильных окислительных способностей азотной кислоты?
Учитель: Вы совершенно правы, молодцы! Вот она – причина необычных свойств азотной кислоты. Действительно, атом азота в нитрат-анионе имеет степень окисления +5 (высшую), внешние электроны атома азота оттянуты к другим атомам:
N0 …2s22p3 —> N+5 …2s02p0.
Поэтому азот стремится восполнить недостаток электронов, взаимодействуя с восстановителями (например, металлами – типичными восстановителями). А вторая причина сильных окислительных способностей азотной кислоты – это ее неустойчивость. При нагревании или даже небольшом освещении концентрированная азотная кислота разлагается:
4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2. (слайд 15) Образующиеся оксид азота (IV) и кислород тоже очень химически активны.
Хранят ее в склянках темного стекла. Концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества, на коже может оставить болезненные язвы, а на одежде дыры.

4. Получение (слайды 16-17)
Задание 3: Осуществите схему получения азотной кислоты в промышленности.
Взаимопроверка (слайд 17)

5. Применение (слайд 18)
По окончании работы учащиеся записывают результаты на доске, результаты коллективно проверяются и пытаются сделать вывод, оценивают, результат вносят в оценочный лист.
Вот мы и нашли ответы на многие вопросы о свойствах азотной кислоты. Большую часть урока вы сами искали истину, думали и рассуждали. Нам осталось подвести итог нашего урока. Сообщение «История открытия азотной кислоты»
Выполняют задание.
Обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают работу, заполняют оценочный лист.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Тест: «Согласны ли вы со следующими утверждениями?». (слайд 19) Выполняют самостоятельную работу.
Оценивают себя самостоятельно и вносят итоги в оценочный лист.
Для проверки демонстрирую слайд 20
Оценивают себя самостоятельно, подводят итоги

V. Домашнее задание
§21
Выполнить задание № 5, №7 стр. 63
Поиск информации о солях азотной кислоты в сети Интернет (слайд 21)
Записывают домашнее задание
VI. Подведение итогов урока
– А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке – оцените свою деятельность на уроке по 4 бальной системе:
Если активно участвовали – 4 балла.
Если ответили 2 вопроса – 3 балла.
Если ответили на 1 вопрос – 2 балла.

Подсчитайте общее количество баллов
Если вы набрали 20-23 балла – оценка «5»
Если вы набрали 16-19 баллов – оценка «4»
Если вы набрали 13-15 баллов - оценка «3»
Если вы набрали менее 13 – вам надо подтянуться.

Карточки, приложения и оценочные листы сдайте.
Я благодарю вас за активную работу, за азартный поиск ответов на поставленные вопросы. Желаю творческих успехов.
Оценивают и заполняют оценочные листы

Литература:

  1. Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учебник для студентов. Высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  2. Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 9 классе: Методическое пособие. – Обнинск: Титул, 2000.
  3. Тамаров М.А. Неорганическая химия. – М.: Медицина, 1994.
  4. Учебник: Химия 9, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Просвещение, Москва, 2009.