Место урока: Урок 5-6, по теме «Подгруппа азота».
Тип урока: комбинированный.
Цель: создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способов получения азотной кислоты, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать воспитанию моральных качеств личности.
Задачи:
- Организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических и химических свойствах, о способах получения азотной кислоты и ее применения;
- Повторить материал о реакциях ионного обмена и условиях их протекания до конца, опираясь на теорию электролитической диссоциации
- Формировать умения исследовательской работы, через химический эксперимент;
- Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление;
- Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания
Средства обучения и материалы:
- Учебник «Химия – 9» под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, 2009 г.
- Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
- Мультипроектор;
- Электронная презентация урока Power Point «Азотная кислота»;
- Электрохимический ряд напряжений металлов;
- Памятка «Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации»;
- Инструкция по выполнению химического эксперимента:
- Оценочный лист.
Химические реактивы:
Для учащихся: Азотная кислота, оксид меди (II), гидроксид натрия, гидроксид меди (II), карбонат натрия.
Для учителя: Азотная кислота (разбавленная, концентрированная), цинк, медь
Учебно-методический комплекс под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, примерная программа основного общего образования по химии. На уроке реализуется личностно ориентированный подход в обучении и элементы ИКТ на всех этапах урока.
Проект урока рассчитан на 2 урока.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап | |
– Приветствую учащихся.
Отмечаю отсутствующих. Организую внимание, объясняю, как работать с оценочным листом (приложение 1). |
– Отвечают на приветствие. |
II. Мотивационно-целевой этап | |
– Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько секунд, мы узнаем, что это за соединение. На повестке урока…(Слайд 1, слайд 2) – Как вы уже догадались, сегодня мы будем изучать азотную кислоту, способы ее получения, свойства, области применения. |
– Прочитывают, отвечают на поставленный вопрос, записывают тему урока в тетрадь. |
– Как вы думаете, какова цель нашего урока? 1. узнать (Что?) 2. понять (Что?) 3. научиться (Чему?) 4. закрепить (Что?) 5. зачем это надо? – Определяем план работы по изучению кислоты. |
Ответы учащихся. |
III. Организационно-деятельный этап | |
1. Строение (слайд 3, 4) 2. Физические свойства (слайд 5) 3. Химические свойства (слайд 6) Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты: |
Объяснение учителя. Учащиеся делают записи в тетрадь. |
1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей). 2) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот протонов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов). ? возникает вопрос: характерны ли азотной кислоте общие свойства? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент. |
Ответы учащихся. |
– Работа в парах по выполнению химического эксперимента «Изучение химических свойств азотной кислоты общих с другими кислотами» (приложение 2) | Читают инструкцию. |
– Напоминаю технику безопасности при выполнении химического эксперимента | Слушают. |
– Выполнение химического эксперимента (приложение 2). | Выполняют работу и делают записи в тетрадь |
– Взаимопроверка написания уравнений реакций по эталону (слайд 7-11) | Обмениваются тетрадями, проверяют работы, ставят баллы в оценочный лист |
Вывод: Азотной кислоте характерны общие свойства кислот: реакция на индикатор, взаимодействие с оксидами металлов, гидроксидами, солями более слабых кислот, обусловленные наличием в молекулах иона Н+; Ребята, вы наверно заметили, что вы при выполнении химического эксперимента вы не провели реакцию взаимодействия азотной кислоты с металлами. Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты. Учитель демонстрирует в вытяжном шкафу взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медными опилками и взаимодействие соляной кислоты с цинком. У учащихся возникает противоречие: вместо водорода, как при взаимодействии металлов с кислотами, выделяется бурый газ! ? У учащихся должен возникнуть вопрос: почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? Разобраться в этом поможет ПАМЯТКА «Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации» (приложение 3, слайд 12) |
Записывают вывод в тетрадь. |
Задание 1: Составить уравнения реакций (используя слайд 12 и памятку). 1 вариант: Реакция разбавленной азотной кислоты с цинком. 2 вариант: Реакция концентрированной азотной кислоты с серебром. |
Выполняют задание по эталону. |
Взаимопроверка (слайд 14) | Обмениваются тетрадями и проверяют, выставляют баллы в оценочный лист. |
? Какие особенности взаимодействия азотной кислоты с металлами вы выяснили? Учащиеся отмечают, что в разной концентрации азотная кислота реагирует не только с металлами до водорода в ряду активности металлов, но и с металлами после водорода – медь, серебро и даже золото; никогда не образуется водород, продуктами реакций являются нитраты, оксиды азота и вода. ? В чем же причина такого необычного «поведения» азотной кислоты? |
Ответы учащихся, запись в тетрадь |
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос нам поможет уравнение реакции взаимодействия раствора соляной и цинка. | В тетрадях записывается уравнение реакции взаимодействия раствора соляной кислоты и цинка. |
Задание 2: выполнить электронный баланс к уравнениям реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с цинком и раствора азотной кислоты с медью; | Выполняют задание. |
Вывод:в случае с раствором соляной кислоты окислителем является протон водорода, а в случаях с азотной кислотой окислитель - атом азота нитрат-аниона. Вероятно, в этом причина сильных окислительных способностей азотной кислоты? Учитель: Вы совершенно правы, молодцы! Вот она – причина необычных свойств азотной кислоты. Действительно, атом азота в нитрат-анионе имеет степень окисления +5 (высшую), внешние электроны атома азота оттянуты к другим атомам: N0 …2s22p3 —> N+5 …2s02p0. Поэтому азот стремится восполнить недостаток электронов, взаимодействуя с восстановителями (например, металлами – типичными восстановителями). А вторая причина сильных окислительных способностей азотной кислоты – это ее неустойчивость. При нагревании или даже небольшом освещении концентрированная азотная кислота разлагается: 4HNO3 = 4NO2 + 2H2O + O2. (слайд 15) Образующиеся оксид азота (IV) и кислород тоже очень химически активны. Хранят ее в склянках темного стекла. Концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества, на коже может оставить болезненные язвы, а на одежде дыры. 4. Получение (слайды 16-17) Задание 3: Осуществите схему получения азотной кислоты в промышленности. Взаимопроверка (слайд 17) 5. Применение (слайд 18) |
По окончании работы учащиеся записывают результаты на доске, результаты коллективно проверяются и пытаются сделать вывод, оценивают, результат вносят в оценочный лист. |
Вот мы и нашли ответы на многие вопросы о свойствах азотной кислоты. Большую часть урока вы сами искали истину, думали и рассуждали. Нам осталось подвести итог нашего урока. | Сообщение «История открытия азотной кислоты» Выполняют задание. Обмениваются тетрадями, проверяют и оценивают работу, заполняют оценочный лист. |
IV. Рефлексивно-оценочный этап | |
Тест: «Согласны ли вы со следующими утверждениями?». (слайд 19) | Выполняют самостоятельную работу. |
Оценивают себя самостоятельно и вносят итоги в оценочный лист. Для проверки демонстрирую слайд 20 |
Оценивают себя самостоятельно, подводят итоги |
V. Домашнее задание | |
§21 Выполнить задание № 5, №7 стр. 63 Поиск информации о солях азотной кислоты в сети Интернет (слайд 21) |
Записывают домашнее задание |
VI. Подведение итогов урока | |
– А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке – оцените свою деятельность на уроке по 4 бальной системе: Если активно участвовали – 4 балла. Если ответили 2 вопроса – 3 балла. Если ответили на 1 вопрос – 2 балла. Подсчитайте общее количество баллов Если вы набрали 20-23 балла – оценка «5» Если вы набрали 16-19 баллов – оценка «4» Если вы набрали 13-15 баллов - оценка «3» Если вы набрали менее 13 – вам надо подтянуться. Карточки, приложения и оценочные листы сдайте. Я благодарю вас за активную работу, за азартный поиск ответов на поставленные вопросы. Желаю творческих успехов. |
Оценивают и заполняют оценочные листы |
Литература:
- Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учебник для студентов. Высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Кузнецова Л.М. Новая технология обучения химии в 9 классе: Методическое пособие. – Обнинск: Титул, 2000.
- Тамаров М.А. Неорганическая химия. – М.: Медицина, 1994.
- Учебник: Химия 9, Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Просвещение, Москва, 2009.