Цели: учить дополнять формулировку текстовой задачи новым дополнительным требованиям; совершенствовать умения решать задачи; развивать умения анализировать и обобщать.
Оборудование: компьютер, карточки, презентация, словарь Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
-Сегодня у нас необычный урок. НА этом уроке мы будем готовиться к полёту в космос. Наша подготовка будет успешной, если мы выполним главную задачу урока: «Научимся решать составные задачи»
И если мы пройдём все этапы, хорошо подготовимся, то эта ракета унесёт нас в космос, где мы откроем новую звезду. (Идёт слайд)
А как мы её назовём, вы узнаете, просмотрев фильм.
(фильм с диска, просмотр слайдов)
-Как вы думаете, как будет называться звезда? (Станица Кагальницкая)
-А вы любите свою станицу?
- А что мы можем для неё сделать? (Убрать территорию, посадить молодые саженцы, цветы); а ещё мы попытаемся открыть новую звезду.
-Итак, теперь мы с вами экипаж, который должен хорошо подготовиться к полёту.
2. Повторение изученного.
-Готовы к полёту?
-Первое, что мы должны сделать, это проверить скафандры, ведь мы не сможем обойтись без них. Готовы?
-В каком году была основана станица Кагальницкая? (1809)
-Какая дата приближается?
-А теперь возьмите листочки, которые лежат у вас на уголке парты, мы будем называть их пультами, и поставьте оценку за первое задание. Если всё запомнили и справились с заданием, то ваши скафандры в порядке, и вы ставите себе-5.
-Скафандры готовы, но часто полёту мешает облачная погода. Впереди у нас облака, но мы сможем их разогнать, если будем быстро и чётко считать. Готовы?
(Идёт слайд с задачей)
-Как вы считаете, чем является эта запись? (Задача)
-Почему вы так решили? (Есть условие и требование)
-Сформулируйте условие задачи? - Сформулируйте требование задачи?
-Так как ответить на требование задачи? (25+14=39)
-Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу?(39)
-Молодцы! Посмотрите на доску и составьте задачу по схеме. (На доске задача)
-Прежде чем составить задачу, вспомним из чего она состоит? (Условие, требование, решение, ответ.)
-А теперь составьте задачу по схеме.
-Возьмите свои пульты, поставьте оценки. Если вы работали активно и не испытывали затруднений – то 5.
-Но в впереди ещё облака, я думаю, что с ними мы тоже справимся. Итак, полетели разгонять тучи. (Дети решают числовые выражения, которые расположены на слайде)
-Умницы! Справились заданием.
3. Тема урока.
-Ребята, расположите числа в порядке возрастания, если справитесь, то прочитаете тему нашего урока.
4. Изучение нового материала.
-Ребята, прочитайте задачу. Школьники посадили саженцы яблонь и груш. Яблонь было посажено 20, а груш на 4 меньше. Сколько всего саженцев яблонь и груш посадили школьники?
-Сформулируйте условие задачи?
-Что известно из условия задачи?
-А что известно о саженцах груш?
-Сформулируй требование задачи?
-Дополни формулировку задачи новым требованием.
5. Работа в тетради.
-Давайте сделаем чертёж задачи и запишем решение и ответ задачи.
(Выполняется чертёж на доске, и записывают решение по действиям)
- 20-4=16(с.)- посадили груш.
- 20+16=36(с.)- всего посадили.
Ответ: 36 саженцев.
6. Физминутка.
7. Работа с учебником.
-Ребята, а кто из вас знает что такое «амбар». (Ученики высказывают свои предположения, а потом учитель зачитывает значение из словаря Ожегова.)
-Откройте учебник на странице 29 и найдите задачу № 4.
-Прочитайте задачу про себя.
-Сформулируйте условие задачи?
-Что известно из условия задачи?
-А что известно о мешках с ржаной мукой?
-Сформулируй требование задачи?
-А теперь давайте сделаем чертёж к задаче.
-Как узнать, сколько было мешков с ржаной мукой?
28-6=22(м.) - с ржаной мукой.
-Сформулируй новое требование, так чтобы задача решалась в два действия? (Сколько всего было мешков)
-Как это можно показать на чертеже? (Дополнительным промежуточным требованием)
-Посмотрите на эти две задачи и сравните, чем они отличаются? (Первая задача решается в одно действие, а вторая решается в два действия; во второй задаче мы ввели дополнительное промежуточное требование.)
-Давайте составим алгоритм решения задачи:
-Сформулируй условие
-Сформулируй требование
-Если нельзя ответить на требование задачи, введи дополнительное промежуточное требование.
-Итак, отправляемся в полёт. Пока будем лететь. Мы применим свои знания на практике. Сейчас мы будем работать в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группах. (Идёт слайд)
-Сейчас я каждому раздам карточку, на которой задача, вам необходимо правильно решить и тогда перед нами откроется наша звезда. (Дети поделены на 3 группы: сильные, слабые, средние.)
1 группа: (сделать чертёж и решить задачу)
В станице Кагальницкой в первый месяц построили 300 домов, а во второй на 100 домов меньше. Сколько всего домов построили?
2 группа: (сделать чертёж и решить задачу)
Ко дню рождения школы посадили 200 саженцев берёз, а лип посадили на 100 меньше. Сколько саженцев лип посадили?
3 группа: (ввести дополнительное промежуточное требование, чтобы задача решалась в два действия)
К празднику станицы Кагальницкой в первый день убрали 400 метров парка, а во второй день на 130 метров больше. Сколько метров парка убрали во второй день?
-А сейчас слово предоставляется группам.
8. Итог урока.
-Как вы думаете, по итогам нашего урока мы достойны звезду назвать именем нашей станицы и класса?
-А чтобы её увидеть давайте продолжим фразу:
«На уроке мы узнали, что задачу можно решить в два действия, но для этого нужно:
(идёт слайд)
Молодцы! А вот и наша звезда. И чтобы мы никогда об этом не забыли я дарю вам эту звезду. (учитель вручает детям звезду)
(идёт слайд)
Литература.
- Программы четырёхлетней начальной школы: Проект "Перспективная начальная школа" / Чекин А.Л. под редакцией Р.Г. Чураковой Изд. 3 -, исп. М.: Академкнига/Учебник, - 2006.
- / Чекин А.Л.Математика: 2кл.: Учебник: В 2ч. / - Изд.2, иср. И доп. - М.: Академкнига/Учебник, 2007 -Ч. 2.
- Чекин А.Л.Математика: 2кл.: Методическое пособие / -М.: Академкнига/Учебник.2006 г.