Цели:
- познакомить детей с согласными звуками [м], [м'], буквами М, м;
- формировать навыки беглого, сознательного, правильного, слогового чтения;
- закреплять умение правильно употреблять заглавную букву при написании имен собственных;
- развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать;
- развивать внимание и память учащихся.
Ход урока
I. Организация детей.
II. Повторение пройденного. Работа по «ленте букв».
– Прочитайте гласные, обозначающие твердость согласных.
– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных.
– Какая гласная буква необычна? (Е) Чем отличается от других гласных?
– Назовите звонкие согласные. Назовите глухие согласные.
III. Актуализация знаний учащихся.
– Узнайте сказку и назовите главного героя.
«Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали.»
(«Муха-Цокотуха» К.И. Чуковский)
На магнитной доске открываю портрет К.И. Чуковского.
– Посмотрите на портрет вашего любимого автора.
– К мухе-Цокотухе пришли гости. Давайте вспомним, какие подарки они ей принесли.
(Игра «Доскажи словечко»)
-
Приходили к мухе блошки,
приносили ей … (сапожки). -
Приходила к мухе
бабушка – Пчела
мухе – Цокотухе …
(мёду) принесла.
– У нас получилось три отгадки: муха, сапожки, мёд.
– Исключите из них слово по одному признаку. (Сапожки)
– Кто догадался, какая тема нашего урока?
IV. Знакомство со звуками [м], [м'].
– Составим звуковую схему слова «муха».
Учащиеся работают в тетрадях, один ученик у доски.
– Найдите гласные звуки, обозначьте красным цветом.
– Разделите на слоги, поставьте ударение.
Показываю на первый звук.
– Произнесите этот звук, глядя в зеркало.
– Как работаю органы речи?
– Свободно ли проходит воздух?
– Какой это звук? (Согласный или гласный)
– Звонкий или глухой? Проверьте, закрыв уши ладонями.
– Каким цветом закрасим кружок? (Синий)
Аналогичная работа проводится со словом «мёд».
– Что вы можете сказать про первый звук?
– С какими звуками вы познакомились? Что о них узнали?
– Муха пошла в магазин и накупила много продуктов. Пришла домой и растерялась, что же ей приготовить гостям? Давайте поможем мухе.
– Я буду называть два блюда, а вы выберете нужное. А поможет нам колобок.
Бросаю колобок, дети ловят его и дают нужный ответ.
- Мясной бульон или рыбный?
- Салат из моркови или из свёклы?
- На десерт подать: мороженое или торт?
- А ягоды какие: малину или чернику?
- Напиток: морс или квас?
– По какому признаку мы выбирали блюдо?
V. Физкультминутка
– А сейчас мы узнаем, кто пришел к мухе Цокотухе в гости. Если гость долгожданный (если есть звуки [м], [м']), то мы ему делаем низкий поклон. Если гость пришел без приглшения, мы прячемся за стул.
Мотыльки, носорог, мошкара, тигр, муравьи, лев, шмели, волк, моль, москиты.
– Ребята, на какие две группы можно разделить всех гостей? (Насекомые и звери)
VI. Знакомство с буквами М,м.
– Как называется буква, которой обозначают звуки [м], [м']?
– Есть ли она среди букв на доске? (На доске даны большие и маленькие пройденные буквы, среди них буквы М, м.).
– Посмотрите на таблицу. На что похожа буква м?
– Давайте изобразим эту букву. Удобнее её показать одному человеку или вдвоем?
«Взявшись за руки мы встали
И на м похожи стали»
– Почему на плакате даны четыре буквы м?
– У нас в классе есть ученик, фамилия и имя которого начинаются с буквы м. Кто это? С какой буквы пишется фамилия и имя человека?
– Давайте откроем букву м на ленте букв. Как вы думаете, где её место?
Работа по книге «Уроки русской грамоты» страница 77.
– Учимся писать печатные буквы М, м. Впишем букву м в паравозик.
– Подпишем букву м в словах «муха» и «мёд».
Чтение слогов с буквой м по слоговой таблице.
– Прочитайте слоги, со звуком [м].
– Прочитайте слоги, со звуком [м‘].
Работа со слогами в учебнике «Уроки русской грамоты» страница 77, № 3.
– Ребята, какое самое главное слово в нашей жизни начинается на букву м? Составьте его из букв разрезной азбуки. (Мама).
Чтение текста по учебнику «Русская азбука» страница 89.
– Какие ещё главные слова вы узнали из этого рассказа?
VII. Итог урока.
– Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что для вас было особенно интересным?