Моделирование в музыкальном развитии детей

Разделы: Музыка


Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3 –е тысячелетие на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться. как истинное национальное богатство. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний, предъявлять иные, чем были 30-40 лет назад требования к умственному воспитанию подрастающего поколения.

На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

«Умное» детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности.

Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяет педагогу подчёркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий, в том числе и музыкальные влияют на развитие личности ребёнка.

В исследовании А.П.Усовой, А.П.Запорожца выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше , чем считалось раньше. ребёнок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способности усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладеть способами анализа и решения разнообразных задач.

Одним из наиболее перспективным методом реализации умственного воспитания является моделирование, т.к. мышление старших дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Моделирование – наглядно-практический метод.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. На музыкальных занятий это может быть музыкальное произведение, разные виды оркестров и т.д.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:

  • предметные – в котором воспроизводится конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть музыкальные игрушки, в которых отражён принцип устройства музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные), модели построек (разные виды оркестров).
  • предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов –заместителей, графических знаков, абстракций. Примером такой модели может быть дидактическая игра «Разноцветный кубик», цель которой является учить различать части музыкального произведения посредством геометрических фигур. Например: треугольник означает – куплет, круг - запев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыш. По мере изучения материала дети работают совместно со взрослым, либо в парах или индивидуально.

Хочу предоставить вашему вниманию многофункциональную игру «Пёстрый кубик». Целью данной игры является:

    • ознакомление с нотной грамотностью;
    • расширение представлений о музыкальных инструментах;
    • взаимосвязь музыки с искусством и много других задач.

При анализе содержания текста пени целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки.

Содержание песни нужно разделить на логические завершенные части ( строчки, рифмы), к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмму). (схема песни «Шёл по лесу Дед Моро»).

В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании песни. Опираясь на неё, дошкольники успешнее запоминают тексты песни и используют их в самостоятельной деятельности.

Особый интерес у детей вызывает задания с использованием абстрактных символов при изучении различных характеристик музыки. В этом направлении много и интересно работали учёные, занимавшиеся проблемой обучения малышей музыки: И.П.Манакова, Н.П.Салмина.

В качестве примера приведу предложенное ими задание по кодированию и декодированию звуковой реальности. В ходе кодирования детям предлагается перевести язык музыкальных либо «живых» природных звуков на язык символов, а затем с помощью памяти и воображения произвести его декодирование. (моделирование звуков)

Это задание требует абстрактно – логическое мышление и у ребёнка на первых порах вызывает срёзные трудности и напряжение. Но это исключительно художественная по своему содержанию задача. И в дальнейшем дети с большим интересом сами разрабатывают символы и фиксируют как музыку так и музыкальные звуки Например: звуки зимы, звуки различных предметов (часы, автомобиль и т.д.), голоса природы.

При усложнении задания можно предложить детям меняться листами с закодированными музыкальными и природными звуками и читать их творчески не только там, где знак непонятен, детям предлагается проявить фантазию, но даже там, где он понятен предложить сделать его «Фантастическим – наполнить его более богатым ассоциативным рядом, чем это сделал автор. (моделирование голосов природы)

Моделирование даёт возможность:

  • накапливать опыт познания,
  • повысить интерес к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений.

Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей в умственном воспитания, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников.

Презентация.