Интегрированный урок (история + технология) "Эпоха Нового времени в повседневной жизни европейцев"

Разделы: История и обществознание, Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • познакомить с условиями повседневной жизни европейцев в Новое время; обратить внимание на изменения, произошедшие в жизни европейцев;
  • развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать интерес к прошлому как связующую нить с настоящим.

Задачи: научить пользоваться иллюстративными материалами как источником содержания, работать с документами, решать проблемные задания; подготовить доклад, сообщение.

Форма урока: устный журнал.

Методы обучения:  рассказ, описание,  беседа, сравнительная характеристика,  работа с текстовыми и иллюстративными документами, организация работы в группах, презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал.

Этапы и время

Деятельность учителя

№ слайда

Деятельность учащихся

1. Организационный этап – 3 мин.

 

2. Подготовка к активному усвоению  новых знаний – 5 мин.

 

 

3. Изложение нового материала – 17 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Работа с документами – 15 мин.

5. Промежуточный контроль – 5 мин.

 

 

 

6. Продолжение изучения нового материала – 5 мин.

 

 

 

 

 

7. Закрепление нового материала – 7 мин.

 

 

8. Продолжение изложения нового материала –  8 мин.

 

 

 

 

9. Закрепление новых  знаний.
Практическая часть – 15 мин.

 

 

10. Рефлексия – 5 мин.

 

 

 

 

11. Подведение итога урока.
Информация о домашнем задании – 5 мин.

1. Приветствие учащихся
2. Проверка готовности учащихся к уроку
Сообщение учащимся темы урока, целей, задач нового материала, показ его практической значимости. (Звучит музыка, идут кадры). 

Под музыку учитель истории произносит текст: «Новое время. Обновление, новшество, изменение. Утверждение нового порядка, придворная жизнь великосветского общества, приемы, аудиенции, балы, парады, наряды. Но в тоже время – эпидемии, голод, революции. И все это – Новое время! Оглянитесь вокруг, и вы увидите стены комнат, мебель, одежду, другие предметы; из окна различите аллеи парка, дорогу;  дома – праздничный стол. Что между ними общего? Все это – творение рук человека. И мы не задумываемся, что истоки многого из того, что мы видим, следует искать в Новом времени!»

Тема нашего урока: «Эпоха Нового времени в повседневной жизни европейцев». 

Урок ведут учитель  истории и  Николаева Лариса Сергеевна – учитель технологии. Сегодня мы проследим, какие изменения произошли в жизни европейцев в Новое время, с чем это было связано, какие из достижений используем мы в наше время. Именно в Новое  время начинают выходить постоянные газеты, журналы, в том числе мод. Давайте представим себя в роли журналистов, которым поручено собрать материал для журнала «Секреты успеха».

Учитель технологии:
Чтобы стать успешным, необходимо, прежде всего, здоровье. Здоровье в определенной степени зависит от таких факторов, как рациональное сбалансированное питание и неукоснительное соблюдение правил личной гигиены и гигиены жилища. Вашей визитной карточкой является и ваш внешний вид. Тщательно продуманный гардероб одежды с учетом вашей индивидуальности, умелый подбор косметики придадут вам уверенность, окажут благоприятное воздействие на окружающих.
Каждому из нас также необходим уютный дом, привлекательный пейзаж за окном.

Учитель истории: Прежде чем говорить, что нового появляется в ту эпоху, давайте вспомним: 1. С чего условно начинается Новое время? 2. Назовите последствия ВГО. Да, в это время пусть с трудом, но изменяется питание человека, появляются новые продукты, которые были вывезены из Нового Света: картофель, кукуруза, какао, томаты, подсолнечник.

Учитель технологии: О каких продуктах, наиболее значимых в нашей жизни, вы поместили бы материал в свою статью?  
Знаете ли вы историю картофеля?
Вы  назвали фасоль, как новый продукт на столе европейца. В нашей стране этот продукт недооценен. Что вы знаете о фасоли?
Наиболее вкусными стали считаться кушанья, очень сильно приправленные пряностями.
А знаете ли Вы, какой напиток достаточно популярный в наше время, индейцы называли «чокоатль»?

Учитель истории: А теперь давайте поработаем с документами об особенностях питания в Европе в те далекие времена.

Вопросы: 1.В чем различия трапез простонародья и аристократов? 2.Какие продукты преобладали на столе простых бюргеров? 3.Что вас удивило в описании обеда короля? 4. Что бы вы хотели попробовать из меню Людовика XVI?

Учитель истории: В период Нового времени  страшным бедствием являлись эпидемии.
Они были следствием низкого уровня личной гигиены и отсутствием надлежащего медицинского обслуживания.

Учитель технологии: В 16 веке мода находилась под влиянием Испании. Основу составляли пропорции геометрических форм. Использовались тяжелые ткани – бархат, парча, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. Со второй половины XVI века законодательницей моды в Европе становится Франция.  В одежде господствует стиль барокко. Прически эпохи барокко подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, украшениями и сложной техникой выполнения. Рассмотрите иллюстрации 17 века и определите основные черты стиля барокко в одежде.
B XVIII веке на смену стилю барокко, приходит стиль рококо. Идеал женщины «хрупкая стройная жеманница». Мужская мода приближается к женским образцам.  Некоторые
исследователи называют XVIII век «веком женщин». В городке Палермо в XVII изобрели пудру. Причиной  возникновения пудры стала мода на неестественно бледный цвет лица, считавшейся признаком благородного происхождения. В составе пудры и кремов присутствовали уксус и соли цинка и свинца.  Из-за столь богатого набора токсичных веществ аристократическая белизна кожи оборачивалась головными болями.

Учитель истории: Характерные признаки стиля барокко в архитектуре — криволинейные очертания плана, создание иллюзии движения.
Часто применяются овальные формы, спаренные колонны и пилястры, пышные детали декора. Вершина барокко – Версаль.
В 17-18 веках Франция переживала настоящий бум изгородей из самшита. Сады сочетали в себе разнообразные виды изгородей: низкие, со сложными узорами, называемые "партерами" и высокие,  для акцента или зрительной преграды

Учитель технологии: Ребята, а вы знаете, что много современных профессии ведут своё начало как раз с Нового времени?
       «Репортаж с биржы труда»

Учитель истории: Практические задания:
1.Придумать название нового ресторана и  не
менее пяти наименований  блюд из продуктов, пришедших к нам в эпоху Нового времени.
2. Разработать 3 варианта рекламы мастерской
исторического костюма.
3. Создать объявление ландшафтного дизайнера о предлагаемых им услугах     
 
Учитель истории: Работать мы будем в группах, заполнять страницы журнала, которые вы видите на доске.  Оцениваться ваши материалы будут по следующим критериям:
1. Соответствие представленных материалов содержанию.
2. Активность участников в группах.
Победит та команда, которая представит самые достойные материалы для журнала. А сейчас я приглашаю капитанов команд для определения тех разделов журнала, которые вы будете создавать. Итак,  в путь!

Учитель технологии:  Мы с вами поработали сегодня очень продуктивно. Узнали, что нового в повседневной жизни появляется в ту эпоху, и что мы используем в наши дни. Нам   хотелось бы узнать, насколько значимой была для вас рассматриваемая тема. Для этого ответьте на следующие  вопросы:

  • На уроке я понял …
  • Я узнал, что…
  • Для меня было неожиданным …
  • Оказывается, что до наших дней …  
  • Теперь я   …  

Учитель истории:  Подведем итоги урока. Самым лучшим разделом журнала стал…
Поэтому получают оценки. Далее …
(Выставление оценок)
Домашнее задание.  В рабочих тетрадях напишите статью для своего журнала «Новое время в нашей жизни». С правилами написанья статьи вы знакомились на уроках русского языка и литературы. Наш урок закончим словами Стивена Кинга: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». 
Большое спасибо всем. Урок окончен. 

 

 

 

Приложение 1

 

 

Презентация 1. Слайд 1

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Приложение 2

 

 

 

 

Слайд 8

 

Слайд 9

Слайд  10

Слайд 11

Слайд  12

Слайд  13

 

Слайд  14

Слайд 15

 

 

Презентация 2
Слайды 1-8

 

Презентация 2. Слайд 9

 

Текст на доске

Приветствуют учителей.
Настраиваются на работу.

 

Слушают рассказ учителя, следят за иллюстрациями на экране.

 

 

Записывают тему урока в тетрадь

 

 

 

Смотрят на экран.
Изучают схему на слайде, слушают учителя

 

 

 

Ответы: 1.Эпоха ВГО 2.Появились новые  растения

 

Отвечают: фасоль, картофель, какао, специи и пряности.
Ученицы ведут рассказ об истории появления в Европе картофеля, специй фасоли, шоколада.

Отвечают: шоколад

Работают с документами:1.«Обычаи питания в Германии», Иоганн Боэмус 2. Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век)

Отвечают на вопросы
Слушают учителя.

 

 

Смотрят на экран, слушают учителя

 

 

Рассматривают, отвечают.

Изучают слайд

Изучают слайд

Изучают слайд

Слушают учителя.

Изучают слайд

Слушают учителя.

Смотрят на экран, слушают учителя

 

 Слушают учителя

 

 

 

 

Изучают критерии  оценивания.
Выходят капитаны команд и тянут каждый номер с названием одного из разделов журнала:
1. «Кулинарные секреты»
2. «Уют»
3. «Капризы моды

 

 

 

Рефлексия: отвечают на вопросы

Ресурсы для слайд-шоу.