История календаря

Разделы: Астрономия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели занятия:

  • Образовательная – углубление понимания понятий времени,  летоисчисления и календаря.
  • Развивающая – выработка навыков логического и аналитического мышления.
  • Развивающая – формирование познавательного интереса к предмету и научного мировоззрения.
  • Воспитательная – воспитание на примере выдающихся личностей.

При проведении семинара используется презентация. Часть презентации может быть подготовлена заранее самими учащимися.

Я – Время. Я вселяю ужас.
Я – добро и зло. Я – счастие и горе...
Нет перемен во мне: таким же было
Я на заре далекой мирозданья;
Я видело начало всех начал, –
При мне круговорот века свершали;
И наши дни я тож покрою пылью...

У. Шекспир

Все народы мира на разных этапах своего развития подходили к необходимости создания летоисчисления. Появлялись разные системы и способы подсчета времени. Зачастую эти системы бывали близки друг к другу, а иногда даже полностью совпадали.

Эра  – «исходное число» – система летоисчисления с ее начальной датой.

Считается, что это слово – есть соединение начальных букв латинской фразы:
«Ab exordio regni Augusti» – «От начала воцарения Августа». Октавиан Август в 27 стал римским императором.
У многих народов также имели широкое распространение эры, определяемые временем царствования различных династий.

Календарь – система счета больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Происходит это название от латинского слова calendarium, что буквально переводится как «долговая книжка».
В основном календарные системы основывались на движении Земли вокруг своей оси (сутки), на движении Луны (месяц), на движении Земли вокруг Солнца (год).
В истории существовали календарные системы, основанные на движении других небесных объектов. На Востоке особое значение придавали самой крупной планете-гиганту Юпитеру, делающему один оборот вокруг Солнца за 12 лет. Есть календари, основанные на движении Сатурна и других планет. Основная сложность – согласование с точностью до целых чисел.

Календарь индейцев майя

Для религиозных целей – короткие года по 260 суток:
13 месяцев по 20 дней, недели по 13 дней, обозначенных числами
Для гражданских дел – длинные года «тун» и «хааб», содержащие 360 и 365 суток соответственно. Хааб содержал 18 месяцев по 20 суток + 5 праздников.

Календарь ацтеков

Похож на календарь майя. Дает ответ на вопрос, когда был создан мир

Это произошло в 995 г. до н.э. За это время минуло 4 эпохи:

  • Эпоха тигра 13 * 52
  • Эпоха ветра 7 * 52
  • Эпоха дождя 6 * 52
  • Эпоха воды 13 * 52
  • Эпоха движения…

Цикл 52 года связан с появлением на небе Плеяд.

Самая древняя система счета времени – лунный календарь, в основе которого лежит синодический месяц. Этот календарь очень трудно согласовать с временами года
Деление месяца на 4 недели также связано с фазами Луны, каждая из которых продолжается примерно 7 дней. Дни недели посвящали богам, начиналась она с субботы.
Простой народ твердо знал одно: последний день недели, которым управляет Сатурн, – самый несчастливый. В этот день старались воздерживаться от любых работ, и слово «шаббат», «покой» по-вавилонски, стало обозначением вынужденного выходного дня, продиктованного суеверием.

Шаббат» и «шаббот» слышатся в нашей «субботе», но свободный от трудов день по христианской религии не суббота, а воскресенье. Почему? Эта разница – память о религиозных распрях одинаково чтящих Ветхий завет христиан и иудеев. Вавилонское олицетворение дней недели мы видим его в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках. «Сатурнов день», суббота, у англичан – «сатерди», у французов – «самеди», а «солнечный день», воскресенье, называется «санди» по-английски, «зоннтаг» – по-немецки. Четыре с лишним тысячи лет этим именам...

Солнце ведает воскресеньем
Луна – понедельником
Марс – вторником
Меркурий – средой
Юпитер – четвергом
Венера – пятницей

У славянских народов названия дней недели связаны с их порядковыми номерами и обычаями.

Рождение календаря и понтифики

Если верить легендам, – римляне вначале жили по довольно странному календарю: в нем было всего 10 лунных месяцев.
Когда наступит новый год, а с ним придет и календарный счет дням, знали только жрецы-понтифики. Они наблюдали за появлением молодой луны. Когда в небе, наконец, прорезался блестящий серпик, граждан созывали в Капитолий и объявляли о начале месяца – календах. А в первое мартовское новолуние торжественно возглашалось начало года.

Десятимесячный календарь продержался недолго. В 700 г. до н.э., если опять-таки верить легенде, второй по счету римский император Нума Помпилий, полагавший себя прямым потомком священного Ромула, добавил еще два месяца:
януариус, названный так в честь Януса, двуликого бога входов и выходов (а вовсе не двуличного негодяя, каким считали его невежественные варвары), и
фебруариус, именем своим напоминавший о Фебрусе, боге подземного царства мертвых, – печальный месяц, который потому и сделали самым коротким, 28-дневным.
Начало года по-прежнему приходилось на весенний мартиус – месяц полевых работ, которому покровительствовал Марс, тогда еще бог весенних побегов, а не кровавых войн. Затем шли априлис, месяц, когда на деревьях раскрываются («аперире») почки; майюс, прославляющий богиню плодородия Майю; и наконец, юниус, посвященный Юноне, богине небосвода, жене Юпитера, «царице богов и людей».

Месяцы с пятого по десятый почему-то не были отданы никаким богам и звались просто квинтилис, секстилис, септембер, октобер, новембер и десембер. Нума Помпилий оказался плохим астрономом. Его год получился куцым, всего в 355 дней, на десять с четвертью меньше, чем требовалось.

Чтобы начало года не прыгало, чтобы не передвигались праздники в честь богов, понтифики ввели между 23 и 24 фебруариуса дополнительный месяц – марцедониус, получивший свое название от глагола «марцере» – увядать. Марцедониус как бы увядал на два года, а потом вновь появлялся внутри фебруариуса –длиною то 22, то 23 дня. Система, что и говорить, сложная, требующая неусыпного внимания. А внимания-то как раз понтификам и не хватало. Очень скоро они запутались и не нашли ничего лучшего, как добиться разрешения делать вставной месяц такой длины, «какой нужно». Случилось это в 191 г. до н.э., и почти полтораста лет после этого события понтифики занимались самой удивительной подпольной торговлей – торговлей днями марцедониуса.

«Римские полководцы всегда побеждали, но никогда не знали, в какой день это случилось» Вольтер

Путаница доставляла множество неудобств, и когда к власти в Риме пришел Юлий Цезарь, он решил навести порядок со счетом дней. Все недостающие дни были подсчитаны и в 46 г. до н.э., кроме мерцедония были вставлены еще 2 месяца 33 и 34 дня между ноябрем и декабрем

Первый римский император Гай Юлий Цезарь был не только императором, но по совместительству еще и великим понтификом. Он обладал той полнотой власти, которая была нужна, чтобы покончить с календарным беспорядком, разрушительно действующим на хозяйство и торговлю. Император пригласил в Рим известного египетского астронома Созигена.

У египтян было три сезона: наводнение, посев, жатва. В каждом – по четыре месяца. Внутри месяца – три десятидневки – декады (т.е. шесть пятидневок – пентад). Всего 360 дней. Ошибка в пять суток. Но ведь это календарь четвертого тысячелетия до нашей эры. Астрономическим познаниям еще явно не хватало глубины. Проходит несколько столетий, и мы видим добавление: к 360 дням приплюсованы еще пять, праздники в честь детей бога земли Геба и его супруги Нут – Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.
Сейчас мы знаем, что и эта цифра – 365 дней – отличается от истинной длины года на четверть дня. Но эту разницу еще не могли ощутить астрономы Древнего царства. Впрочем, скоро служители Исиды, обнаружили, что каждые четыре года это блестящее светило опаздывает с восходом на один день.

Дополнительный же день вставлялся за шесть дней до мартовских календ. Шестой по-латыни значит «секстус», а удвоенный шестой – «биссекстус». В русский язык слово пришло через греков, которые вместо «б» говорили «в»; биссекстусный год мы называем високосным.

Не забыл Цезарь и себя. Месяц квинтилис был переименован подобострастным сенатом в Юлиус по желанию императора, пишет древнеримский историк Светоний.
Преемник Цезаря, император Октавиан Август, последовал его примеру и увековечил свое имя, переименовав в свою честь секстилис. Переставил он и количество дней в месяцах, чтобы непременно иметь в «своем» счастливое нечетное число дней.

Григорианский календарь

Созиген не придал значения одному лишнему дню, набегавшему за 128 лет. Он пренебрег результатами наблюдений великого астронома древности Гиппарха, который еще во II в. до н.э. установил, что год длится не 365,25 дня, а немного меньше ( на 0,0078 дня).
Впрочем, римляне не успели ощутить сколько-нибудь серьезно эту «недоработку». Рим как государство кончился, когда разница между календарным и солнечным временем не достигла даже трех дней.

В конце XIV в. христианская церковь, принявшая юлианский календарь за основу летосчисления, вдруг обнаружила, что весеннее равноденствие давно уже не совпадает с 21 марта, и более того, каждые 128 лет наступает раньше еще на один день. Между тем по постановлению Никейского собора (он состоялся в 325 г.) равноденствие обязано было «навсегда» приходиться именно на 21 марта, как это было в год собора.
Требовалось привести календарь «в норму», и первые голоса об этом раздались в Византии, наиболее ревностной хранительнице канонов. Но каноны канонами, а реформа реформой – дело опасное. Император Андроник решил, что ничего кроме церковных смут нововведение не вызовет, и отверг все предложения

В западной, римской церкви под знаком предложений о реформе календаря прошел весь XV и первая половина XVI в. Чтобы решить проблему, в Рим пригласили знаменитого нюрнбергского астронома Региомонтана, прославившегося своим астрономическим календарем, которым пользовался сам Колумб. Увы, едва приехав, ученый заболел и скончался. Вопрос об изменениях снова оказался отложенным. Рассуждал о том, как исправить календарь, и V лютеранский собор, состоявшийся в самом начале XVI в. Свое мнение собравшимся представил, в частности, Коперник: он полагал, что длина года еще не известна с той точностью, которая гарантировала бы от ошибок в будущем. Тридентский церковный собор в 1563 г. поручил папе Пию IV взять дело календарной реформы, как говорится, под личный контроль. Но орешек оказался крепким. Умер Пий IV, его сменил Пий V, потом на престоле оказался Григорий XIII, а каким будет новый календарь, споры все шли и шли.

Между тем проект во всех отношениях замечательно простой был уже разработан. Его автором был врач Алоизий Лильо, живший в итальянском городе Перудже, профессор медицины в местном университете. Чтобы остановить движение календаря, он предлагал попросту выбросить накопившиеся со времен Юлия Цезаря лишние дни, а потом считать високосными те года, которые делятся на 4 и не делятся на 100.

Папа Григорий XIII утвердил решение комиссии, издав буллу «Итер грависсимо...»: всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 г. не пятым, а сразу 15 октября.
«Григорианский стиль» сразу же был принят в Италии, Испании, Португалии, Франции, Нидерландах. Год спустя его ввела Польша, германские государства, Швейцария. Консервативная Англия ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января. Кое-кто из англичан воспринял реформу как истинный грабеж: шутка ли, исчезли целых три месяца жизни! Рассказывают, что некоторые дамы всерьез требовали, чтобы правительство вернуло, им «украденные девяносто четыре дня»...

Еще более консервативными оказались «отцы» православной церкви. Они до сих пор живут по юлианскому календарю. И не только живут, а по возможности старались (в царской России весьма успешно) помешать переходу к новому стилю. Возражали, например, потому, что праздник пасхи, если вычислять его в расчете на григорианский календарь, иногда может совпасть с еврейской пасхой, – вещь по христианским канонам недопустимая. Но главным, конечно, было не это обстоятельство, а стремление подчеркнуть свою независимость от Рима.

Октябрьская революция, ликвидировавшая все институты власти без труда решила вопрос и календарной реформы. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу четырнадцатое.

Источники информации:

1. М.Я.Цофин "Астрономия. Библиотека школьника" – Мн.: Харвест, 1998.
2. Сурдин В.Г., ред.-сост. "Астрономия: век XXI, цвет." – М.: Век 2, 2007.
3. Календарь. История и современность. – М.: Аст, 2006.