Проблема сохранения многоязычия в общеобразовательной школе

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Как показывает опыт общения с коллегами во время проведения профессиональных курсов, семинаров и конференций, проблема выбора немецкого языка в качестве иностранного в провинциальной школе является актуальной с момента активного введения в процесс обучения информационных технологий. Наша школа с углублённым изучением отдельных предметов в этом плане не является исключением. Очень трудно порой объяснить родителям, что немецкий язык не менее популярен в наши дни, чем английский и что для работы с компьютером владение английским языком не является определяющим. Почувствовав бессилие в склонении родителей к выбору немецкого языка, и, как следствие, вытеснение его английским языком, в нашей школе учителя иностранного языка на протяжении ряда лет стали применять  комплексные мероприятия, направленные не только на разъяснительную работу среди родителей учеников, но и на привлечение учащихся к равнозначному практическому применению обоих иностранных языков. Так, в 2005 году в нашей школе для учащихся девятых классов было введено преподавание второго иностранного языка, что имело определённый успех благодаря сотрудничеству учителей ИЯ, проведению интегрированных занятий, использованию инновационных технологий  преподавания. Учащиеся, изучавшие немецкий язык как первый иностранный со второго класса, больше не чувствовали себя «ущербными», так как теперь тоже имели возможность овладения более престижным по их мнению английским языком. Старшеклассники, изучавшие английский язык, получили возможность расширить кругозор, стать современными людьми, владеющими двумя иностранными языками. Помимо данных мер, проводятся мероприятия по активному вовлечению учащихся в работу научного общества школьников, в котором есть место для каждого успешного ученика, независимо от того, какой иностранный язык он изучает. В конце года каждый участник НОШ имеет реальную возможность продемонстрировать свои знания и уровень владения иностранным языком. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах сочинений на иностранных языках, проектная деятельность, проведение уроков он-лайн, интегрированных предметных декад – вот неполный перечень мероприятий, направленный на сохранение двуязычья в нашей школе.

Особо хочется остановиться на проведении ежегодной  декады иностранных языков, которая очень полюбилась нашим ребятам, так как в её подготовке и проведении принимают участие и учащиеся, и их учителя. Основная цель проведения декады иностранных языков – повышение уровня мотивации к изучению ИЯ через привлечение к участию во внеклассных мероприятиях максимального количества детей. Для реализации этой цели педагоги  проводят интересные, содержательные, нестандартные уроки и внеклассные мероприятия, на которых используют информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, являющиеся новыми образовательными технологиями.

Традиционно проводятся тематические выставки: «По странам и континентам», «Лучшие детские проектные работы», «Юмор на английском и немецком языках», которые  в течение года  выполняются учащимися под руководством учителей.

Во время декады проводятся  открытые уроки, на которых применяются формы работы, направленные на тренировку интегративных умений учащихся в устной речи, аудировании, письме и чтении, применяется проектная деятельность и использование ИКТ, просмотр видеофильмов. Во время уроков учителя уделяют внимание лингвострановедению, которое является неотъемлемой частью при ознакомлении с культурой изучаемого языка.

Во время проведения декады иностранных языков учителя акцентируют внимание на внеклассных мероприятиях на иностранных языках, которые являются одним из необходимых условий повышения уровня мотивации к изучению иностранных языков. Для учащихся начальной школы традиционно проводится  внеклассное мероприятие «Мир английских и немецких сказок», в котором принимают участие в качестве исполнителей учащиеся 4 – 11 классов. Некоторые сказки сочиняют сами дети под руководством педагогов, красочные костюмы и декорации готовят не только ученики и учителя, но и их родители.

Для учащихся средних классов во время декады стал традиционным музыкально – поэтический фестиваль, в котором звучат стихи и песни на английском и немецком языках. Вальс под музыку Шуберта в исполнении мальчиков и девочек и современные танцы под англоязычную музыку полюбились всем ученикам.

Для старшеклассников учителями английского и немецкого языков в 2008-2009 учебном году был организован и проведён вечер иностранных языков, в котором приняли две сборные команды старшеклассников,  зрителями были учащиеся 7 – 11 классов. Данное внеклассное мероприятие впервые проводилось в вечернее время. Учителя очень ответственно отнеслись к проведению викторины, подготовили содержательный и занимательный материал по страноведению, сопровождаемый мультимедийной презентацией. Во время музыкальных пауз выступали старшеклассники с музыкальными композициями на английском и немецком языках. Музыкальным оформлением вечера и дискотеки занимались старшеклассники под руководством учителей.

Для учащихся  8 классов была проведена «Литературная гостиная» о творчестве самых знаменитых британских писателей У.Шекспира и Р.Бёрнса. Данное мероприятие имело познавательный, эстетический и учебный характер, во время его проведения учащиеся слушали информацию, подготовленную старшеклассниками, сонеты и стихи в исполнении учащихся старших классов. На данном мероприятии был использован компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом песни на английском языке, музыкальное сопровождение.

В общей сложности во время проведения декады было задействовано более половины всех учащихся школы.

Предлагаем вашему вниманию материал викторины для учащихся, изучающих английский и немецкий языки  «Знатоки английского и немецкого языков», которая была проведена среди старшеклассников. Вопросы викторины задаются командам поочерёдно, каждый правильный ответ – одно очко команде. Команда, набравшая большее количество очков, становится победителем викторины. Все вопросы сопровождаются мультимедийной презентацией с текстами вопросов и фотографиями (рисунками).