Цель: выяснить причины и мотивы гибели князя Святослава – одного из величайших князей-воителей Древней Руси.
Задачи:
- Обучающая:
- познакомить с личностью князя – воина, «последнего русского витязя» Святослава рассказать о его трагической судьбе;
- давать характеристику и оценку исторической личности
- Развивающая:
- продолжить формирование умений работать с текстом летописи «Повесть временных лет»;
- развивать интерес к истории своего Отечества;
- Воспитательная:
- воспитывать стремление узнавать больше об истории Древней Руси;
- воспитывать патриотическое сознание учащихся
Оборудование: учебник истории, материалы «Рассказы начальной русской летописи»: текст «Повесть временных лет», компьютер, проектор, экран, раздаточный материал «Досье князя Святослава», презентация.
Основные понятия и термины: язычники, христиане
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация темы. Постановка проблемы перед учащимися
– Сегодня мы с вами проведем несколько необычное занятие. Необычность его в том, что это не просто урок истории, а детективное расследование убийства одного из выдающихся героев нашей истории – князя Святослава. История нашей страны, как впрочем, и любой другой богата тайнами и «белыми пятнами», очень много неясностей в судьбах отдельных исторических личностей, загадочности в их жизни и смерти. Не является исключением и герой нашего детективного расследования русский князь Святослав Игоревич, в жизни и смерти которого очень много загадок.
Вопрос: Что вы знаете об этом человеке?
(После беседы постановка проблемы).
Перед нами спартанец, привыкший к суровому
походному быту, пренебрегающий жизненными
удобствами ради быстрого продвижения войска без
отягощающего обоза. Стремительный барс
благороден: он заранее предупреждает противника
о своём походе: «Хощю на вы ити!».
Исторические источники, например: «Повесть
временных лет» во многом объяснений не даёт, а то
и вовсе запутывает нас, как исследователей
русской истории.
Наша с вами задача в ходе расследования
разобраться в истинных причинах и мотивах
убийства Святослава и ответить на вопросы:
1. Кто является заказчиком убийства Святослава?
2. Почему Святослав не спешил в Киев? Судя по тому,
как он голодал в Белобережье, зимовка изначально
в его планы не входила.
3. Почему Святослав не послушался совета
Свенельда и не отправился в Киев по суше? Ведь
таким образом он уже один раз приходил в Киев в 968
г.
4. Какую роль во всей этой трагедии сыграли родные
и близкое окружение Святослава?
3. Детективное расследование убийства князя
Класс делится на 3 группы (Приложение 1)
Версия 1 (официальная, т.е. летописная)
– Прочитайте текст «Повесть временных лет» [далее «ПВЛ»] стр. – 32
«А переяславцы послали печенегам сказать:
– Вот идет мимо вас Святослав с небольшой
дружиной, забрав у греков много богатства и
пленных без числа»
Вывод делается вместе с учителем: согласно летописной версии заказчиками убийства Святослава были болгары, недовольные захватническими целями русского князя и они руками печенегов хотели избавиться от своего врага.
Но возникает вопрос: Почему Святослав
не пошел в Киев вместе со Свенельдом, а остался
зимовать в Белобережье, хотя зимовка в его планы
не входила. Испугался печенегов и остался
зимовать Белобережье?
Самого Святослава и его дружину трудно упрекнуть
в трусости. Его слова, обращенные к воинам стали
поистине хрестоматийными: «Так не посрамим земли
Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые срама не
имам» [«ПВЛ» – 30]. С другой стороны – Святослав
предстает перед нами как странствующий
предводитель вольницы, которому чужды интересы
Киева и киевского боярства: «Ты, князь, ищешь
чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул»
[«ПВЛ» – 28]. Святослав практически не бывал в
Киеве, и считать его киевским князем можно с
очень большой натяжкой – вместо него правили
другие. Из текста летописи мы можем сделать очень
важный вывод о том, что Святослав
противопоставляет свою новую столицу
Переяславец Руси. Русь такая же сопредельная
сторона как Византия, Чехия и Венгрия: «От Грек –
золото, паволоки, вина и различные плоды; из Чехии
и из Угор – серебро и кони; из Руси же – меха, мёд,
воск и челядь». Трагедия одиночества Святослава
усугубляется его поражением под Доростолом.
Теперь он потерял ту страну, ради которой
пренебрёг Русью, и пришёл беглецом в родную
землю. Естественно такое положение было для него
нетерпимо, скорее всего, именно поэтому
Святослав не стремился в Киев и остался зимовать
в Белобережье, Святослав не был уверен, что Русь
примет его. Свенельда отправил степью в Русь,
чтоб тот привёл оттуда побольше дружины, с
которой можно было бы снова выступить против
болгар и греков, что именно он, и обещал сделать
перед отъездом из Болгарии: « Пойду на Русь,
приведу ещё дружины». [«ПВЛ» – 33].
Версия 2: (вопрос веры и власти)
Опираясь на текст летописи [«ПВЛ» – 26]. «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя смеяться начнет…» и «Досье» (Приложение 2) (Брат – Улеб (Глеб)) – возможно христианского вероисповедования. Согласно одной из летописных версий убит (жестоко замучен) язычником Святославом в 971г. «Князь и его языческие вельможи приписали русским христианам, сражавшимся в том же войске вину за поражение, нанесённое их единоверцам, объяснив его гневом богов на христиан. Святослав замучил насмерть брата своего Глеба, а его воины так же поступили со своими боевыми товарищами. Особенно плохо пришлось священникам, которые были в русском войске для напутствия православных руссов. Святослав послал приказ в Киев сжечь церкви и обещал по возращении «изгубить всех русских христиан» [«Иоакимовская летопись» цит. по Л. Гумилёв « Древняя Русь и Великая степь» стр. 250]
Мы с вами можем сделать вывод о том, что после
гибели князя Игоря в древлянской земле,
фактической правительницей на Руси становится
Ольга – мать малолетнего Святослава. Многие
историки считают, что крещение Ольги и
заигрывание с христианской Византией привели к
недовольству языческой партии во главе со
Святославом. Что оставалось делать Ольге?
Самое простое – уйти в частную жизнь, передав
сыну полноту власти. Но случилось обратное: сын
ходил походами на врагов в далёкие страны, а
мать возглавляла правительство и воспитывала
внуков, которые почти не видели своего отца.
Вот это-то и примечательно. Князь и его в
основном, языческая дружина всё время находится
в походах, а христианская община Киева вершит
дела страны. Можно сделать вывод о том, что
киевская верхушка не желала видеть своим
правителем язычника. Ярополк не хотел расстаться
с киевским престолом и поэтому сознательно обрёк
отца на гибель, не послав ему в помощь дружину.
Версия 3: (ближайшее окружение Святослава)
Опираясь на текст летописи [«ПВЛ» – 28]. Согласно летописи Претич был воеводой княгини Ольги. Прославился тем, что не допустил печенегов в Киев и стал другом печенежскому князю: «Князь же печенежский сказал Претичу:
– Будь мне другом.
Тот ответил:
– Так и сделаю».
Больше в летописи ничего о нём не сказано. Но
если предположить, что Претич к моменту гибели
Святослава ещё был жив и находился в Киеве, то
можно сделать вывод о том, что «друг печенежского
князя» поддерживал Ярополка и палец о палец не
ударил чтобы спасти Святослава.
Свенельд, как выясняется, вовсе не был «идеальным
дружинником» и «верным слугой» киевских князей.
Напротив, он был причастен к гибели трёх
поколений Рюриковичей – Игоря (некоторые
историки считают, что восстание древлян было
спровоцировано Свенельдом), Святослава, которого
он бросил на днепровских порогах и Олега
Святославовича – древлянского князя: «…нашли
Олега под трупами: вынесли его и положили на
ковре. И, придя, Ярополк плакал над ним и сказал
Свенельду:
– Смотри, этого ты и хотел!». [«ПВЛ» – 33].
Судя по всему, Свенельд продолжал возглавлять
дружину, приведённую им в Киев, и руководил
политикой Ярополка.
Таким образом, получается, что Свенельд увёл
большую часть дружины, сознательно оставив
Святослава без помощи, обрёк его на смерть.
4. Общий вывод
Святослав погиб потому, что вступил в
противоречие с Киевом и аристократической
христианской верхушкой, с системой управления,
существовавшей тогда на Руси. Ярополк и Свенельд
были выразителями этих интересов.
Впрочем, поступок Ярополка и Свенельда вызвал
возмущение у другого сына Святослава – Олега
Древлянского. Он убил сына Свенельда Люта,
заехавшего в его земли поохотиться, узнав, что
тот Свенельдич.
Ряд учёных – историков видят в конфликте
Святославичей связь с трагедией в Белобережье.
Итак, известия источников о столкновении
Святослава с христианской партией в Киеве,
эпизод с распределением владений между
сыновьями, его уход на Балканы – всё это говорит
о том, что Святославу не удалось подчинить себе
Киевскую Русь после смерти Ольги. Святослав
потерял связь с другими русскими князьями.
Закономерным следствием этого стала гибель
самого Святослава.