Цели урока:
- Формирование знаний о направлении в изобразительном искусстве начала 20 века – сюрреализме.
- Развитие умений использования творческих принципов художников сюрреалистов в изображении космического пейзажа и фантастических существ.
- Воспитание патриотизма, позитивного мышления и эстетического отношения к действительности.
Оборудование урока
– для учителя: презентация, магнитная доска, магниты, космический пейзаж на ватмане.
– для учащихся:
- бумага белая,
- фломастеры, краски акварельные и гуашевые.
- кисти,
- тонированный ватман,
- нарисованные части животных,
- клей.
Тип урока: комбинированный (урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания).
План урока:
- Оргмомент – создание эмоциональной атмосферы для более легкого усвоения учебного материала.
- Решение задач на константность восприятия текста.
- Знакомство с иллюзиями.
- Знакомство с творчеством художников-сюрреалистов и историческими событиями, повлиявшими на развитие сюрреализма в искусстве.
- Знакомство с творчеством современных художников-сюрреалистов.
- Беседа о космосе и Дне космонавтики.
- Пояснение этапов работы над рисунком
- Практическая самостоятельная работа учащихся.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята! У нас сейчас урок изобразительного искусства, нам с вами на уроке придется не только рисовать, знакомиться с творчеством художников, но и подумать, подключив логику.
Мирозданье постигая, все познай, не отбирая:
Что – внутри, во внешнем сыщешь;
Что – вовне, внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.
И.В. Гете
Давайте начнем урок с решения небольшой задачи. (Слайд 1)
Внимательно посмотрите на картинку. Ваша задача: быстро называть цвет слова, а не само слово!
У всех получилось? Нет! А почему, как вы думаете?
(Примерные ответы: потому. что это – иллюзия нашего восприятия)
Речь на уроке пойдет об иллюзиях.
Тема нашего урока: «Иллюзия и реальность». (Слайд 2) Эпиграфом к уроку будут звучать слова Зигмунда Фрейда известнейшего австрийского психолога (Слайд 3)
Иллюзии привлекают нас тем, что избавляют от боли, а в качестве замены приносят удовольствие.
– Вы все правильно прочли? Это тоже иллюзия. Таня, прочтите мне, пожалуйста, что здесь написано. (Слайд 4) По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, всё-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а всё солво цликеом.
А как вы думаете, что такое иллюзия? (Ответы учащихся)
(Слайд 5) Иллюзия – это ошибочное виденье, которое испытывает человек и при этом ему кажется, что это правильное видение – реальность. Иллюзии бывают разные. Давайте рассмотрим некоторые из них. (Слайды 6-9)
Сегодня на уроке я хотела бы познакомить вас с творчеством художников, которые выбрали для себя путь ухода от реальности в мир иллюзий.
Это художники-сюрреалисты. Сюрреализм (от фр. suггеаlismе – сверхреализм или фантастический реализм). (Слайд 10) Данное направление сформировалось к началу 1920-х во Франции под большим влиянием книги «Толкование сновидений» австрийского психолога Зигмунда Фрейда, который изучал деятельность мозга, гипноз. Интересен такой факт, что известный предсказатель Вольф Мессинг был учеником З. Фрейда. Сюрреализм отличается использованием иллюзий, сновидений, миражей и парадоксальных сочетаний форм.
Родоначальник и наиболее яркий представитель сюрреализма (Слайд 11) французский художник Сальвадор Дали. Реальное в нереальном – основной принцип творчества С. Дали. (Слайд 12) В иллюзионистической манере, призванной убедить зрителя в нереальности мира, (Слайд 13) Дали с необыкновенной фантазией совмещает объекты совершенно разнородные, сталкивает их друг с другом в противоестественных ситуациях. (Слайд 14)
Постоянной единственной женской моделью, музой является его супруга Гала (Елена Дьяконова) – уроженка России. (Слайд 15)
Как вы думаете, а современные художники работают в рамках данного направления? (Ответы учеников.)
Да, и один из них Роб Гонсалвес – канадский художник-сюрреалист. (Слайд 16) Эти особенности художественного восприятия сюрреалистов нам предстоит использовать в своей творческой работе.
На данном этапе урока мы будем рисовать, но давайте вспомним, какая знаменательная дата для России 12 апреля? (Примерные ответы: День космонавтики, 50 лет полета человека в космос, 12 апреля 1961 года советский летчик-испытатель Ю. Гагарин первым в мире на космическом корабле «Восток» вышел в космос, сделал один виток вокруг Земли и благополучно вернулся обратно.) (Слайд 17)
Космос... Что же это для нас иллюзия или реальность? (Примерные ответы: космос – это реальность. Но планеты, на которых есть жизнь, существа, живущие на этих планетах, – это пока для нас иллюзия.)
Так что же мы будем рисовать? (Ответ: космос!) (Слайд 18)
Космос, астероиды, кометы,
Скрытый ,мир, невидимый для глаз,
Заточенных в коконе планеты.
Небо, что ты спрятало от нас?
Ольга Андрус
(На доске прикреплен рисунок космического пейзажа планеты)
Перед вами космический пейзаж планеты. Какой он? (Примерные ответы: немного мрачный и скучный). Как можно назвать эту планету? Как вы думаете, что необходимо сделать нам, чтобы ее оживить? (Примерный ответ: заселить ее разными существами.) (Слайд 19) Я предлагаю вам уйти в мир иллюзий, фантазий, образов и стать настоящими художниками-сюрреалистами. Мне понадобится 2 художника для выполнения задания у доски. Ребята, вам необходимо создать из нарисованных частей животных Земли нереального инопланетного жителя. А задача остальных художников-сюрреалистов нарисовать существо – обитателя планеты. Можно работать любыми материалами; главное, чтобы образы ваших живых существ были добрыми, так как нам, возможно когда-нибудь, предстоит с ними общаться!
(Самостоятельная работа учащихся под музыку гр.«Спейс») (Слайд 20)
Учитель собирает работы и «заселяет» планету нарисованными существами.
Подведение итогов:
Давайте посмотрим на наши работы. Охарактеризуйте нарисованных вами жителей планеты. Изменилась ли планета? Какие эмоции она у вас вызывает? Что вы чувствуете, глядя на инопланетян? ( Ответы учеников).
Создавая эти нереальные образы, мы воплощали в них свои реальные чувства и эмоции. Так и творчество художников-сюрреалистов позволяет нам через иллюзии и нереальные образы познать свой внутренний мир.
Домашнее задание: (Слайд 21)
Найдите варианты других иллюзий: слуховых, осязательных, вкусовых, обонятельных. Выясните, какие еще художники в своем творчестве отдавали предпочтение миру иллюзий.
Более подробную информацию вы можете найти на сайтах – слайд 22.
Спасибо, до свидания! Урок окончен. (Слайд 23)